Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Баргузин 18 июля 2016 года
Баргузинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ласкиной М.М.,
с участием прокурора – старшего помощника прокурора Баргузинского района РБ Цыренжаповой А.С.,
при секретаре Беспрозванных Ж.А..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ИП Башаров В.В. о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением к ИП Башаров В.В. о возложении обязанности.
Исковое заявление мотивировано тем, что Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалиста Республиканского агентства лесного хозяйства в период с ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка по соблюдению требований лесного законодательства на территории Баргузинского района Республики Бурятия.
В ходе проверки установлено, что индивидуальным предпринимателем Башаровым В.В. осуществляется деятельность по приемке и отгрузке древесины в пункте, расположенном по адресу: <адрес>.
Согласно ст.1 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» (далее Закон) охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Согласно требованиям статьи 3 Закона, хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональноеиспользование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природоохранную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
В статье 4 Закона указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно ст. 39 Закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросав загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 51 Закона запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Согласно ст. 11 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.
В соответствии со ст.22 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производстваи потребления подлежат сбору, использованию,транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания икоторые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами ш
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 3.7 санитарных правил - СанПиН 2.1.7.1322-03 вместе с СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 30.04.2003г.) при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной яме должны соблюдаться следующие условия: поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудована навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное, водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.).
Кроме того, ст.37 Федерального закона №69 от 21.12.1994г. «О пожарной безопасности» определяет, что руководители организаций обязаны, в том числе соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.
Министерством промышленности Российской Федерации 13.01.1992 утверждены Правила пожарной безопасности в лесной промышленности ППБО-157-90. Пунктом 5.1.13 указанных правил регламентировано, что кучи опилок должны укладываться на площадки с основанием, выполненным из несгораемых материалов и обеспечивающих возможность полной очистки от хранившейся щепы и опилок по мере освобождения площадок и особенно перед повторной укладкой новой щепы и опилок. Основания для куч не должны иметь пустот и пористости во избежание подсоса воздуха под кучи.
При хранении древесного сырья в кучах должны быть предусмотрены средства механизации для их обрушения. Отходы древесины следует собирать в определенные места и затем с учетом местных условий направлять на переработку или сжигание.
В нарушение вышеуказанных норм федерального законодательства и санитарных правил в ходе выездной проверки установлено, что отходы лесопиления (опилки) складируется на грунт на территории пункта приема и отгрузки древесины, отсутствует площадка с водонепроницаемым покрытием; поверхность хранящихся отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров.
Хранение отходов лесопереработки на территории пункта приема и отгрузки древесины, расположенного в <адрес>, граничащего с территорией лесного фонда, с нарушением требований законодательства создает угрозу возникновения и быстрого распространения пожаров, в том числес переходом как с территории населенного пункта в лесной фонд, так и излесного фонда на территорию поселения.
Способ защиты прав и интересов граждан на благоприятную окружающуюсреду предусмотрен Федерального закона «Об охране окружающей среды»,согласно ст.76 которого, споры в области охраны окружающей средыразрешаются в судебном порядке.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защитагражданских прав осуществляется путем восстановления положения,существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающихправо или создающих угрозу его нарушения.
Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защитыконституционных прав населения на благоприятную окружающую среду,предусмотренных ст.42 Конституции Российской Федерации, так какнесоблюдение установленных норм и правил по обращению с отходамиспособно повлечь загрязнение природной среды, нарушает законные интересы иправа населения, в связи, с чем прокурором подается иск в соответствии со ст.45Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц. Просит обязать индивидуального предпринимателя Башарова В.В. (ИНН №, ОГРНИП №) устранитьнарушения федерального законодательства об отходах на территории пункта
приема и отгрузки древесины, расположенного по адресу: <адрес>, путем оборудования навесом местахранения опилок и оборудования площадки с водонепроницаемым покрытием.
В судебном заседании старший помощник прокурораБаргузинского районаЦыренжапова А.С. исковые требования поддержала по тем доводам, которые изложены в иске.
ОтветчикИП Башаров В.В.в судебном заседании исковые требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурорапризнал в полном объеме, последствия признания иска ему разъяснены, понятны, он с ними согласен.
Просил предоставить реальный срок для исполнения требований прокурора до ДД.ММ.ГГГГ
В судебное заседание третье лицо и.о. руководителя Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира,отнесенных к объектам охоты,контролю и надзору в сфере природопользованияне явились, поступило заявление о рассмотрении данного дела без их участия.
Согласно ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Выслушав участников процесса, суд считает возможным принять признание ответчиком иска. Признание ответчиком иска не противоречит действующему законодательству, интересы 3-х лиц при этом не нарушены. Последствия признания иска ответчику разъяснены и понятны, он с ними согласен..
При установлении срока для исполнения решения, суд исходит из разумности и справедливости решения суда. В связи с чем, суд считает разумным срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Старший помощник прокурора Баргузинского района Цыренжапова А.С.. против указанного срока не возражала.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Государственная пошлина в соответствии с п.1 ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ, составляет 300 рублей. Указанная сумма в соответствии со ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика в бюджет муниципального образования.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 173 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ИП Башаров В.В. о возложении обязанности устранить нарушения удовлетворить в полном объеме.
Признать бездействие ИП Башаров В.В.. незаконным и обязать индивидуального предпринимателя (ИНН №, ОГРНИП №) устранить выявленные нарушения, путем оборудования навесом места хранения опилок и оборудования площадки с водонепроницаемым покрытием в срок до ДД.ММ.ГГГГг.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Башарова В.В. в местный бюджет государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный суд РБ в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья М.М. Ласкина