Решение по делу № 2-149/2024 (2-2067/2023;) от 05.12.2023

Дело № 2-149/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 февраля 2024 года                             город Алдан

Алданский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Демидович А.В.,

при помощнике судьи Агнаеве З.Б., с участием ответчика Нечаева И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Спецкомсервис» к Нечаеву Ивану Владимировичу о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги, судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «УК «Спецкомсервис» обратилось в суд с иском к Нечаеву И.В. о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги. В обоснование заявленных требований истец указал, что ответчик является собственником квартиры по адресу: ....... Ответчик длительное время, в период с 01 марта 2022 года по 30 июня 2023 года, не исполняет обязанность по оплате коммунальных услуг, задолженность по коммунальным услугам за указанный период составляет 139599,38 рублей, по пени 12856,62 рублей. Просит суд взыскать указанную задолженность и судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в сумме 4249,12 рублей.

В ходе судебного разбирательства истец уменьшил исковые требования в части размера пени, на период моратория с июня по октябрь 2022 года, на сумму 2125, 92 рублей, просил взыскать с ответчика пени в размере 10730,75 рублей.

Определением суда от 10 октября 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечена Администрация городского поселения «Поселок Нижний Куранах».

Заочным решением от 01 ноября 2023 года исковые требования ООО «УК «Спецкомсервис» были удовлетворены частично, с ответчика Нечаева И.В. взыскана задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 139599,38 рублей, пени 10730,70 рублей, судебные расходы, связанные, с уплатой государственной пошлины в сумме 4206,60 рублей.

Определением суда от 05 декабря 2023 года заочное решение от 01 ноября 2023 года было отменено судом по заявлению ответчика.

В судебное заседание представитель истца ООО «УК «Спецкомсервис» и представитель третьего лица Администрации ГП «Поселок Нижний Куранах» не явились, извещены судом о времени и месте судебного разбирательства, направили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей.

Ответчик Нечаев И.В. в суде исковые требования признал частично, в части задолженности за жилищные и коммунальные услуги, согласно представленному расчету в сумме 101194,77 рублей. В части задолженности за техническое обслуживание жилого помещения исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении, мотивируя свои возражения тем, что техническое обслуживание жилого дома не производилось - система отопления не промывалась, технически это невозможно, стекла в подвале дома выбиты, трубы перемерзают, общедомовое имущество находится в плачевном состоянии.

Суд, выслушав ответчика, изучив и оценив представленные доказательства, приходит к выводу о частичном удовлетворении иска по следующим основаниям.

Настоящий иск предъявлен ООО «УК «Спецкомсервис», которое в период 01 февраля 2020 года до 01 сентября 2023 года являлось управляющей компанией по обслуживанию жилого ома по адресу: Алданский район, пос. Нижний Куранах, 1 микрорайон, д. 10, что подтверждается договором управления многоквартирными домами от 27 декабря 2019 года, заключенными между ООО «УК «Спецкомсервис» и муниципальным образованием «Посёлок Нижний Куранах».

Ответчик Нечаев И.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу....... что подтверждено Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 13 марта 2023 года и ответчиком в суде не оспорено.

Жилищный кодекс РФ устанавливает обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ч. 1 ст. 153 ЖК РФ). Такая обязанность установлена как для собственников жилых помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 154 ЖК РФ), так и для нанимателей жилых помещений по договору социального найма (ч. 3 ст. 67, ч. 1 ст. 154 ЖК РФ).

08 февраля 2023 года и 20 июля 2023 года ООО «УК «Спецкомсервис»» обратилось к мировому судье судебного участка № 2 с заявлениями о выдаче судебных приказов о взыскании с Нечаева И.В. задолженности по оплате коммунальных услуг.

Определениями мирового судьи Алданского судебного участка № 2 от 24 марта 2023 года и 22 августа 2023 года судебные приказы о взыскании с Нечаева И.В. задолженности по оплате коммунальных услуг отменены в связи с возражениями должника.

В силу статьи 309 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с его условиями и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если не установлен иной срок.

Пунктом 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Из представленных документов (квитанций, оборотно-сальдовой ведомости) за период 01 марта 2022 года по 30 июня 2023 года следует, что у ответчика имеется задолженность по оплате жилищно-коммунальных платежей в размере 139599,38 рублей, из которых задолженность по горячей воде на содержание общедомового имущества (ОНД) составила 72,23 рубля, горячей воде по счетчикам 8399,05 рублей, отведению сточных вод 4791,88 рублей, отоплению 68052,37 рублей, твердым коммунальным отходам 1607,7 рублей, холодному водоснабжению на ОНД 52,56 рублей, холодной воде по счетчикам 9055,65 рублей, электроэнергии на ОНД 9196,42 рублей, техническое обслуживание 38371,51 рублей. За спорный период ответчиком произведена оплата в сумме 3428,51 рублей.

На сумму задолженности 139599,38 рублей истцом начислены пени (с учетом уменьшения цены иска) за несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг за период с 01 ноября 2022 года по 30 июня 2023 года в сумме 10730,75 рублей.

Ответчиком в суде расчет истца оспорен и представлен новый расчет, согласно которому задолженность за период с 01 марта 2022 года по 30 июня 2023 года составляет 101194,77 рублей, в том числе: за отопление составляет 68074,74 рублей, по горячей воде 8682,12 рублей, по холодной воде 9055,61 рублей, водоотведению 4822,87 рублей, твердым бытовым отходам 1607,70 рублей, горячей воде на ОНД 621,14 рублей, холодной воде на ОНД 451,54 рублей, электроэнергии на ОНД 6494,85 рублей, содержание мест общего пользования 973,76 рублей.

В силу пункта 30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пункте 17 Правил.

Из пояснений ответчика Нечаева И.В. в судебное заседании следует, что ....... в спорном многоквартирном доме не оборудована индивидуальными приборами учета горячего и холодного водоснабжения, в связи с чем, начисления производятся по нормативам потребления.

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 13 октября 2012 года № 446 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Постановлениями Правления Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 17 июня 2020 года № 58 от 18 июня 2021 года № 77 установлены льготные тарифы для населения муниципального образования «Алданский район» Республики Саха (Якутия) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения.

Из представленных платежных документов ООО «УК «Спецкомсервис» следует, что с марта 2022 года по 30 июня 2023 года количество проживающих составляло – 1 человек.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее - Правила 354).

Согласно пункту 42 Правил 354, при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента.

Следовательно, если жилое помещение не оборудовано индивидуальными приборами учета потребления коммунальных ресурсов, при этом, не предоставлен акт, подтверждающий отсутствие технической возможности по установке таких приборов учета, то при расчете размера платы за соответствующие коммунальные ресурсы, исполнитель производит начисление платы потребителю по следующей формуле: Pi = ni х Nj х Кпов х Ткр, где: ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в квартире; Nj - норматив потребления коммунальной услуги; Кпов - повышающий коэффициент, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 года - 1,5; Ткр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Размер платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение начисленный ООО «УК «Спецкомсервис» не превышает размер платы, рассчитанный исходя из утвержденных нормативов и тарифов.

2.Отопление. Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 сентября 2016 года N 337 «О способе оплаты коммунальной услуги за отопление на территории Республики Саха (Якутия)» установлено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется ежемесячно равными долями в течение календарного года в отношении муниципальных образований, расположенных на территории Республики Саха (Якутия), за исключением городского округа «Жатай», на территории которого оплата коммунальной услуги за отопление осуществляется в течение отопительного периода. Размер платы за отопление, начисленный ООО «УК «Спецкомсервис» не превышает размер платы, рассчитанный исходя из утвержденных нормативов и тарифов.

3. Твердые коммунальные отходы. В соответствии с формулой 9(1) Правил 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в многоквартирном жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 148(30) Правил по формуле 9(1).

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) № 443-п от 29 октября 2018 года утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Саха (Якутия).

Постановлениями Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 23 июня 2021 года № 113, от 18 декабря 2020 года № 303, от 17 декабря 2019 года N217 установлены предельные единые тарифы на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Саха (Якутия).

Размер платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, начисленный ООО «УК «Спецкомсервис» не превышает размер платы, рассчитанный исходя из утвержденных нормативов и тарифов.

4. Плата за содержание жилого помещения (жилищные услуги).

1.Коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Из представленных документов ООО «УК «Спецкомсервис» не следует, что собственники приняли решение об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Из представленного пояснения директора ООО УК «Спецкомсервис» не следует, что многоквартирный дом оснащен автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг. Следовательно, размер платы за коммунальные услуги, предоставленные в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, не может превышать размер платы, рассчитанный исходя из нормативов потребления соответствующих услуг.

При определении размера платы потребителям за коммунальный ресурс по электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным техническом паспорте многоквартирного дома): а) площади межквартирных лестничных площадок, лестницы, лифты и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); б) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий.

Из представленным суду материалов установлено, что уборочная площадь общих коридоров и мест общего пользования составляет 45,84 кв.м., площадь подвала составляет 614,25 кв.м.

Следовательно, при расчете размера платы за электрическую энергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, используется площадь мест общего пользования и подвала 660,09 кв.м.

Постановлениями Правления Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 2020 года № 360 от 30 декабря 2021 года № 345 установлены тарифы на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категориям потребителей по Республике Саха (Якутия).

Начисленный ООО «УК «Спецкомсервис» размер платы за коммунальные услуги, предоставленные в целях содержания общего имущества, не превышает размер платы, подлежащий начислению исходя из нормативов потребления.

2.Техническое обслуживание. Конкурсной документацией установлен тариф только на техническое обслуживание многоквартирного дома, так тариф на техническое обслуживание многоквартирного дома по адресу: ....... составлял 27,20 рублей/кв.м..

Соответственно, размер платы для ......., за период с марта 2022 года по июнь 2023 года не должен превышать: 27,2 руб./кв.м. х 88,17 кв.м. х 16 мес. = 38371 рублей 58 копеек.

ООО «УК «Спецкомсервис» начислило плату в размере 38371 рублей 58 копеек, что соответствует рассчитанному выше размеру платы за техническое обслуживание.

При этом в соответствии с положениями Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 № 491, основанием для проведения перерасчета платы за услуги по содержанию общего имущества являются акты о нарушении качества предоставления или не предоставления услуг, определяющие начало и конец периода предоставления услуги ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Потребитель имеет право требовать от исполнителя составления акта проверки о нарушении качества услуг или не предоставления услуг.

Согласно представленному истцом журналу, (т. 1 л.д. 132-191), ответчик Нечаев И.В. с заявлениями в адрес истца о предоставлении услуг ненадлежащего качестве не обращался.

Ответчик Нечаев И.В. в суде подтвердил тот факт, что с требованием о составлении акта о ненадлежащем оказании услуг он к истцу не обращался. По мнению ответчика Нечаева И.В. истцом самостоятельно, по умолчанию, должен быть произведен перерасчет платы за не оказанные услуги, что основано на неверном толковании норм материального права.

В доказательства проведения работ по техническому обслуживанию многоквартирного жилого дома № ....... представлены наряд-заказы и акты приемки выполненных работ, подписанные потребителями акты проверки готовности к отопительному периоду и паспорта готовности к отопительному периоду, подписанные главой МО «Поселок Нижний Куранах» Усенко А.С. без каких-либо замечаний (т. 1 л.д. 56-121).

Таким образом, истцом представлены доказательства, не опровергнутые ответчиком о проведении работ по техническому обслуживанию многоквартирного жилого дома. При этом доказательств, свидетельствующих о не предоставлении ответчику коммунальных услуг либо предоставлении услуг ненадлежащего качества, материалы дела не содержат. Согласно сообщению администрации Городского поселения «Поселок Нижний Куранах» каких-либо жалоба на ненадлежащее исполнение муниципального контракта управляющей компанией от жителей муниципального образования в администрацию не поступало.

Оценивая доводы ответчика о необходимости назначения по делу судебной строительной технической экспертизы для определения проводились ли истцом работы по техническому обслуживанию многоквартирного жилого дома, суд учитывает, что экспертиза – это исследование, производимое специально привлекаемым для этого лицом – экспертом, обладающим требуемыми знаниями, которыми её инициаторы не обладают.

Судебная экспертиза – это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла, и которые поставлены перед экспертом судом в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

Неоказание коммунальных услуг надлежащего качества, в силу Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 № 491, может быть подтверждено актами о нарушении качества предоставления или не предоставления услуг, составленным исполнителем таких услуг по требованию потребителя. Каких-либо специальных познаний для определения факта оказания услуги потребителям не требуется.

Соответственно, суд не усмотрел необходимости назначения по делу судебной строительной экспертизы, поскольку указанные обстоятельства могут быть подтверждены иными доказательствами, которые не были представлены ответчиком в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ. Ходатайство ответчика о назначении экспертизы по делу разрешено судом, оснований для повторного разрешения суд не находит.

Доводы ответчика о невозможности оплаты коммунальных услуг через банковское приложение и списании банковской комиссии, суд находит необоснованными, поскольку указанные обстоятельства не свидетельствуют об освобождении обязанности уплаты коммунальных услуг и невозможности внесения оплаты в кассу управляющей компании.

При этом суд учитывает, что в спорный период, оплата коммунальных услуг ответчиком не производилась в полном объеме.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что истцом соблюдены требования действующего законодательства и признает расчет истца правильным, и полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца задолженность за период с 01 марта 2022 года по 30 июня 2023 года в размере 139599 рублей 38 копеек.

Согласно ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы, за каждый день просрочки, начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

Расчеты произведены истцом в соответствии с требованиями закона, установленных муниципальным органом тарифов, сомнений не вызывают. Стороной ответчика доказательств отсутствия задолженности, либо наличия задолженности в меньшем размере не представлено.

Следовательно, образовавшаяся сумма задолженности и пени подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, с учетом уменьшения цены иска, подлежит взысканию с ответчика в пользу истца государственная пошлина в размере 4206,60 рублей, пропорционально сумме удовлетворенных исковых требований. В части судебных расходов исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Спецкомсервис» к Нечаеву Ивану Владимировичу о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги удовлетворить частично.

Взыскать с Нечаева Ивана Владимировича в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Спецкомсервис» задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 139599,38 рублей, пени 10730,70 рублей, судебные расходы, связанные, с уплатой государственной пошлины в сумме 4206,60 рублей, всего взыскать 154 536 (Сто пятьдесят четыре тысячи пятьсот тридцать шесть) рублей 73 копейки.

Идентификаторы сторон:

Истец - ООО «Управляющая компания «Спецкомсервис», ИНН 1402025247, КПП 140201001, ОГРН 1191447013273.

Ответчик - Нечаев Иван Владимирович, [иные данные]

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) через Алданский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме – 09 февраля 2024 года.

Судья                                Демидович А.В.

2-149/2024 (2-2067/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО УК СпецКомСервис
Ответчики
Нечаев Иван Владимирович
Суд
Алданский районный суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Демидович Анна Викторовна
Дело на сайте суда
aldan.jak.sudrf.ru
05.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
05.12.2023Передача материалов судье
05.12.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.12.2023Предварительное судебное заседание
17.01.2024Предварительное судебное заседание
31.01.2024Судебное заседание
02.02.2024Судебное заседание
02.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее