Материал № 12-43/2024

25RS0026-01-2024-000979-40

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

пгт Лучегорск                           10 декабря 2024 года

Судья Пожарского районного суда Приморского края Новоградская В.Н.,

рассмотрев жалобу Кондратова ФИО6 на постановление исполняющего обязанности заместителя директора в области охраны окружающей среды – заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Бикин» № 25/26-24 от 30.09.2024 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением № 25/26-24 от 30.09.2024 исполняющего обязанности заместителя директора в области охраны окружающей среды – заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Бикин» Климовой А.К. Кондратов Р.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Кондратов Р.В. обратился в суд с жалобой в которой указал, что уведомление о времени месте составления протокола об административном правонарушении в адрес его защитника не направлялось. Способ направления извещения путем e-mail и сообщения на телефон не является надлежащем извещением, и были направлены Жильцову А.С. до даты его допуска в качестве защитника. Уведомление об извещении защитника о составлении протокола и его рассмотрения в адрес защитника почтой России не поступало, уведомление о рассмотрении ходатайства о допуске защитника в адрес заявителя не направлялось. В связи с чем, ФГБУ «Национальный парк «Бикин» в ходе производства по делу об административном правонарушении допустило нарушение, связанные с ограничением прав лица, привлекаемого к административной ответственности на защиту, что свидетельствует о том, что постановление по делу об административном правонарушении было вынесено с грубым нарушением норм процессуального и материального права и подлежит отмене. Кроме того, он не является субъектом данного административного правонарушения, так как земельный участок с кадастровым номером 25:15:030501:12 находится на территории с. Охотничий Пожарского МО Приморского края, границы участка прилегают к участку, покрытому лесом и сам является его частью. Учитывая, что его земельный участок не граничит с лесом, полностью покрыт лесом, то есть находится в тесной связи с соседним участком и является его частью, применение к нему меры административной ответственности незаконно. В материалах дела отсутствуют доказательства, что на принадлежащем ему участке произрастает лес, соответственно обязанность по проведению мероприятий, предусмотренных п.10 Правил, не доказана. Выявление нарушений требований Правил, привлечения к административной ответственности по фактам соблюдения контроля Правил к является превышением полномочий ФГБУ «Национальный парк «Бикин». Просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

В судебное заседание Кондратов Р.В. и его защитник Юр С.С. не явились, извещены надлежащим образом, защитник ходатайствовала о рассмотрении жалобы в их отсутствие.

На основании ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие Кондратова Р.В. и его защитника.

Изучив материалы дела, считаю, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима. Объективная сторона правонарушения выражается в действии или бездействии, нарушающем требования и правила пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.

В соответствии с частью 3 статьи 53 ЛК РФ правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020г. № 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее Правила), которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

В силу ст. 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; особый противопожарный режим - дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.

В соответствии с п. 1 Правил настоящие Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.

В соответствии с п.10 Правил со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.

Как следует из материалов дела, Кондратов Р.В., имея в аренде земельный участок с кадастровым номером 25:15:030501:12, расположенный в границах особо охраняемой природной территории федерального значения национальный парк «Бикин», территория с. Охотничий Пожарского муниципального округа Приморского края. Местоположение земельного участка с кадастровым номером 25:15:030501:12 установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 1237 м. по направлению на запад от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, р-н Пожарский, с. Охотничий, ул. Краснояровская, дом 6, категория земель: земли населенных пунктов. Вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, в период с 07.05.2024 по 17.05.2024, то есть в период действия особого противопожарного режима на территории Пожарского муниципального округа Приморского края, так и в период со дня схода снежного покрова и до наступления устойчивой дождливой погоды или образования снежного покрова, не выполнил обязательные требования, установленные п. 10 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 г. № 1614 на территории арендуемого им земельного участка с кадастровым номером 25:15:030501:12 не произвел очистку (своевременную очистку) территории названного земельного участка, прилегающего к лесу (покрытые лесной растительностью земли) от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника на полосе не менее 10 метров от границ территории и (или) леса, либо отделения территории участка от леса минерализованной полосой шириной не мене 1,4 метра или противопожарным барьером.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Кондратова Р.В. к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 8.32 КоАП РФ.

Факт совершения Кондратовым Р.В. административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно:

- постановлением Правительства Приморского края от 16.02.2024 №101-пп, в соответствии с которым на территории Пожарского муниципального округа установлен срок начала пожароопасного сезона в 2024 году с 15.03.2024; в соответствии с указанным постановлением утвержден перечень населенных пунктов Приморского края подтвержденных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, к которым в том числе, относится с. Охотничье Пожарского муниципального округа;

- письмом № 01-22/87 согласно которому Кондратов Р.В. был ознакомлен, что на всех пользователей земельных участков расположенных в границах особо охраняемых природных территорий национальный парк «Бикин» возложено обязательство по обеспечению соблюдения правил пожарной безопасности, неисполнение обязанностей в области пожарной безопасности является основанием для привлечения к ответственности;

- постановлением главы Пожарского муниципального округа №438-па от 07.05.2024, которым на территории Пожарского муниципального округа введен особый противопожарный режим с 07.05.2024, введены дополнительные меры пожарной безопасности на период действия особого противопожарного режима;

- актом осмотра территории (участка местности) №15-24 от 17.05.2024 из которого следует, что государственным инспектором ФГБУ «Национальный парк Бикин» произведен осмотр территории земельного участка с кадастровым номером 25:15:030501:12 в особо охраняемой природной территории федерального значения национального парка «Бикин» с. Охотничий Пожарского муниципального округа Приморского края, используемого Кондратовым Р.В. на основании договора аренды №148 от 07.11.2012, и выявлены нарушения, в том числе правил пожарной безопасности в лесах, установленных постановлением №1614 от 07.20.2020, создающих риск возникновения лесных пожаров, что подтверждено приложенной к акту фототаблицей;

- ответом специалиста по развитию туризма ФГБУ «Национальный парк Бикин» о том, что от Кондратова Р.В., его защитников в период с 01.01.2024 по 17.06.2024 заявлений на выдачу разрешения на посещение национального парка, а именно территории с кадастровым номером 25:15:030501:12 в целях осуществления их подготовки (противопожарных мероприятий) к пожароопасному сезону и особому противопожарному режиму не поступало.

Действия Кондратова Р.В. правильно квалифицированы по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ в соответствии с установленными по делу обстоятельствами.

Доводы жалобы о том, что Кондратов Р.В. не является субъектом инкриминируемого ему административного правонарушения, суд находит не состоятельными, поскольку положения п. 10 Правил прямо обязывают граждан, владеющих, пользующихся и (или) распоряжающихся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), проводить предусмотренные мероприятия по соблюдению требований пожарной безопасности.

Согласно правой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 02.06.2015 N12-П лес в качестве одной из разновидностей природных объектов, понятие которых раскрыто в содержащем общие для экологического законодательства нормы Федеральном законе "Об охране окружающей среды" (статья 1), определяется как естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства. Лесное законодательство, в свою очередь, регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе (статья 5 Лесного кодекса Российской Федерации). В силу двойственности понятия "лес" при регулировании отношений по возмещению вреда в тех случаях, когда лес рассматривается как экосистема, превалирует экологический фактор и проявляются особенности особой экологической ответственности, предполагающей расходы на восстановление всех компонентов экосистемы на поврежденном участке; если же речь идет о лесе как природном ресурсе, то лес рассматривается в качестве экономической категории, а потому в причиненный ущерб включается стоимость утраченных компонентов, что характерно для компенсаторной функции, выполняемой гражданским законодательством.

Кроме того, лес как природный ресурс является комплексной экологической системой, состоящей из почв, подземных и наземных источников, объектов растительного и животного мира, находящихся в тесной взаимосвязи, а потому негативное воздействие на отдельные компоненты экологической системы лесов влечет нарушение внутрисистемных связей, нанося тем самым вред экосистеме в целом. Соответственно, исчисление размера вреда, причиненного лесам, должно производиться с учетом характера действий (бездействия) правонарушителя, их ближайших и отдаленных последствий, ущерба, нанесенного как экосистеме в целом, так и отдельным ее компонентам (элементам природной среды), например лесной растительности, животному миру, подземным водам.

Согласно выписке из ЕГРН данный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства. Ввиду наличия возможности осуществления на указанном земельном участке хозяйственной деятельности, принятие предусмотренных п. 10 Правил противопожарных мер способствует предупреждению лесных пожаров.

Таким образом, в связи с тем, что арендуемый Кондратовым Р.В. земельный участок граничит с лесом, он обязан соблюдать требования, установленные п. 10 Правил.

В соответствии со ст. 23.25 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе, предусмотренные ст. 8.32 КоАП РФ.

Поскольку ФГБУ «Национальный парк «Бикин» осуществляет государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в Пожарском муниципальном районе Приморского края, в связи с чем вправе составлять протоколы и выносить постановления за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 8.32 КоАП РФ.

Довод жалобы о том, что уведомление о времени месте составления протокола об административном правонарушении в адрес защитника лица, привлекаемого к административной ответственности не направлялось является несостоятельным в силу следующего:

В соответствии с ч.1 ст.25.5 КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник.

На основании ч.5 ст.25.5 КоАП РФ защитник, допущенный к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами.

По смыслу ст. 28.2 КоАП РФ составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, возможно, если ему было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

18.06.2024 ФГБУ «Национальный парк Бикин» направил Кондратову Р.В. и его защитнику Жильцову А.С. уведомление о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении, которое Кондратов Р.В. получил 27.06.2024. Уведомление Жильцову А.С. было возвращено из-за истечения срока хранения 29.06.2024. Уведомление Жильцову А.С. также было направлено на адрес его электронной почты, о рассмотрении дела Жильцов был дополнительно извещен телефонограммой от 09.07.2024.

Поскольку Кондратов Р.В. и его защитник Жильцов А.С. в назначенное время не явились, протокол об административном правонарушении был составлен 12.08.2024 в их отсутствие.

Согласно ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

В соответствии с п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).

В связи с изложенным, государственным инспектором в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Бикин» приняты все необходимые меры с целью уведомления Кондратова Р.В. и его защитника о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

В соответствии со ст.25.5 КоАП РФ защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Часть 4 ст. 28.1 КоАП РФ содержит перечень случаев, при которых дело об административном правонарушении считается возбужденным.

Поскольку дело об административном правонарушении было возбуждено 12.08.2024 (с момента составления протокола), то с указанного времени защитник Кондратова Р.В. мог быть допущен к участию в деле, однако так как нормы КоАП РФ не устанавливают специальной процедуры допуска защитника к участию в деле, с учетом надлежащего уведомления Кондратова Р.В. о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, последний имел возможность реализации своего права пользоваться юридической помощью защитника, однако для составления протокола об административном правонарушении не явился и защитника не направил.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Административное наказание назначено в соответствии с правилами, предусмотренными статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 3 ст.8.32 названного кодекса.

В связи с изложенным обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, не установлено.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░» ░░░░░░░░ ░.░. № 25/26-24 ░░ 30.09.2024 ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 3 ░░. 8.32 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░7 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

        ░░░░░                                 ░░░░░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░ ░░░░░:

░░░░░                                                 ░░░░░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░░ ░░░░░                              ░░░░░░░░░ ░.░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

12-43/2024

Категория:
Административные
Ответчики
Кондратов Руслан Викторович
Другие
Юр Светлана Станиславововна
Суд
Пожарский районный суд Приморского края
Дело на сайте суда
pozharsky.prm.sudrf.ru
15.10.2024Материалы переданы в производство судье
16.10.2024Истребованы материалы
12.11.2024Поступили истребованные материалы
28.11.2024Судебное заседание
10.12.2024Судебное заседание
10.02.2025Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
20.02.2025Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее