Дело № 2-545/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Новокаякент 08 августа 2016 г.
Каякентский районный суд РД в составе председательствующего судьи Гаджимурадова М.М., с участием представителя истца заместителя прокурора Каякентского района РД Казилова Р.А., ответчика директора МКОУ «Первомайская СОШ №1 им. Героя Советского Союза С.К. Курбанова» Абдулаева М.А., при секретаре Байрамбековой Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Каякентского района РД в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к МКОУ МР «Первомайская СОШ №1 им. Героя Советского Союза С.К. Курбанова» о понуждении ответчика принять меры, направленные на устранение выявленных нарушений требований законодательства о защите прав инвалидов на доступность социальной и транспортной инфраструктуры, а именно: - о проведении обследования образовательного учреждения; -о составлении паспорта доступности для инвалидов объекта (с учетом положений об обеспечении «разумного приспособления» Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006 г.),
У С Т А Н О В И Л:
И.о. прокурора Каякентского района РД обратился в суд с иском к МКОУ МР «Каякентский район» «Первомайская СОШ №1 им. Героя Советского Союза С.К. Курбанова» в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц» о понуждении ответчика принять меры, направленные на устранение выявленных нарушений требований законодательства о защите прав инвалидов на доступность социальной и транспортной инфраструктуры, а именно: - о проведении обследования образовательного учреждения; - о составлении паспорта доступности для инвалидов объекта (с учетом положений об обеспечении «разумного приспособления» Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006 г.) по тем основаниям, что в соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» прокуратурой Каякентского района с привлечением ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Избербаш проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите прав инвалидов, в том числе детей - инвалидов на доступность социальной и транспортной инфраструктуры в образовательных учреждениях Каякентского района.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно- правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Согласно статье 7 Конституции РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993), Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Как следует из ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу статьи 9 Конвенции "О правах инвалидов" меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие, внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".
В соответствии с требованиями Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 09.11.2015г. №1309, органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется Паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг (далее соответственно - обследование и паспортизация, Паспорт доступности), который утверждается руководителем органа.
Проведенной совместно с ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Избербаш проверкой установлено, что в образовательных учреждениях Каякентского района, в т.ч. в МКОУ «Первомайская СОШ №1 им. Героя Советского Союза С.К. Курбанова» условия доступности объектов в соответствии с требованиями Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания при этом необходимой помощи, не созданы.
По результатам проверки составлена справка «О социальной защите инвалидов, в том числе детей-инвалидов на доступность социальной и транспортной инфраструктуры» от 22.06.2016, которым подтверждаются выводы прокурорской проверки.
Отсутствие в образовательных учреждениях специальных приспособлений и устройств для инвалидов влечет за собой нарушение прав инвалидов на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной и транспортной инфраструктуры.
Согласно Уставу МКОУ «Первомайская СОШ №1 им. Героя Советского Союза С.К. Курбанова» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в банковских учреждениях.
Учредителем Учреждения является MP «Каякентский район» в лице администрации MP «Каякентский район».
Имущество Учреждения находится в муниципальной собственности муниципального района «Каякентский район» и закрепляется за Учреждением на праве оперативного управления.
В соответствии с ч. 2 ст. 32 Федерального закона от 24.11.1995 №181- ФЗ споры по вопросам предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Допущенные нарушения федерального законодательства нарушают права неопределенного круга лиц инвалидов на беспрепятственный доступ в здание МКОУ «Первомайская СОШ №1 им. Героя Советского Союза С.К. Курбанова».
Количество инвалидов, права которых нарушены в связи с отсутствием оборудования входов в здание пандусами, обеспечивающими доступ инвалидов в МКОУ «Первомайская СОШ №1 им. Героя Советского Союза С.К. Курбанова», не является постоянным и в силу различных причин меняется, в связи с чем, конкретные лица, чьи права нарушены, не могут быть определены.
В судебном заседании заместитель прокурора Каякентского района РД Казилов Р.А. полностью поддержал исковые требования прокурора района и просил их удовлетворить по основаниям указанным в исковом заявлении.
Ответчик директор МКОУ «Первомайская СОШ №1 им. Героя Советского Союза С.К. Курбанова» Абдулаев М.А. исковые требования прокурора района полностью признал и указал на необходимость их удовлетворения в силу их объективности и соответствия требованиям закона. Работы в данном направлении ими начаты своими средствами, поскольку выделенных на эти цели средств нет. Учредителем МКОУ «Первомайская СОШ №1 им. Героя Советского Союза С.К. Курбанова», является администрация МР «Каякентский район», которая и должна выделить для выполнения соответствующих работ денежных средств для устранения указанных в исковом заявлении нарушений. Однако денежные средства учредителем на эти цели не выделены.
Представитель третьего лица по делу администрации МР «Каякентский район» по доверенности Алиева Н.А. в судебном заседании участие не принимала, просила письменным ходатайством о рассмотрении дела без участия представителя администрации МР «Каякентский район».
Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материал дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относиться, в том числе создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.
Согласно ч.ч.6 и 7 ст.28 Федерального закона, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с ч.1 ст.41 указанного Федерального закона, к вопросам охраны здоровья обучающихся, входит также обеспечение безопасности обучающихся, во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или надлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся образовательной организации.
Согласно ст.132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
На основании статьи 9 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относиться обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройства прилегающих к ним территорий.
В целях решения вопросов местного значения, органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений (ст.17).
Согласно ч.1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно- правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Как следует из ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу статьи 9 Конвенции "О правах инвалидов" меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".
Установлено, что в МКОУ «Первомайская СОШ №1 им. Героя Советского Союза С.К. Курбанова», условия доступности для инвалидов и представляемых услуг в сфере образования, а также оказания при этом необходимой помощи, не созданы, а отсутствие в данном образовательном учреждении специальных приспособлений и устройств для инвалидов влечет за собой нарушение прав инвалидов на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной и транспортной инфраструктуры.
По смыслу вышеперечисленных Федеральных законов и подзаконных нормативно-правовых актов МКОУ «Первомайская СОШ №1 им. Героя Советского Союза С.К. Курбанова», обязана создать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, обеспечить безопасность несовершеннолетних учащихся, создавать необходимые условия для охраны и укрепления здоровья обучающихся, создавать безопасные условия обучения,
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиком не исполнены в полной мере законодательства об обеспечении условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, в МКОУ «Первомайская СОШ №1 им. Героя Советского Союза С.К. Курбанова».
Кроме того, ответчик признал исковые требования в полном объёме и просит их удовлетворить
В соответствии с ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчикам в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признания иска и принятие его судом.
Ответчик признал иск, и суд принимает признание им иска.
В соответствии с п.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
С учётом изложенного суд принимает признание иска ответчиком обоснованным и добровольным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Каякентского района удовлетворить.
Обязать МКОУ «Первомайская СОШ №1 им. Героя Советского Союза С.К. Курбанова», принять меры, направленные на устранение выявленных нарушений требований законодательства о защите прав инвалидов на доступность социальной и транспортной инфраструктуры, а именно: а) провести обследование образовательного учреждения; б) составить Паспорт доступности для инвалидов объекта (с учетом положений об обеспечении «разумного приспособления» Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006 г.).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, через районный суд.
Судья М.М. Гаджимурадов