Решение по делу № 3а-344/2020 от 19.08.2020

44OS0000-01-2020-000270-24

Дело № 3а-344/2020

    Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

24 августа 2020 года, город Кострома

Костромской областной суд в составе

председательствующего Колесова Р.Н.,

при секретаре Дерябиной Е.С.,

с участием прокурора Рыловой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Костромской областной Думы по одномандатному избирательному округу №10 Большакова Ростислава Борисовича к окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Костромской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №4 об отмене постановления от 12 августа 2020 года №139 «О регистрации кандидата в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 10 Гутермана Максима Аркадьевича, выдвинутого избирательным объединением «Костромское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО»,

у с т а н о в и л:

Постановлением Костромской областной Думы от 10 июня 2020 года № 1436 на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Костромской областной Думы седьмого созыва.

Постановлением избирательной комиссии Костромской области от 23 июня 2020 года № 1280 полномочия окружных избирательных комиссий № 6, № 8, № 9, № 10, № 11 возложены на окружную избирательную комиссию по выборам депутатов Костромской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 4 (далее – окружная избирательная комиссия, комиссия).

Постановлением окружной избирательной комиссии от 12 августа 2020 года № 139 Гутерман М.А., выдвинутый избирательным объединением «Костромское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», зарегистрирован кандидатом в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 10.

Большаков Р.Б., являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты по этому же одномандатному округу от избирательного объединения «Политическая партия Коммунистическая партия Коммунисты России» на основании постановления окружной избирательной комиссии от 9 августа 2020 года № 126, обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене решения о регистрации кандидата Гутермана М.А.

В обоснование заявленных требований указал, что в нарушение положений Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ) и Закона Костромской области от 19 октября 2018 года № 451-6-ЗКО «Избирательный кодекс Костромской области» (далее – Избирательный кодекс Костромской области) кандидатом Гутерманом М.А. на регистрацию в комиссию представлено решение политической партии о выдвижении кандидата, не отвечающее требованиям части 4 статьи 73 Избирательного кодекса Костромской области, поскольку в нем отсутствует решение о назначении уполномоченного представителя (уполномоченных представителей) избирательного объединения с указанием сведений о нем (о них).

Кроме того, Гутерман М.А. при подаче документов в окружную избирательную комиссию представил сведения о принадлежащем кандидату, его супруге и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах неимущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также сведения о таких обязательствах его супруги и несовершеннолетних детей с нарушением требований к заполнению соответствующей формы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 06 июня 2013 года №546, выразившимся в том, что после проставления в графе раздела 2 «Сведения об имуществе» слова «отсутствует», им в справках на себя, его супругу и двоих несовершеннолетних детей заполнена графа этого раздела «Сумма сделки», в которой указано «0.00 руб.», при том что заполняться данная графа не должна.

По мнению административного истца, при таких обстоятельствах избирательная комиссия должна была принять решение об отказе в регистрации по основаниям, предусмотренным подпунктами «в», «в1» статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ – в связи с отсутствием среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, а также наличием на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.

В судебном заседании представитель Большакова Р.Б. – Зорина О.А., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика - окружной избирательной комиссии Пивоваров С.В., представитель заинтересованного лица Гутермана М.А. адвокат Глушенков А.В. полагали административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по доводам, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление.

Административный истец Большаков Р.Б., извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил; представитель заинтересованного лица избирательной комиссии Костромской области, заинтересованное лицо Гутерман М.А. ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия. На основании части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие перечисленных лиц.

Выслушав пояснения представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица, заключение прокурора Рыловой Т.В., полагавшей, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать, а также исследовав письменные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления на основании следующего.

Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что это решение принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.

Согласно подпунктам «в», «в.1», «в2» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в том числе:

отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;

наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона;

отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.

Аналогичные основания предусмотрены для отказа в регистрации кандидата в депутаты Костромской областной Думы в части 2 статьи 81 Избирательного кодекса Костромской области: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Кодексом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (п.4); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Кодекса (п.5); отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных частями 8, 11 (при проведении выборов в Костромскую областную Думу, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных частью 12) статьи 71 настоящего Кодекса (п.6).

В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

01 августа 2020 года окружная избирательная комиссия приняла от Гутермана М.А. для уведомления о его выдвижении избирательным объединением Костромским региональным отделением Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №10 заявление о согласии баллотироваться кандидатом от 27 июля 2020 года, документы, подтверждающие указанные в заявлении сведения, а также:

- копию паспорта;

- сведения о размере и источниках доходов кандидата и имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах; сведения о принадлежащем кандидату, его супруге и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах неимущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также сведения о таких обязательствах его супруги и несовершеннолетних детей по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 06 июня 2013 года №546;

- сведения о расходах кандидата, а также о расходах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата (предложенной политической партией кандидатуры) и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, в отношении самого кандидата, его супруги и несовершеннолетних детей по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 06 июня 2013 года №546;

- две фотографии кандидата.

03 августа 2020 года Гутерманом М.А. в окружную избирательную комиссию представлено заявление о регистрации кандидатом в депутаты Костромской областной думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 10 и документы, представленные для регистрации кандидата: решение политической партии о выдвижении кандидата; сведения об имеющихся изменениях в данных о кандидате, представленных им при выдвижении; дополнительные сведения биографического характера кандидата; первый финансовый отчет кандидата; письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами; документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета.

Ссылка Большакова Р.Б. на то обстоятельство, что решение политической партии о выдвижении кандидата Гутермана М.А. не содержит сведений, перечисленных в части 4 статьи 73 Избирательного кодекса Костромской области, что, по его мнению, свидетельствует о несоответствии решения политической партии требованиям Избирательного кодекса Костромской области, является безосновательной.

Согласно пункту 6 части 2 статьи 80 Избирательного кодекса Костромской области для регистрации кандидата кандидат не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по московскому времени представляет в избирательную комиссию заявление о регистрации кандидатом, а также решение политической партии, указанной в части 1 настоящей статьи, о выдвижении кандидата.

В соответствии с частью 1 статьи 80 Избирательного кодекса Костромской области регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 8, 10-12 статьи 71 настоящего Кодекса, и иных документов, представленных в соответствии со статьями 71, 73 настоящего Кодекса в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов подписей избирателей либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие частей 2-6 статьи 76 настоящего Кодекса или части 3 статьи 75 настоящего Кодекса, а в случае, предусмотренном частью 4 статьи 75 настоящего Кодекса, - на основании представленного уведомления гражданина о выдвижении кандидатом.

Суд отмечает, что часть 1 статьи 80 Избирательного кодекса Костромской области, предусматривая отсылку к статье 73, регулирующей вопросы выдвижения кандидатов и списков кандидатов избирательным объединением, вопреки доводам административного истца не возлагает на кандидата обязанность предоставить для регистрации те из документов, которые уже были предоставлены в избирательную комиссию ранее в ходе проведения процедуры выдвижения в соответствии с требованиями данной статьи.

При этом согласно части 8 статьи 73 Избирательного кодекса Костромской области одновременно со списками кандидатов, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, списками кандидатов, выдвинутых по областному избирательному округу, по муниципальному избирательному округу, уполномоченным представителем избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в части 8 статьи 71 настоящего Кодекса, в организующую выборы избирательную комиссию представляются следующие документы:

1) нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, решение о его создании;

2) копия устава общественного объединения (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений), заверенная постоянно действующим руководящим органом общественного объединения (при проведении выборов в органы местного самоуправления);

3) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, списков кандидатов по областному избирательному округу, по муниципальному избирательному округу;

4) решение о назначении уполномоченного представителя (уполномоченных представителей) избирательного объединения с указанием сведений о нем (о них), перечисленных в части 2 статьи 74 настоящего Кодекса, и письменное согласие каждого из перечисленных в списке лиц осуществлять указанную деятельность;

5) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.

Как следует из пояснений представителя административного ответчика, протокол конференции Костромского регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» от 27 июля 2020 года, которым был в числе прочего выдвинут список кандидатов в депутаты Костромской областной думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 10, имелся в распоряжении избирательной комиссии при принятии решения о регистрации Гутермана М.А. Решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения в указанном протоколе также содержится.

Таким образом, 03 августа 2020 года кандидатом Гутерманом М.А. вместе с заявлением о регистрации представлено в комиссию решение конференции Костромского регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» о его выдвижении кандидатом в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № в полном соответствии с требованиям закона.

Что же касается доводов административного истца об иных нарушениях, то суд отмечает следующее.

Согласно подпункту «а» пункту 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 данной статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 указанного Федерального закона в иной срок в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;

Форма справок, в которых должны быть отражены такие сведения, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года № 546 «О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации».

Согласно сноске 6 к форме справки о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, представляемая кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, если за пределами территории Российской Федерации не имеется недвижимого имущества, то в графе «Наименование имущества» раздела 2 «Сведения об имуществе» проставляется слово «отсутствует» и остальные графы раздела 2 и графы раздела 3 не заполняются.

Требуемые документы в отношении самого кандидата Гутермана М.А. и членов его семьи – супруги и несовершеннолетних детей – были представлены в избирательную комиссию 03 августа 2020 года, при этом в них в разделе 2 «Сведения об имуществе» проставлено слово «отсутствует», однако в следующей строке «ИТОГО» указан в графе «Сумма сделки» текст «0.00 руб.».

Вместе с тем, отражение в разделе 2 «Сведения об имуществе» информации об отсутствии имущества с одновременным указанием суммы сделки в строке «ИТОГО» в размере «0,00 руб.» не повлекло искажение, неполноту, неопределенность представленных сведений о недвижимом имуществе или имущественных обязательствах Гутермана М.А. и членов его семьи, имеющихся за пределами территории Российской Федерации, не повлияло на их достоверность.

При таких обстоятельствах в упомянутых документах требуемые по закону сведения в отношении кандидата Гутермана М.А. и членов его семьи отражены в объеме, необходимом для решения вопроса о регистрации кандидата.

Таким образом, у окружной избирательной комиссии не имелось законных оснований для отказа Гутерману М.А. в регистрации кандидатом на основании подпункта «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, предусматривающих в качестве основания для отказа в регистрации кандидата отсутствие документов, необходимых в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

Принимая во внимание, что оспариваемое Большаковым Р.Б. постановление о регистрации кандидата в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва по одномандатному округу № 10 Гутермана М.А. принято окружной избирательной комиссией в пределах имевшихся у нее полномочий, исходя из принципов и норм, закрепленных в законодательных актах, регулирующих спорные правоотношения, не нарушают прав административного истца, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административных исковых требований кандидата в депутаты Костромской областной Думы по одномандатному избирательному округу №10 Большакова Ростислава Борисовича к окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Костромской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №4 об отмене постановления от 12 августа 2020 года №139 «О регистрации кандидата в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 10 Гутермана Максима Аркадьевича, выдвинутого избирательным объединением «Костромское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», отказать.

На настоящее решение в течение пяти дней со дня его вынесения в окончательной форме сторонами может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором – апелляционное представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Костромской областной суд.

    Председательствующий     Р.Н. Колесов

    Полный текст решения изготовлен 24 августа 2020 года.

3а-344/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокуратура Костромской области
Большаков Ростислав Борисович
Ответчики
Окружная избирательная комиссия по выборам депутатов Костромской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №4 (г. Кострома)
Другие
Избирательная комиссия Костромской области
Косенкова Светлана Викторовна
Гутерман Максим Аркадьевич
Суд
Костромской областной суд
Судья
Колесов Роман Николаевич
Дело на сайте суда
oblsud.kst.sudrf.ru
19.08.2020Регистрация административного искового заявления
19.08.2020Передача материалов судье
20.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
20.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.08.2020Судебное заседание
25.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.08.2020Судебное заседание
24.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.09.2020Дело оформлено
24.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее