Гр. дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 сентября 2022 года Талдомский районный суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Иванова Д.М.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Талдомского городского округа <адрес> о взыскании неосновательного обогащения в виде излишне выплаченной арендной платы,
заслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации Талдомского городского округа <адрес> о взыскании неосновательного обогащения в виде излишне выплаченной арендной платы в размере 303 040 руб. 29 коп., расходов по уплате государственной пошлине в размере 1 200 руб.
В обоснование заявленных требований указал, что 05.02.2018г. на основании договора аренды № ему был предоставлен в пользование земельный участок с кадастровым номером 50:01:0010208:446 площадью 4 493 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, д. Смёнки для ведения личного подсобного хозяйства сроком на 9 лет до 05.02.2027г. В период пользования данным земельным участком, административным истцом на нем возведен индивидуальный жилой дом, право собственности на который зарегистрировано в установленном законом порядке. В декабре 2019 года административный истец обратился в Администрацию Талдомского городского округа <адрес> с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером 50:01:0010208:446. Однако решением № Р№31645455 от 19.12.2019г. в предоставлении государственной услуги о выкупе земельного участка с кадастровым номером 50:01:0010208:446 было отказано, так как данный земельный участок частично расположен в береговой полосе реки Шухорма. С целью исключения части земельного участка, расположенной в береговой полосе, административный истец вновь обратился к административному ответчику с заявлением о разделе земельного участка с кадастровым номером 50:01:0010208:446 на два земельных участка. Постановлением главы Талдомского городского округа <адрес> от 20.11.2020г. № земельный участок с кадастровым номером 50:01:0010208:446 был разделен на два земельных участка с кадастровыми номерами 50:01:0010208:795 площадью 4 093 кв.м. и 50:01:0010208:796 площадью 400 кв.м. Истец не согласен с размером арендной платы, которую он уплачивает за пользование указанными земельными участками, так как она противоречит постановлению Правительства РФ от 16.07.2009г. № и указанному в нем принципу №, введенному постановлением Правительства РФ от 05.05.2017г. №. Ссылаясь на данный принцип, истец указывает, что арендная плата должна быть рассчитана по ставке земельного налога, утвержденной в соответствующем муниципальном образовании. Ставка земельного налога в Талдомском городском округе <адрес> согласно решению Совета депутатов Талдомского городского округа <адрес> от 25.11.2021г. № составляет 0,3 процента от кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость земельного участка 50:01:0010208:446 составляет 1 248 119 руб. 42 коп.; земельного участка 50:01:0010208:796 – 122 796 руб. Следовательно, годовой размер арендной платы для земельного участка 50:01:0010208:795 должен составить 3 744 руб.; земельного участка 50:01:0010208:796 – 368 руб. 39 коп. За период пользования земельными участками с 05.02.2018г. по 27.12.2021г. размер арендной платы должен был составить 14 867 руб. 66 коп., а за период с 27.12.2021г. по настоящее время 2 056 руб. 18 коп. (арендная плата с земельного участка 50:01:0010208:446 1 872 руб. 18 коп.; земельного участка 50:01:0010208:796 – 184 руб. 19 коп.). Итого общий размер данной платы составляет 16 924 руб. 03 коп. При этом, за указанный период оплаченная истцом сумма арендной платы составила 319 964 руб. 32 коп. Таким образом, переплата составила 303 040 руб. 29 коп. Так как ответчиком арендная плата была исчислена без учета постановления Правительства РФ от 16.07.2009г. №, тем самым допущено нарушение принципа №, то с ответчика подлежит взысканию излишне уплаченная истцом арендная плата в размере 303 040 руб. 29 коп.
Истец в судебном заседании иск поддержал.
Представитель ответчика просила в иске отказать, ссылаясь на его необоснованность, поскольку арендная плата за земельный участок истца при заключении договора аренды была исчислена верно.
Судом установлено, что 05.02.2018г. между ФИО1 и Администрацией Талдомского городского округа <адрес> был заключен договор аренды №, по условиям которого ФИО1 был предоставлен в пользование земельный участок с кадастровым номером 50:01:0010208:446 площадью 4 493 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, д. Смёнки для ведения личного подсобного хозяйства сроком на 9 лет до 05.02.2027г.
В период пользования данным земельным участком, административным истцом на нем возведен индивидуальный жилой дом, право собственности на который зарегистрировано в установленном законом порядке.
В декабре 2019 года административный истец обратился в Администрацию Талдомского городского округа <адрес> с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером 50:01:0010208:446.
Однако решением № Р№31645455 от 19.12.2019г. в предоставлении государственной услуги о выкупе земельного участка с кадастровым номером 50:01:0010208:446 было отказано, так как данный земельный участок частично расположен в береговой полосе реки Шухорма.
С целью исключения части земельного участка, расположенной в береговой полосе, административный истец вновь обратился к административному ответчику с заявлением о разделе земельного участка с кадастровым номером 50:01:0010208:446 на два земельных участка.
Постановлением главы Талдомского городского округа <адрес> от 20.11.2020г. № земельный участок с кадастровым номером 50:01:0010208:446 был разделен на два земельных участка с кадастровыми номерами 50:01:0010208:795 площадью 4 093 кв.м. и 50:01:0010208:796 площадью 400 кв.м.
Из объяснений истца следует, что он не согласен с размером арендной платы, которую он уплачивает за пользование указанными земельными участками, так как она противоречит постановлению Правительства РФ от 16.07.2009г. № и указанному в нем принципу №, введенному постановлением Правительства РФ от 05.05.2017г. №. Ссылаясь на данный принцип, истец указывает, что арендная плата должна быть рассчитана по ставке земельного налога, утвержденной в соответствующем муниципальном образовании. Ставка земельного налога в Талдомском городском округе <адрес> согласно решению Совета депутатов Талдомского городского округа <адрес> от 25.11.2021г. № составляет 0,3 процента от кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость земельного участка 50:01:0010208:446 составляет 1 248 119 руб. 42 коп.; земельного участка 50:01:0010208:796 – 122 796 руб. Следовательно, годовой размер арендной платы для земельного участка 50:01:0010208:795 должен составить 3 744 руб.; земельного участка 50:01:0010208:796 – 368 руб. 39 коп. За период пользования земельными участками с 05.02.2018г. по 27.12.2021г. размер арендной платы должен был составить 14 867 руб. 66 коп., а за период с 27.12.2021г. по настоящее время 2 056 руб. 18 коп. (арендная плата с земельного участка 50:01:0010208:446 1 872 руб. 18 коп.; земельного участка 50:01:0010208:796 – 184 руб. 19 коп.). Итого общий размер данной платы составляет 16 924 руб. 03 коп. При этом, за указанный период оплаченная истцом сумма арендной платы составила 319 964 руб. 32 коп. Таким образом, переплата составила 303 040 руб. 29 коп.
В соответствии с п. 3 ст. 65 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» п. 3 ст. 65 ЗК РФ утратил силу.
Введенной данным Федеральным законом ст. 39.7 ЗК РФ установлено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (п. 1).
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009г. № среди прочих закреплен принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют (принцип №).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009г. №.
Пунктом 30 раздела 8 указанных методических рекомендаций разъяснено, что в целях применения принципа № при определении арендной платы за земельные участки следует исходить из необходимости учета интересов лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, отнесенных законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 27 ЗК РФ) к землям, ограниченным в обороте, предоставление которых в собственность не допускается. В указанном случае при определении размера арендной платы за земельный участок целесообразно основываться на размере земельного налога, исчисляемого в отношении земельного участка, расположенного в том же муниципальном образовании, что и земельный участок, размер арендной платы за который определяется, используемого для сходных целей собственниками расположенных на нем зданий, сооружений и не отнесенного к землям, ограниченным в обороте (с учетом положений п. 1 ст. 387 НК РФ).
Применение принципа № при определении размера арендной платы в связи с пользованием земельного участка в государственной или муниципальной собственности возможно, если такой земельный участок входит в перечень земель ограниченных в оборотоспособности, указанных в п. 5 ст. 27 ЗК РФ (п. 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № (2019), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019г.).
Как следует из выписки из ЕГРН на земельные участки с кадастровыми номерами 50:01:0010208:795 и 50:01:0010208:796 являются ограниченными в обороте, так как расположены в прибрежной полосе реки Аргузовка (л.д. 35 – 61).
Однако, согласно указанному выше Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № (2019), утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019г. данные принципы являются общеобязательными, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:01:0010208:446, который в последствие был разделе на земельный участки с кадастровыми номерами 50:01:0010208:795 и 50:01:0010208:796 предоставлялся по результатам аукциона (л.д. 13 – 15).
В соответствии с п. 2 ст. 39.7 ЗК РФ в случае заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этого аукциона.
В случае заключения договора аренды земельного участка с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с единственным принявшим участие в аукционе его участником размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за такой земельный участок определяется в размере начальной цены предмета аукциона (абзац 2 п. 2 ст. 39.7 ЗК РФ).
Согласно протоколу рассмотрения заявок № АЗ-ТЛ/17-1850 начальная цена предмета аукциона – земельного участка с кадастровым номером 50:01:0010208:446 была установлена в размере 73 837 руб. 96 коп. (л.д. 14).
Начальная цена аукциона, согласно постановлению Главы Талдомского муниципального района <адрес> (п. 2.1) от 14.11.2017г. № была установлена в размере 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:01:0010208:446.
Единственным участником данного аукциона стал ФИО1, которому было предложено заключить договора аренды земельного участка по начальной цене аукциона - 73 837 руб. 96 коп. (л.д. 14).
Принимая во внимание, что договор аренды № от 05.02.2018г. был заключен с ФИО1 по результатам аукциона, по его начальной цене, утвержденной постановлением Главы Талдомского муниципального района <адрес> от 14.11.2017г. №, учитывая приведенные выше положения постановления Правительства РФ, Земельного Кодекса РФ, подзаконного акта Министерства экономического развития <адрес>, а также правовую позицию Верховного Суда РФ, суд приходит к выводу, что в указанном случае общеобязательные принципы определения цены договора аренды земельного участка, установленные постановлением Правительства РФ от 16.07.2009г. № применению не подлежали.
В этой связи суд не может признать обоснованными доводы истца о завышенной цене арендной платы, не соответствующей принципу №, в связи с чем приходит к выводу об отказе в иске.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
исковое заявление ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт: серия 4504 №, выдан 04.12.2002г. ОВД «Лосиноостровский» <адрес>) к Администрации Талдомского городского округа <адрес> (ИНН: 5078001721, ОГРН: 1025007830693) о взыскании неосновательного обогащения в виде излишне уплаченной арендной платы по договору № от 05.02.2018г. в размере 303 040 руб. 29 коп., расходов по оплате государственной пошлине в размере 1 200 руб. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано месячный срок в апелляционном порядке в Мособлсуд через Талдомский районный суд.
Судья: Д.М. Иванов
Мотивированное решение изготовлено 16.09.2022г.