Дело № 2а-1585/2019 <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 декабря 2019 года
Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:
судьи Калиной Е.Д.,
при секретаре Галкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> к Автономной некоммерческой организации «Центр содействия в реализации социально-культурных и гуманитарных проектов» о ликвидации и исключении некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> (далее – Управление Минюста РФ по <адрес>) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Автономной некоммерческой организации «Центр содействия в реализации социально-культурных и гуманитарных проектов» (далее - АНО «Центр содействия в реализации социально-культурных и гуманитарных проектов») о ликвидации и исключении некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц. Требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Минюста РФ по <адрес> принято решение о государственной регистрации АНО «Центр содействия в реализации социально-культурных и гуманитарных проектов». ДД.ММ.ГГГГ сведения об организации внесены Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по <адрес> в Единый государственный реестр юридических лиц за номером ОГРН – 1155958091827. АНО «Центр содействия в реализации социально-культурных и гуманитарных проектов» неоднократно допущены грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, выявленные по результатам проведенной проверки. Согласно Акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ № АНО «Центр содействия в реализации социально-культурных и гуманитарных проектов» в нарушение п. 7 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - ФЗ «О некоммерческих организациях») не проинформировала Управление Минюста РФ по <адрес> о смене адреса (места нахождения) юридического лица, в нарушение п. 1 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» не представила в Управление Минюста РФ по <адрес> информацию о своей деятельности в виде документов, запрашиваемых в рамках проверки, в нарушение п. 3.2 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», п. 2 Приказа Минюста России от 07.10.2010 года № 252 «О Порядке размещения в сети интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций» в проверяемый период не исполнила обязанность по размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлению средствам массовой информации для опубликования сообщения о продолжении своей деятельности за 2015, 2016, 2017, 2018 годы, в нарушение п. 3.1 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» не представила в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников за 2018 год. Помимо этого АНО «Центр содействия в реализации социально-культурных и гуманитарных проектов» не выполняет требования п. 3 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» и Постановления Правительства Российской Федерации № 212, что свидетельствует об отсутствии деятельности. Подтверждением данного факта являются: отсутствие информации о предоставлении отчетов за 2018 год в автоматизированной информационной системе «Учет некоммерческих и религиозных организаций», отсутствие в учетном деле документов, содержащих отчеты по форме ОН0001 и ОН0002, утвержденным Приказом Минюста России от 29.03.2010 года № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» за 2018 год. Кроме того, АНО «Центр содействия в реализации социально-культурных и гуманитарных проектов» не представляла в Управление Минюста РФ по <адрес> отчетность за 2016 год. По результатам проведенной Управлением Минюста РФ по <адрес> проверки АНО «Центр содействия в реализации социально-культурных и гуманитарных проектов» вынесено предупреждение со сроком устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ, которое не получено, составлен протокол об административном правонарушении, по которому организация привлечена к административной ответственности. В настоящее время административный ответчик не предпринимает никаких мер к устранению выявленных нарушений, является фактически недействующим юридическим лицом, что в свою очередь может привести к невозможности прохождения процедуры ликвидации в порядке, установленном ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), следовательно, невозможности исключения из Единого государственного реестра юридических лиц, как заключительного этапа ликвидации. Просит ликвидировать АНО «Центр содействия в реализации социально-культурных и гуманитарных проектов» и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебное заседание представитель административного истца Управления Минюста РФ по <адрес> не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен, представлено ходатайство о рассмотрении дела без его участия, на требованиях настаивает, нарушения, послужившие основанием для обращения в суд, административным ответчиком не устранены, что указывает на отсутствие у данной организации заинтересованности в продолжении деятельности. В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд считает возможным ходатайство удовлетворить, рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.
Представитель административного ответчика АНО «Центр содействия в реализации социально-культурных и гуманитарных проектов» в судебное заседание не явился, извещение о времени и месте рассмотрения административного дела направлено по адресу указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, которое возвращено в суд за истечением срок хранения. В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ст. 165.1 ГК РФ, учитывая разъяснения в п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Представитель заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела уведомлен, представлены суду письменные пояснения по существу заявленных требований и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным ходатайство удовлетворить, рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрены ст. 32 ФЗ от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и ст. 61 ГК РФ.
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ установлено, что юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).
На основании п. 4.1 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 года № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 года № 705.
В силу п. 3 и абз. 1 п. 5 названного Положения государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований.
В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 30.12.2011 года № 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным п. 10 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 61 ГК РФ.
Таким образом, Управление Минюста РФ по Пермскому краю является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.
Пунктами 1 и 3 статьи 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» на некоммерческие организации возложена обязанность предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации; представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (п. 3.1 ст. 32 указанного Федерального закона).
Некоммерческие организации, указанные в п. 3.1 ст. 32 этого же Федерального закона, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 3.2 ст. 32 названного Федерального закона).
Такой порядок установлен Приказом Минюста России от 07.10.2010 года № 252 «О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций», согласно которому названные отчеты и сообщения о деятельности некоммерческих организаций подлежат размещению на информационных ресурсах Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (п. 9 ст. 63 ГК РФ).
Судом установлено, что 15.09.2015 года Управлением Минюста РФ по Пермскому краю принято решение о государственной регистрации АНО «Центр содействия в реализации социально-культурных и гуманитарных проектов». 22.09.2015 года сведения об организации внесены Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по Пермскому краю в Единый государственный реестр юридических лиц за номером ОГРН – 1155958091827. Организация действует на основании устава в редакции от 07.08.2015 года.
Согласно Уставу АНО «Центр содействия в реализации социально-культурных и гуманитарных проектов» является не имеющей членства некоммерческой организацией, учрежденной на основе имущественных взносов в целях предоставления услуг в сфере образования.
В нарушение требований, предусмотренных пунктами 1, 3, 3.1, 3.2 и 7 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», АНО «Центр содействия в реализации социально-культурных и гуманитарных проектов» не проинформировала Управление Минюста РФ по Пермскому краю о смене адреса (места нахождения), не представила в Управление Минюста РФ по Пермскому краю информацию о своей деятельности в виде документов, запрашиваемых в рамках проверки, не размещала в сети «Интернет» и средствах массовой информации сообщения о продолжении своей деятельности за 2015-2018 годы, не представила в уполномоченный орган отчетность о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников за 2018 год.
В силу разъяснений, содержащихся в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», исходя из правовых оснований для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства. В частности, если такое объединение граждан предприняло все возможные действия для устранения названных нарушений, однако имели место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, и выявленные нарушения устранены до принятия судебного решения, суд с учетом указанных обстоятельств может принять решение об отказе в удовлетворении административного иска (пункт 30).
Однако доказательств, подтверждающих уважительность причин непредставления АНО «Центр содействия в реализации социально-культурных и гуманитарных проектов» требуемой информации в течение длительного периода, устранения выявленных нарушений до принятия решения судом, принятие мер для устранения выявленных нарушений материалы дела не содержат.
Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является в данном случае соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Учитывая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования административного истца предъявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
Суд считает, что фактическое отсутствие деятельности и компетентных органов управления, уполномоченных по принятию решений о ликвидации организации, свидетельствует о том, что организация является фактически не действующим юридическим лицом.
Указанные выше обстоятельства являются основанием для ликвидации АНО «Центр содействия в реализации социально-культурных и гуманитарных проектов».
Суд удовлетворяет административные исковые требования Управления Минюста РФ по Пермскому краю в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 264 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №).
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 09 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.
<░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░ ░.░. ░░░░░░