Дело № 33-1626/2020

(в суде первой инстанции № 2-4302/2019)

УИД 72RS0025-01-2019-003499-08

апелляционное определение

г. Тюмень                                                                               18 мая 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего    Елфимова И.В.

судей:                Жегуновой Е.Е., Малининой Л.Б.

при секретаре             Самороковой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Шолоховой Светланы Викторовны на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 23 декабря 2019 г., которым постановлено:

«В иске Шолоховой Светланы Викторовны к ФКУ «ГБ МСЭ по Тюменской области» Минтруда России, ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда РФ о признании незаконными решений об отказе в признании инвалидом и обязании признать инвалидом, компенсации морального вреда – отказать».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Жегуновой Е.Е., объяснения Шолоховой С.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тюменской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации - Гобжилы С.Г., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Шолохова С.В. обратилась в суд с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее по тексту - ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда РФ), федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тюменской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее по тексту - ФКУ «ГБ МСЭ по Тюменской области» Минтруда России), с учетом изменения требований просила признать незаконными решение бюро № 2 ФКУ ГБ МСЭ по Тюменской области от 03 декабря 2015 г., решение экспертного состава № 2 ФКУ ГБ МСЭ по Тюменской области от 15 декабря 2015 г., решение бюро            № 2 ФКУ ГБ МСЭ по Тюменской области от 16 января 2017 г., решение экспертного состава № 1 ФКУ ГБ МСЭ по Тюменской области от 10 февраля 2017 г., решение экспертного состава № 15 ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России 22 марта 2017 г., решение бюро № 8 ФКУ ГБ МСЭ по Тюменской области от 29 августа 2017 г., решение экспертного состава № 1 ФКУ ГБ МСЭ по Тюменской области от 02 октября 2017 г., решение бюро № 9 ФКУ ГБ МСЭ по Тюменской области от 12 декабря 2018 г., решение экспертного состава № 2 ФКУ ГБ МСЭ по Тюменской области от 29 января 2019 г., решение экспертного состава № 12 ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда РФ от 25 марта 2019 г., признать утрату здоровья в размере 60%, определить срок назначения инвалидности как бессрочный, взыскать компенсацию морального вреда в размере 500 000 руб.

Требования были мотивированы тем, что 12 декабря 2018 г.                 Шолохова С.В. прошла освидетельствование в бюро № 9 ФКУ «ГБ МСЭ по Тюменской области» Минтруда России, по итогам которого ей было отказано в установлении инвалидности. В соответствии с регламентом истец обжаловала результаты освидетельствования в экспертный состав № 2 того же учреждения, заключением которого от 29 января 2019 г. решение бюро № 9 ФКУ «ГБ МСЭ по Тюменской области» Минтруда России от 12 декабря             2018 г. было оставлено без изменения. Согласно акту медико-социальной экспертизы от 12 декабря 2018 г., у истца выявлены нарушения функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектов – 30 %, согласно акту от 29 января 2019 г. - 20 %, которые не приводят к ограничению жизнедеятельности, социальной недостаточности и не являются основанием для определения группы инвалидности. В 2016 и 2017 годах Шолохова С.В. также обращалась в бюро медико-социальной экспертизы, однако не признавалась инвалидом. Истец полагает, что учреждение медико-социальной экспертизы необоснованно занижает имеющуюся у нее степень выраженности стойких расстройств функций организма с целью уклонения от установления ей инвалидности. По мнению истца, при определении степени выраженности стойких расстройств функций организма должно учитываться не только основное заболевание, но и другие имеющиеся у нее болезни. Неправомерными действиями ответчиков истцу также был причинен моральный вред.

В судебном заседании истец Шолохова С.В. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Тюменской области» - Гобжила С.Г. и Черкасова О.А., действовавшие на основании доверенностей, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились. В объяснениях по делу и письменных возражениях на иск ссылались на то, что критерием установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов). Отметили, что сначала устанавливается максимально выраженное в процентах стойкое нарушение той или иной функции организма человека. после чего определяется наличие (отсутствие) влияния всех других имеющихся стойких нарушений функций организма на максимально выраженное нарушение. Пояснили, что максимально выраженные у истца в процентах нарушения - это нарушение статодинамических функций (20%) и нарушения системы крови и иммунной системы (20%), влияние других имеющихся стойких нарушений организма на максимально выраженные нарушения отсутствует. Указали, что у истца выявлено наличие незначительных нарушений функций организма 1 степени, вследствие чего оснований для установления ей инвалидности не имеется.

Представитель ответчика ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда РФ в судебное заседание не явился, дело было рассмотрено судом в его отсутствие.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласна истец Шолохова С.В., в апелляционной жалобе она просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает, что при назначении экспертизы суд необоснованно отклонил ее предложения касаемо выбора экспертного учреждения и вопросов перед экспертами. Настаивает на необходимости в экспертной оценке качества оказания ей медицинской помощи в ряде учреждений здравоохранения и сравнения состояния ее здоровья до постановки диагноза об онкологическом заболевании в 2014 году, во время лечения и в оспариваемые периоды с 2017 по 2019 годы. Считает выводы заключения судебной медико-социальной экспертизы неполными и необъективными. Обращает внимание на то, что при ответе на вопросы о наличии оснований для установления инвалидности при прохождении ею освидетельствований 15 декабря 2015 г., 23 марта 2017 г. и 25 марта 2019 г. эксперт руководствовался только выписками из протоколов проведения медико-социальных экспертиз в отсутствие самих протоколов и актов медико-социальных экспертиз. Находит необоснованным отклонение судом заявленного ею 19 декабря 2019 г. ходатайства об отложении дела слушанием для выяснения новых обстоятельств. Отмечает отсутствие в решении суда мотивов, по которым заключение судебной экспертизы было принято в качестве доказательства, а ее возражения относительно данного заключения отклонены. Ссылаясь на выводы, изложенные а рецензии ООО «Межрегиональный центр экспертизы и оценки», считает имеющееся в деле экспертное заключение документом, не имеющим доказательственного значения. Обращает внимание на указание в заключении и судебном решении на прохождение ею медико-социальной экспертизы 15 декабря 2015 г. в экспертном составе № 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Омской области», что является технической ошибкой, поскольку там экспертизу она никогда не проходила.

В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Тюменской области» просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (часть 1). Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью (часть 2). В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид» (часть 3). Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 95 утверждены Правила признания лица инвалидом (далее по тексту - Правила).

Согласно пункту 1 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил).

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.

Согласно пункту 5 Правил, условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

В силу пункта 6 Правил, наличие одного из указанных в пункте 5 Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

Пунктом 7 Правил установлено, что в зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид».

Пунктом 25 Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.

При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол. В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (далее - консультанты). Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения (пункты 26, 27, 28 Правил).

Приказом Минтруда России от 11 октября 2012 г. № 310н утвержден Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. К ним относятся: Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (пункт 1 Порядка).

В пункте 4 Порядка предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро). В состав бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) входят не менее 3 специалистов. Состав специалистов формируется из врачей по медико-социальной экспертизе, психологов, специалистов по реабилитации. Обязательным условием формирования состава бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) является наличие не менее 1 врача по медико-социальной экспертизе.

Согласно пункту 1 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от                16 апреля 2012 г. № 291 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности), настоящее Положение определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково».

Пунктом 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности определены лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, в том числе, на соответствие соискателя лицензии - юридического лица, намеренного осуществлять медико-социальную экспертизу, установленным статьей 60 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и статьей 8 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» требованиям, касающимся организационно-правовой формы юридического лица (подпункт «з» пункта 4 Положения).

Медико-социальная экспертиза входит в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности), и подлежит лицензированию в соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», которым определено, что лицензированию подлежит в том числе медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).

На момент принятия ФКУ «ГБ МСЭ по Тюменской области» оспариваемых решений об отказе в установлении истцу инвалидности действовали классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденные Приказом Минтруда России от 17 декабря 2015 г. № 1024н (далее по тексту - Критерии).

В соответствии с пунктом 8 Критериев, критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.

Как следует из дела, по итогам освидетельствования, проведенного              03 декабря 2014 г., бюро № 11 -филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Тюменской области» Минтруда России установило Шолоховой С.В. инвалидность второй группы на срок до 01 января 2016 г. (т. 1, л.д. 17).

19 ноября 2015 г. истец прошла повторное освидетельствование в бюро № 2 - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Тюменской области» Минтруда России, в результате чего ей была установлена инвалидность третьей группы на срок до 01 января 2017 г. (т. 1, л.д. 18).

При последующих обращениях истца в ФКУ «ГБ МСЭ по Тюменской области» инвалидность ей не была установлена (решение бюро № 2 ФКУ ГБ МСЭ по Тюменской области от 03 декабря 2015 г., решение экспертного состава № 2 ФКУ ГБ МСЭ по Тюменской области от 15 декабря 2015 г., решение бюро № 2 ФКУ ГБ МСЭ по Тюменской области от 16 января 2017 г., решение экспертного состава № 1 ФКУ ГБ МСЭ по Тюменской области от             10 февраля 2017 г., решение экспертного состава № 15 ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России 22 марта 2017 г., решение бюро № 8 ФКУ ГБ МСЭ по Тюменской области от 29 августа 2017 г., решение экспертного состава № 1 ФКУ ГБ МСЭ по Тюменской области от 02 октября 2017 г., решение бюро № 9 ФКУ ГБ МСЭ по Тюменской области от 12 декабря 2018 г., решение экспертного состава № 2 ФКУ ГБ МСЭ по Тюменской области от 29 января 2019 г.) (т. 1, л.д. 151 - 153, 199 - 201, 238 - 242).

В соответствии с протоколом медико-социальной экспертизы от                        29 января 2019 г., проведенной экспертным составом № 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Тюменской области» Минтруда России, основное заболевание истца - код по МКБ-10 <.......>, <.......>. Сопутствующие заболевания: <.......>. Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами: нарушение сенсорных функций 10%; нарушение нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций 20%; нарушение функций сердечно-сосудистой системы 10%; нарушение функций дыхательной системы 10%, нарушение функций эндокринной системы и метаболизма 10%, нарушение функций системы крови и иммунной системы 20%. Максимально выраженное в процентах стойкое нарушение функций организма человека, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами - 20%. Факт влияния всех других имеющихся стойких нарушений функций организма человека на максимально выраженное нарушение функции организма человека, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектов отсутствует (т. 1, л.д. 171 - 181).

В порядке контроля решения экспертного состава № 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Тюменской области» Минтруда России от 29 января 2019 г. экспертным составом № 12 смешанного профиля ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России                      (г. Москва) 25 марта 2019 г. была проведена заочная медико-социальная экспертиза, по итогам которой оснований для пересмотра указанного решения не установлено (т. 1, л.д. 209 - 210).

По ходатайству истца судом была назначена судебная медико-социальная экспертиза в целях проверки правильности выводов ответчиков об отсутствии оснований для установления истцу инвалидности, проведение которой поручено ФКУ ГБ МСЭ по Омской области.

    Согласно экспертному заключению № <.......> от 05 ноября 2019 г., составленному экспертным составом № 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Омской области» Минтруда России, на момент освидетельствования установлено наличие у истца стойких незначительных нарушений функций организма, обусловленное имеющимися заболеваниями, что не привело к ограничению жизнедеятельности в основных категориях, не определило необходимость социальной защиты и реабилитации и не явилось основанием для установления группы инвалидности в соответствии с «Классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы», утвержденными Приказом Минтруда и соцзащиты РФ от                       17 декабря 2015 г. № 1024н, Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

У Шолоховой С.В. на момент проведения МСЭ в Бюро № 2 - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Тюменской области» Минтруда России 03 декабря 2015 г. выявлено, что, учитывая положительную динамику в заболевании на фоне проведённого лечения, (<.......> + <.......> + <.......>), нарушение здоровья оценено, как с умеренной степенью выраженности функций иммунной системы с оценкой             50 % по п. 14.7.5.1 количественной оценки Приложения к классификации МСЭ, утвержденной Приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 29 сентября 2014 г. № 664н, что привело к ограничениям жизнедеятельности в основных категориях жизнедеятельности: к самообслуживанию 1 ст., к трудовой деятельности 1 ст., определило необходимость в мерах социальной защиты и помощи, явилось основанием для установления 3 группы инвалидности на 1 год. Оснований для установления 2 группы инвалидности не выявлено.

На момент проведения МСЭ 15 декабря 2015 г. в Экспертном составе № 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Омской области», выявлено наличие нарушение здоровья с умеренной степенью выраженности функций иммунной системы с оценкой 50 %, что привело к ограничениям жизнедеятельности в основных категориях жизнедеятельности: к самообслуживанию 1 ст., к трудовой деятельности 1 ст., определило необходимость в мерах социальной защиты и помощи, явилось основанием для установления 3 группы инвалидности на 1 год. Оснований для установления 2 группы инвалидности не выявлено.

На момент проведения МСЭ 16 января 2017 г. в Бюро № 2 - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Тюменской области» Минтруда России в соответствии с представленными документами на экспертизу, данными объективного осмотра установлено наличие стойких нарушений функций системы крови и иммунной системы 1 степени (раздел 2 пункт 4 абзац 3 в диапазоне от 10 до 30 %), нарушение сенсорных функций (зрения) 1 степени с оценкой 10 %, нарушение функций сердечно-сосудистой системы 1 степени с оценкой 10 %, нарушение статодинамических функций 1 степени с оценкой 20 %, функций дыхательной системы 1 степени с оценкой 10 %, функций эндокринной системы и метаболизма 1 степени с оценкой 10 %, психических функций 1 степени с оценкой 10 %. Имеющиеся нарушения функций не привели к ограничению жизнедеятельности ни в одной из категорий, необходимости в мерах социальной защиты не имеется. Наличия влияния других нарушений функций организма, утяжеляющих максимальное выраженное нарушение функций организма - не установлено. В соответствие с нормативноправовыми актами по МСЭ (Правила признания лица инвалидом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом», раздел 2, п.п. 5, 6; «Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», утвержденные Приказом Минтруда России от 17 декабря 2015 г. <.......>) основания для установления группы инвалидности отсутствуют.

На момент проведения МСЭ 10 февраля 2017 г. в Экспертном составе № 1 ФКУ «ГБ МСЭ по Тюменской области» Минтруда России установлено наличие стойких нарушений функций системы крови и иммунной системы 1 степени (раздел 2 пункт 4 абзац 3 с оценкой 30 %), нарушение функций сердечно-сосудистой системы 1 степени с оценкой 10 %, нарушение статодинамических функций 1 степени с оценкой 10 %, функций эндокринной системы и метаболизма 1 степени с оценкой 10 %, психических функций с оценкой 10 %, что не привело к ограничению жизнедеятельности в основных категориях, не определило необходимость социальной защиты и не явилось основанием для установления группы инвалидности в соответствии с «Классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы», утвержденными Приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 17 декабря 2015 г. № 1024н, Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95.

На момент проведения МСЭ 22 марта 2017 г. в Экспертном составе            № 15 смешанного профиля ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России в соответствии с представленными на экспертизу документами, установлено наличие стойких незначительных нарушений функций иммунной системы, функций сердечнососудистой системы, статодинамических функций, функций эндокринной системы, что не привело к ограничению жизнедеятельности в основных категориях, не определило необходимость социальной защиты и реабилитации и не явилось основанием для установления группы инвалидности в соответствии с «Классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медикосоциальной экспертизы», утвержденными Приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 17 декабря 2015 г.                   № 1024н, Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95. Максимально выраженное нарушение функций организма 30 % установлено по пункту 14.7 количественной системы оценки степени нарушений функций организма человека.

На момент проведения МСЭ 29 августа 2017 г. в Бюро № 8 - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Тюменской области» Минтруда России в соответствии с представленными на экспертизу документами, данными объективного осмотра установлено наличие стойких нарушений статодинамических функций 1 степени с оценкой 30 %, системы крови и иммунной системы 1 степени (раздел 2 пункт 4 абзац 3 с оценкой 30 %), нарушение функций сердечно-сосудистой системы 1 степени с оценкой 10 %, функций эндокринной системы и метаболизма 1 степени с оценкой 10 %, что не привело к ограничению жизнедеятельности в основных категориях, не определило необходимость социальной защиты и не явилось основанием для установления группы инвалидности в соответствии с «Классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы», утвержденными Приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 17.12.2015 г. № 1024н, Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г.           № 95.

На момент проведения МСЭ 02 октября 2017 г. в Экспертном составе № 1 ФКУ «ГБ МСЭ по Тюменской области» Минтруда России в соответствии с представленными на экспертизу документами, данными объективного осмотра установлено наличие стойких нарушений статодинамических функций 1 степени с оценкой 20 %, системы крови и иммунной системы 1 степени с оценкой 10 %, нарушение функций сердечно-сосудистой системы 1 степени с оценкой 10 %, функций эндокринной системы и метаболизма 1 степени с оценкой 10 %, психических функций с оценкой 10 %, что не привело к ограничению жизнедеятельности в основных категориях жизнедеятельности, не определило необходимость социальной защиты и не явилось основанием для установления группы инвалидности в соответствии с «Классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы», утвержденными Приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 17 декабря 2015 г. г. № 1024н, Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95.

На момент проведения МСЭ 12 декабря 2018 г. в Бюро № 9 - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Тюменской области» Минтруда России в соответствии с представленными на экспертизу документами, данными объективного осмотра установлено наличие стойких нарушений функций эндокринной системы и метаболизма 1 степени с оценкой 30 %, системы крови и иммунной системы 1 степени (раздел 2 пункт 4 абзац 3 с оценкой 20 %), статодинамических функций с оценкой 10 %, нарушение психических функций 1 степени с оценкой 10 %, сенсорных функций 1 степени с оценкой 10 %, что не привело к ограничению жизнедеятельности в основных категориях, не определило необходимость социальной защиты и не явилось основанием для установления группы инвалидности в соответствии с «Классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы», утвержденными Приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 17 декабря 2015 г. № 1024н, Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95.

На момент проведения МСЭ от 29 января 2019 г. в Экспертном составе № 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Тюменской области» Минтруда России в соответствии с представленными на экспертизу документами, данными объективного осмотра, установлено наличие стойких нарушений статодинамических функций 1 степени с оценкой 20 %, системы крови и иммунной системы 1 степени с оценкой 20 %, нарушение функций сердечно-сосудистой системы 1 степени с оценкой 10 %, функций эндокринной системы и метаболизма 1 степени с оценкой 10 %, функций дыхательной системы 1 степени с оценкой 10 %, сенсорных (зрительных) функций 1 степени с оценкой 10 %, что не привело к ограничению жизнедеятельности в основных категориях, не определило необходимость социальной защиты и не явилось основанием для установления группы инвалидности в соответствии с «Классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы», утвержденными Приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 17 декабря 2015 г. г. № 1024н, Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95.

На момент проведения МСЭ в Экспертном составе № 12 смешанного профиля ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России в соответствии с представленными на экспертизу документами, установлено наличие стойких незначительных нарушений функций организма, обусловленное имеющимися заболеваниями, что не привело к ограничению жизнедеятельности в основных категориях, не определило необходимость социальной защиты и реабилитации и не явилось основанием для установления группы инвалидности в соответствии с «Классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы», утвержденными Приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 17.12.2015 г. № 1024н», Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95.

С учетом выводов и пояснений экспертами даны ответы на вопросы суда:

        Вопрос: Имелись ли у истицы Шолоховой С.В. на момент освидетельствования в Бюро № 2 - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Тюменской области» Минтруда России 03.12.2015 г. основания для установления группы инвалидности?

Ответ: Имелись основания для установления группы.

    Вопрос: Если имелись, то какой группы?

Ответ: Основания для установления 3 группы инвалидности.

                                    Вопрос: Имелись ли у истицы    Шолоховой С.В. на момент освидетельствования в Экспертном составе № 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Тюменской области» Минтруда России 15.12.2015 г. основания для установления группы инвалидности?

Ответ: Имелись основания для установления группы.

    Вопрос: Если имелись, то какой группы?

Ответ: Основания для установления 3 группы инвалидности.

                                    Вопрос: Имелись ли у истицы Шолоховой С.В. на момент освидетельствования в Бюро № 2 - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Тюменской области» Минтруда России 16.01.2017 г. основания для установления группы инвалидности?

Ответ: Нет, не имелись.

    Вопрос: Если имелись, то какой группы?

Ответ: Основания для установления группы инвалидности отсутствовали.

                                    Вопрос: Имелись ли у истицы Шолоховой С.В. на момент освидетельствования в Экспертном составе № 1 ФКУ «ГБ МСЭ по Тюменской области» Минтруда России 10.02.2017 г. основания для установления группы инвалидности?

Ответ: Нет, не имелись.

    Вопрос: Если имелись, то какой группы?

Ответ: Основания для установления группы инвалидности отсутствовали.

                                    Вопрос: Имелись ли у истицы Шолоховой С.В. на момент освидетельствования в Экспертном составе № 15 ФГБУ «ФБ МСЭ» Минтруда России 22.03.2017 г. основания для установления группы инвалидности?

Ответ: Нет, не имелись.

    Вопрос: Если имелись, то какой группы?

Ответ: Основания для установления группы инвалидности отсутствовали.

        Вопрос:    Имелись ли у истицы Шолоховой С.В. на момент

освидетельствования в Бюро № 8 - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Тюменской области» Минтруда России 29.08.2017 г. основания для установления группы инвалидности?

Ответ: Нет, не имелись.

    Вопрос: Если имелись, то какой группы?

Ответ: Основания для установления группы инвалидности отсутствовали.

        Вопрос:    Имелись ли у истицы Шолоховой С.В. на момент

освидетельствования в Экспертном составе № 1 ФКУ «ГБ МСЭ по Тюменской области» Минтруда России 02.10.2017 г. основания для установления группы инвалидности?

Вопрос: Нет, не имелись.

    Вопрос: Если имелись, то какой группы?

Ответ: Основания для установления группы инвалидности отсутствовали.

        Вопрос: Имелись ли у истицы Шолоховой С.В. на момент освидетельствования в Бюро № 9 - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Тюменской области» Минтруда России 12.12.2018 г. основания для установления группы инвалидности?

Ответ: Нет, не имелись.

    Вопрос: Если имелись, то какой группы?

Ответ: Основания для установления группы инвалидности отсутствовали.

        Вопрос: Имелись ли у истицы Шолоховой С.В. на момент освидетельствования в Экспертном составе № 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Тюменской области» Минтруда России 29.01.2019 г. основания для установления группы инвалидности?

Ответ: Нет, не имелись.

    Вопрос: Если имелись, то какой группы?

Ответ: Основания для установления группы инвалидности отсутствовали.

        Вопрос: Имелись ли у истицы Шолоховой С.В. на момент освидетельствования в Экспертном составе № 12 ФГБУ «ФБ МСЭ» Минтруда России 25.03.2019 г. основания для установления группы инвалидности?

Ответ: Нет, не имелись.

    Вопрос: Если имелись, то какой группы?

Ответ: Основания для установления группы инвалидности отсутствовали (т. 2, л.д. 58 - 91).

Постановив обжалуемое решение, суд обоснованно исходил из того, что истцом в ходе судебного разбирательства не было представлено доказательств, опровергающих выводы ответчиков об отсутствии оснований для установления ей инвалидности, изложенные в оспариваемых решениях. Напротив, по итогам проведения судебной медико-социальной экспертизы было установлено отсутствие у истца нарушений здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), наличие которых являлось необходимым условием для установления инвалидности в силу вышеприведенных норм права. Согласно данному заключению, имеющиеся у истца стойкие нарушения функций организма, обусловленные имеющимися заболеваниями, являются незначительными и не приводят к ограничению жизнедеятельности в основных категориях, не определяют необходимость социальной защиты и реабилитации, вследствие чего не могут являться основаниями для установления группы инвалидности.

Доводы апелляционной жалобы правильность принятого судом решения об отказе Шолоховой С.В. в иске не опровергают.

Так, нарушений норм процессуального права в отклонении судом предложений истца о выборе экспертного учреждения и постановке перед экспертами ряда вопросов судебная коллегия не усматривает. При выборе экспертного учреждения суд исходил из специфики поставленных перед экспертами вопросов и положений Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которые относят решение вопросов, связанных с установлением инвалидности и определением нуждаемости в мерах социальной защиты к компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы. Часть предложенных истцом вопросов экспертам, которые были отклонены судом (о качестве оказания истцу медицинской помощи в учреждениях здравоохранения и взаимосвязи между предполагаемыми дефектами оказания медицинской помощи и наступлением в 2014 году у истца онкологического заболевания), не имели отношения к предмету спора. Другие предложенные ею вопросы (о наличии нарушений здоровья со стойким расстройством функций организма, влиянии сопутствующих болезней на максимально выраженное нарушение функций организма и наличие признаков инвалидности конкретной группы) разрешались экспертами в рамках ответов на вопросы о наличии либо отсутствии оснований для установления истцу инвалидности на дату принятия ответчиками каждого из оспариваемых решений.

Оснований полагать, что отсутствие упомянутых в жалобе протоколов проведения медико-социальных экспертиз и актов повлияло на правильность выводов экспертов в рамках проведения судебной медико-социальной экспертизы, изложенных в представленном в деле заключении, не имеется. Медико-экспертное дело <.......>, оформленном в отношении истца ФКУ ГБ МСЭ по Тюменской области Минтруда России, являлось приложением к рассматриваемому гражданскому делу и исследовалось экспертами. Представленные в данном деле документы эксперты сочли достаточными, заявлений о предоставлении дополнительных материалов и документов в порядке, установленном статьей 85 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, от экспертов в суд не поступало, достоверность выписок из протоколов проведения медико-социальных экспертиз сомнений не вызвала, истец о их недостоверности не заявляла.

Заключение судебной медико-социальной экспертизы отвечает требованиям, предъявляемым законом. Проведенное исследование представленных материалов и документов является полным, в заключении содержится подробное описание исследования, сделанные в его результате выводы и ответы на поставленные вопросы. Доказательств, которые могли бы поставить под сомнение выводы экспертов, истцом суду представлено не было, ходатайства о проведении повторной экспертизы с обоснованием необходимости ее проведения истец не заявила. Одни лишь возражения истца относительно экспертного заключения не могли служить достаточным доказательством наличия у истца инвалидности и необоснованности выводов экспертов, изложенных в заключении судебной экспертизы.

Оснований для удовлетворения заявленного истцом в заседании                       19 декабря 2019 г. ходатайства об отложении дела слушанием для выяснения новых обстоятельств у суда не имелось, поскольку каких-либо конкретных фактов, имеющих значение для дела и требующих дополнительного выяснения, истец не назвала. Доводы истца о необходимости пересмотра установленной ответчиками степени стойких нарушений функций организма были оценены судом и обоснованно отклонены как не подтвержденные материалами дела.

Ссылки истца в жалобе на полученную истцом после принятия судом решения по делу рецензию ООО «Межрегионального центра экспертизы и оценки» подлежит отклонению в связи со следующим.

Из содержания нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы. Полномочия врачебной комиссии медицинской организации ограничиваются перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность указанной медицинской организации, на которые данной медицинской организацией в установленном законом порядке получена соответствующая лицензия. Освидетельствование лица для установления ему инвалидности проводится только в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы, на которые возложены функции по установлению инвалидности. Назначение и проведение медико-социальных экспертиз должны осуществляться в медицинских организациях государственной системы медико-социальной экспертизы, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по соответствующим работам (услугам) - по медико-социальной экспертизе, а также лицами, получившими высшее медицинское образование в Российской Федерации, имеющими сертификат специалиста в том объеме, в каком эта деятельность указана в лицензии и сертификате (правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в Определении от 15 февраля 2016 г.              № 14-КГ15-22).

Полномочия ООО «Межрегиональный центр экспертизы и оценки» на проведение медико-социальной экспертизы не подтверждены. Сведений о наличии у специалистов, составивших упомянутую выше рецензию, необходимой для проведения медико-социальной экспертизы квалификации, не представлено, врачами по медико-социальной экспертизе эти специалисты не являются.

При таком положении оснований полагать, что указанную выше рецензию можно расценивать в качестве документа, который ставит под сомнение правильность представленного в деле заключения судебной медико-социальной экспертизы, не имеется.

Допущенная в заключении судебной медико-социальной экспертизы описка, на которую указано в жалобе, на существо изложенных в заключении выводов экспертов не влияли, принятие судом ошибочного решения по делу не повлекла.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены судом верно, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, отмене не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░ ░░ 23 ░░░░░░░ 2019 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:                                         ░░░░░░░

░░░░░:                                                                       ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-1626/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Шолохова Светлана Викторовна
Ответчики
ФКУ "ГБ МСЭ по Тюменской области" Минтруда России
ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда РФ
Суд
Тюменский областной суд
Судья
Жегунова Елена Евгеньевна
Дело на сайте суда
oblsud.tum.sudrf.ru
27.02.2020Передача дела судье
06.04.2020Судебное заседание
20.04.2020Судебное заседание
18.05.2020Судебное заседание
03.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.08.2020Передано в экспедицию
18.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее