Дело №
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Тамбов 17 марта 2016 года
Октябрьский районный суд г.Тамбова в составе:
Председательствующего судьи Анохиной Г.А.
С участием прокурора Клюкина Ю.Ю.
При секретаре Коломлине М.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ОАО «<адрес>» о взыскании страхового возмещения и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском к ОАО «<адрес>», указав в его обоснование, что 24.12.2013г. между <адрес> и Московским филиалом «<адрес>» был заключен Государственный контракт № на осуществление в 2014 году страхования жизни и здоровья судебных приставов ФССП России в соответствии со ст.20 Федерального закона от 21.07.1997г. № 118-ФЗ «О судебных приставах». 23.10.2014г. в 09 часов 15 минут судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов группы быстрого реагирования специализированного отдела оперативного дежурства <адрес> по <адрес> ФИО1, направляясь к месту проживания гражданина ФИО4, подлежащего приводу к судебному приставу-исполнителю <адрес> отдела судебных приставов в рамках исполнительного производства, спускаясь по лестнице административного здания, находящегося по адресу: <адрес>, оступился и упал на руку, после чего стал жаловаться на сильную боль в правой руке. В тот же день ФИО1 обратился в травматологический пункт ТОГБУЗ «<адрес> <адрес>», где ему был поставлен диагноз: «закрытый оскольчатый перелом обеих костей правого предплечья в средней трети со смещением», наложен гипс и выдан листок нетрудоспособности до 30.01.2015г. в соответствии с медицинским заключением № от 29.01.2015г. ТОГБУЗ «<адрес>» степень тяжести полученной ФИО1 травмы определена как легкая. В ОАО «<адрес> <адрес> по <адрес> было направлено сообщение о причинении судебному приставу телесных повреждений в связи со служебной деятельностью, проведено расследование несчастного случая, составлен акт о несчастном случае на производстве. 02.02.2015г. ФИО1 в ОАО «САК «Энергогарант» подано заявление о выплате страхового возмещения на основании Государственного контракта № от 24.12.2013г. в связи с получением телесных повреждений в связи с профессиональной служебной деятельностью. Уведомлением Московского филиала «<адрес>» ОАО «<адрес>» от 26.11.2015г. в выплате страхового возмещения было отказано ввиду того, что произошедший с застрахованным несчастный случай не относится к страховому случаю, предусмотренному ст.20 Федерального закона «О судебных приставах».
Обосновывая требования ст. 20 Федерального закона "О судебных приставах", ст.ст. 15, 931 ГК РФ, ст. ст. 13, 15 Закона "О защите прав потребителей", истец просит взыскать с ответчика страховое возмещение в размере 197025 рублей, компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей, штраф в размере 50% от размера удовлетворенных судом требований.
В судебное заседание извещенный о слушании дела ФИО1 не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца по доверенности ФИО5 в суде исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представители ответчикаОАО «<адрес> и представители третьих лиц <адрес> по <адрес> и <адрес> в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, прокурора, оставившего разрешение спора на усмотрение суда, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1, исходя из следующего:
Судом установлено, 24.12.2013г. между <адрес> и Московским филиалом «<адрес>» был заключен Государственный контракт № на осуществление в 2014 году страхования жизни и здоровья судебных приставов ФССП России в соответствии со ст.20 Федерального закона от 21.07.1997г. № 118-ФЗ «О судебных приставах».
ФИО1 осуществляет функции судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов группы быстрого реагирования специализированного отдела оперативного дежурства УФССП России по <адрес> и в силу Должностного регламента обязан осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя на основании судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом (п.3.5.7).
23.10.2014г. в 09 часов 15 минут судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов группы быстрого реагирования специализированного отдела оперативного дежурства УФССП России по <адрес> ФИО1, направляясь к месту проживания гражданина ФИО4, подлежащего приводу к судебному приставу-исполнителю <адрес> отдела судебных приставов в рамках исполнительного производства, спускаясь по лестнице административного здания, находящегося по адресу: <адрес>, оступился и упал на руку, после чего стал жаловаться на сильную боль в правой руке.
Согласно выписке из травматолого-ортопедического отделения ТОГБУЗ «<адрес>» ему был поставлен диагноз: «закрытый оскольчатый перелом обеих костей правого предплечья в средней трети со смещением»
С 23.10.2014г. по 30.01.2015г. ФИО1 был нетрудоспособен.
Медицинским заключением. ТОГБУЗ «<адрес> <адрес>» № от 29.01.2015г. о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести степень тяжести полученной ФИО1 травмы определена как легкая.
Актом № о несчастном случае на производстве от 30.01.2015г. установлено, что повреждения истцом получены во время проведения исполнительного действия (привод должника к судебному приставу-исполнителю). Причиной повреждений являются непредвиденные обстоятельства.
При обращении истца в ОАО «<адрес>» о выплате страховой суммы получен отказ с указанием на то, что причиненное телесное повреждение не является страховым случаем, поскольку травма истцом получена в результате своих же неосторожных действий, а не вследствие профессиональной служебной деятельности, как это предусмотрено Государственным контрактом, воздействия на истца факторов предусмотренных контрактом, не усматривается.
В соответствии с п. 1 ст. 969 ГК РФ в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (пункт 2 статьи 969).
В силу с ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях причинения судебному приставу в связи с его служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, не повлиявших на возможность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью, - в размере, равном 12-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава.
В соответствии с п. 6.3 Государственного контракта № от 24.12.2013г. страховой случай - подтвержденный в установленном законом порядке факт причинения судебному приставу телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с его профессиональной служебной деятельностью и степень тяжести вреда, причиненного здоровью, судебного пристава или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства Страховщика по выплате Застрахованному лицу страховой суммы по соответствующей группе страховых случаев, указанных в статье 20 Федерального закона N 118-ФЗ "О судебных приставах".
Согласно п. 7.1 Государственного контракта под телесными повреждениями понимается расстройство здоровья застрахованного лица, возникшее в результате воздействия одного или нескольких повреждающих факторов внешней среды на ткани и органы тела или на организм в целом застрахованного лица, приводящие к нарушению нормального функционирования и/или анатомо-физиологическим изменениям, которые сопровождаются местной и общей реакцией организма застрахованного лица.
Перечень повреждающих факторов внешней среды приведен в п.7.2 Государственного контракта: физические, химические и т.п., тепловой удар, ожог, обморожение, утопление, поражение электрическим током, молнией, излучением, укус и иные телесные повреждения, нанесенные животными, пресмыкающимися и насекомыми, повреждения, причиненные вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, обусловленные воздействием внешних факторов и других чрезвычайных обстоятельств техногенного и природного характера, повреждения, умышленно или по неосторожности причиненные другим лицом.
При этом повреждения, умышленно или по неосторожности причиненные другим лицом судебному приставу в связи с его профессиональной служебной деятельностью, являются противоправным деянием данного лица, имеющего признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ.
Указанных в Государственном контракте повреждающих факторов по делу судом не установлено.
Анализ положений Государственного контракта № от 24.12.2013г. в совокупности с положениями ст.20 Федерального закона от 21.07.1997г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" позволяет сделать вывод о том, что обязательным условием для осуществления страховых выплат в порядке статьи 20 названного Федерального закона является причинение застрахованному лицу телесных повреждений в результате воздействия внешних факторов в причинно-следственной связи с осуществлением этим лицом служебной деятельности, а не получение им во время работы травмы в результате несчастного случая, вызванного неосторожными действиями самого застрахованного лица.
Таким образом, страховая выплата в порядке статьи 20 Федерального закона "О судебных приставах" может быть произведена лишь в случае, когда причинение вреда здоровью имело место именно в связи со служебной деятельностью судебного пристава и было вызвано внешними факторами. Одного лишь факта причинения судебному приставу вреда здоровью во время исполнения им своих служебных обязанностей в результате несчастного случая, вызванного неосторожными действиями самого застрахованного лица, для осуществления выплаты в порядке статьи 20 Федерального закона "О судебных приставах" недостаточно.
Судом установлено, что травма истцом получена в результате падения при спуске по лестнице административного здания, то есть в результате несчастного случая на производстве, вызванного неосторожными действиями самого истца, а не в связи с его служебной деятельностью, получение травмы не обусловлено воздействием внешних факторов.
Событие, в результате которого истец получил телесные повреждения, является страховым случаем по Федеральному закону от 24.07.1998г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в связи с чем, в соответствии с п. 10.3. Государственного контракта N 48 от 24.12.2013г., действие Государственного контракта на данный случай не распространяется.
Таким образом, произошедший с истцом несчастный случай не может быть отнесен к страховому случаю, предусмотренному статьей 20 Федерального закона "О судебных приставах", в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
Кроме того, поскольку государственное страхование судебных приставов регулируется специальным законом - Федеральным законом "О судебных приставах" и заключенным в соответствии с ним Государственным контрактом по страхованию жизни и здоровья судебных приставов, нормы иных правовых актов в данном случае применению не подлежат.
Обязанность страховой компании, вытекающая из условий государственного контракта на осуществление в 2014 году страхования жизни и здоровья судебных приставов ФССП России, не свидетельствует о наличии отношений сторон, которые возникают между гражданами - потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров, исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд гражданина-потребителя.
Данные обстоятельства являются самостоятельным основанием для отказа в иске в части взыскания компенсации морального вреда и штрафа на основании Закона «О защите прав потребителей».
Руководствуясь ст.ст.194-199, 233-235 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска отказать.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Октябрьский районный суд г.Тамбова в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а если такое заявление подано - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Г.А. Анохина
Мотивированное решение изготовлено 29.03.2016г.
Судья Г.А. Анохина