Дело № 2-1264/2021
УИД 42RS0011-01-2021-002029-25
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Ленинск-Кузнецкий «12» июля 2021 года
Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Курносенко Е.А.,
при секретаре Пермяковой И.Г.,
с участием помощника прокурора города Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области Романенко Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лазарева А. С. к ПохО. О. П. о взыскании компенсации морального вреда, причиненного противоправными действиями,
У С Т А Н О В И Л:
Лазарев А.С. обратился в суд с иском к ПохО. О. П. о взыскании компенсации морального вреда, причиненного противоправными действиями.
Требования мотивированы тем, что истец является сотрудником полиции, проходит службу в должности <данные изъяты> Межмуниципального отдела МВД России «Ленинск-Кузнецкий».
18.05.2020 в период времени с 16 часов 30 минут года до 17 часов 10 минут ответчик, находясь у дома, расположенного по адресу: <адрес>, умышленно с целью применения насилия, не опасного для здоровья, в отношении истца - представителя власти, в связи с исполнением им своих должностных обязанностей, достоверно зная о его служебном положении участкового уполномоченного полиции, находящегося в форменной одежде и имевшего отличительные знаки сотрудника полиции, осознавая, что он является представителем власти - должностным лицом правоохранительного органа, в связи с исполнением им своих должностных обязанностей, работающим по отработке сообщения, ответчик применил насилие не опасное для жизни и здоровья, а именно: умышленно нанес Лазареву А.С. один удар кулаком в область лица, причинив <данные изъяты>, которая не расценивается как вред здоровью, то есть ПохО. О.П. применил насилие не опасное для здоровья, в отношении представителя власти, в связи с исполнением своих должностных обязанностей, тем самым унизив честь и достоинство истца как сотрудника правоохранительных органов, таким образом, своими действиями ответчик совершил преступление, предусмотренное ст. 318 ч. 1 УК РФ.
На основании приговора Ленинск-Кузнецкого городского суда от <дата> ПохО. О.П. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 318 ч.1 УК РФ. В момент противоправных действий ответчика, истец испытал унижение, которое по общему представлению должен испытывать нормальный человек, кроме того, так как противоправные действия ответчика были совершены в отношении истца как представителя власти, находящегося в форменной одежде и при исполнении своих служебных обязанностей, это подорвало авторитет Лазарева А.С. как сотрудника органов внутренних дел.
Своими преступными действиями ПохО. О.П. причинил истцу моральный вред, который выразился в нравственных и физических страданиях. После причинения телесных повреждений истец испытал чувство публичного унижения в присутствии посторонних, в последующем длительное время чувствовал обиду и внутреннее напряжение по поводу нанесенных телесных повреждений, был сильно расстроен, чувство возмущения и обиды лишили его душевного равновесия.
Истец просит взыскать с ПохО. О. П. компенсацию морального вреда, причиненного противоправными действиями в размере 50 000 рублей.
Истец Лазарев А.С. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, основываясь на доводах, изложенных в исковом заявлении.
Ответчик ПохО. О.П. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица- Межмуниципального отдела МВД России «Ленинск-Кузнецкий» Киреева О.И., в судебном заседании считала заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Исследовав письменные материалы дела, учитывая заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению частично, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В силу статьи 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Согласно части 1 статьи 20 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь. Права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (статья 17).
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из способов защиты гражданских прав является взыскание компенсации морального вреда.
В соответствии с требованиями статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
В силу статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
На основании пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
В соответствии с частью 4 статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации по иску потерпевшего о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда размер возмещения определяется судом при рассмотрении уголовного дела Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со статьями 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (абзац первый пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении требований о компенсации причиненного гражданину морального вреда необходимо учитывать, что размер компенсации зависит от характера и объёма причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий (пункт 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994г. №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»).
Судом установлено, что Лазарев А. С. является сотрудником полиции, проходит службу в должности <данные изъяты> Межмуниципального отдела МВД России «Ленинск-Кузнецкий».
18.05.2020 в период времени с 16 часов 30 минут года до 17 часов 10 минут ответчик, находясь у дома, расположенного по адресу: <адрес>, умышленно с целью применения насилия, не опасного для здоровья, в отношении истца - представителя власти, в связи с исполнением им своих должностных обязанностей, достоверно зная о его служебном положении участкового уполномоченного полиции, находящегося в форменной одежде и имевшего отличительные знаки сотрудника полиции, осознавая, что он является представителем власти - должностным лицом правоохранительного органа, в связи с исполнением им своих должностных обязанностей, работающим по отработке сообщения, ответчик применил насилие не опасное для жизни и здоровья, а именно: умышленно нанес Лазареву А.С. один удар кулаком в область лица, причинив <данные изъяты>, которая не расценивается как вред здоровью.
Приговором Ленинск-Кузнецкого городского суда от <дата> по уголовному делу <номер>, вступившим в законную силу <дата>, ПохО. О. П., <данные изъяты>, признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.318 УК РФ и назначено наказание в виде лишения свободы на срок 1 год 6 месяцев, на основании ст.73 УК РФ назначенное наказание в виде лишения свободы считается условным, с испытательным сроком в 2 года, с возложением на ПохО. О.П. обязанности на период испытательного срока: встать на учёт и 1 раз в месяц являться на регистрационные отметки, извещать указанный орган об изменении своего места жительства.
Как следует из приговора: 18.05.2020 г. в период с 16 час 30 мин до 17 час 10 мин ПохО. О.П., будучи в состоянии алкогольного опьянения, находясь у дома, расположенного по адресу: <адрес>, умышленно применил насилие, не опасное для жизни и здоровья, в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей - в отношении <данные изъяты> Лазарева А.С., находившегося при исполнении своих должностных обязанностей сотрудника полиции, который, получив от граждан сообщение о преступлении, совершенном ПохО.м О.П., исполняя обязанности по пресечению противоправных действий ПохО. О.П. и устранению угрозы общественной безопасности, поместил ПохО. О.П. в салон служебного автомобиля с целью доставления его в отдел полиции МО МВД России «Ленинск-Кузнецкий», но ПохО. О.П., желая воспрепятствовать законной деятельности представителя власти, вышел из служебного автомобиля и умышленно нанес Лазареву А.С. один удар кулаком в область лица, причинив ему <данные изъяты>, не повлекшую вреда здоровью.
При рассмотрении уголовного дела ПохО. О.П. признал вину в полном объёме.
Проанализировав установленные фактические обстоятельства дела, суд считает, что факт и обстоятельства совершенного преступления, в результате которого в отношении истца, являющегося сотрудником полиции, как представителя власти при исполнении своих должностных обязанностей, ответчиком было применено насилие, не опасное для жизни и здоровья, установлены вступившим в законную силу приговором суда, который ответчик не обжаловал, и подтверждены материалами уголовного дела.
Из материалов уголовного дела <номер>, исследованного в судебном заседании, следует, что при рассмотрении уголовного дела потерпевший Лазарев А.С. исковых требований, в том числе о взыскании компенсации морального вреда, к подсудимому ПохО. О.П. не предъявлял. Однако, указанное обстоятельство не является основанием к отказу в удовлетворении требований истца, рассматриваемых в настоящем гражданском деле.
Гражданский иск в уголовном деле о возмещении имущественного или морального вреда, причиненного преступлением, является одним из правовых средств, предназначенных в уголовном судопроизводстве для защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений (ст.52 Конституции Российской Федерации, п.1 ч.1 ст.6 УПК РФ). Такой иск вправе предъявить потерпевший по уголовному делу, который признается гражданским истцом в данном уголовном деле (ч.1 ст.44 УПК РФ), к лицам, которые в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации несут ответственность за вред, причиненный преступлением, и признаются гражданскими ответчиками (ч.1 ст.54 УПК РФ). Вместе с тем, потерпевший может по своему усмотрению либо отказаться от подачи гражданского иска в рамках производства по уголовному делу, либо предъявить соответствующий иск к лицу, обязанному возместить вред, причиненный преступлением, в порядке гражданского судопроизводства с учетом установленной законом подведомственности дел в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд.
В соответствии с п.2 ст.1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Пунктом 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 года №1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» разъяснено, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания. Поэтому потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда. При этом суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суду с учетом требований разумности и справедливости следует исходить из степени нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств каждого дела.
В судебном заседании нашли свое подтверждение доводы истца о причинении ему нравственных страданий в результате совершенного ответчиком преступления, а также истец пояснил, что в течение 3-х дней после нанесения удара ответчиком испытывал боль на лице, с трудом разговаривал, принимал обезболивающие средства.
Суд учитывает, что применение ответчиком насилия, не опасного для жизни или здоровья, в отношении представителя власти, в связи с исполнением истцом своих должностных обязанностей, несомненно причинило истцу нравственные страдания, связанные с переживанием за свою честь и достоинство, как сотрудника правоохранительных органов, поскольку ответчик, оказывая публично неповиновение сотруднику полиции, применив угрозу насилием в присутствии посторонних лиц, проявил неуважение к закону в целом и представителю полиции, действующему в четком соответствии с законом.
Поскольку моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и полного возмещения, предусмотренная законом денежная компенсация должна лишь отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает установленные фактические обстоятельства дела, степень физических и нравственных страданий истца, а также конкретные обстоятельства, при которых был причинен вред, суд приходит к выводу о том, что заявленный истцом размер компенсации морального вреда 50 000 руб. является завышенным, и считает необходимым взыскать с ответчика в счёт компенсации морального вреда истцу сумму компенсации в размере 10 000 руб. Данный размер, по мнению суда, согласуется с принципами конституционной ценности жизни, здоровья и достоинства личности (ст. ст. 21 и 53 Конституции Российской Федерации), а также с принципами разумности и справедливости, позволяющими, с одной стороны, максимально возместить причиненный моральный вред, с другой - не допустить неосновательного обогащения потерпевшего и не поставить в чрезмерно тяжелое имущественное положение лицо, ответственное за возмещение вреда.
Согласно ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку истец при подаче иска в суд был освобожден от уплаты государственной пошлины, то по требованию о взыскании компенсации морального вреда (требование неимущественного характера) государственная пошлина в размере 300 рублей должна быть взыскана с ответчика Похолкина О.П. в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░. ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░. ░. ░., <░░░░░░ ░░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░., <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 10 000 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░. ░. ░., <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19 ░░░░ 2021.
░░░░░: ░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-1264/2021 ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.