Судья А.А. Сергеев дело № 33-383/2014
учет № 30
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 февраля 2014 г. г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.А. Саитгараевой,
судей Р.Р.Насибуллина, Г.А.Сахиповой,
при секретаре судебного заседания Э.Х.Хузиной,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Р.А.Саитгараевой гражданское дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Республике Татарстан на решение Алексеевского районного суда Республики Татарстан от 24 октября 2013 г. по гражданскому делу по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Республике Татарстан к Т.З.Давлетшину о взыскании земельного налога, пени и встречному иску Т.З. Давлетшина к МИФНС России № 12 по Республике Татарстан о перерасчете земельного налога, которым постановлено:
иск Межрайонной ИФНС России № 12 по Республике Татарстан удовлетворить частично;
взыскать с Давлетшина Т.З. в пользу Межрайонной ИФНС России № 12 по Республике Татарстан задолженность по земельному налогу за 2011 год в сумме 90328 рублей, пени в сумме 621 рубль;
взыскать с Давлетшина Т.З. в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2928,47 рублей;
в удовлетворении остальной части иска Межрайонной ИФНС России № 12 по Республике Татарстан отказать;
встречный иск Давлетшина Т.З. удовлетворить;
обязать Межрайонную ИФНС России № 12 по Республике Татарстан пересчитать земельный налог за 2012 год исходя из стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ...., в сумме 6021868 руб.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Республике Татарстан Н.А.Тарасовой и О.И.Холодениной, поддержавших апелляционную жалобу, Т.З. Давлетшина и его представителя –Э.Ф.Рузметовой, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Республике Татарстан обратилась в суд с иском к Т.З. Давлетшину о взыскании земельного налога, пени.
В обоснование требований налоговый орган указал, что ответчику принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ...., кадастровой стоимостью 30840407 руб., за который не оплачен земельный налог за 2011 год в размере 462606,11 руб.
Ответчику было направлено налоговое уведомление № 174335 об уплате налога в указанном размере до 1 ноября 2012 года, а затем –требование № 9511 с начислением пени в размере 3180,44 руб. Однако ответчик указанные суммы не оплатил.
В связи с изложенным истец просил суд взыскать с ответчика недоимки по земельному налогу в размере 462606,11 руб. и пени в размере 3180, 44 руб.
Представитель ответчика Т.З. Давлетшина, не признав исковых требований, предъявил встречные требования к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Республике Татарстан о возложении обязанности произвести перерасчет земельного налога за 2011 и 2012 годы исходя из кадастровой стоимости земельного участка в 6021868 рублей по мотивам, что исчисленная по утвержденному постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года удельному показателю кадастровая оценка земельного участка завышена. Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.06.2013 года постановлено внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости в 6021868 руб. Исходя из этой стоимости, по мнению представителя Т.З. Давлетшина, и следует исчислять земельный налог за 2011 и 2012 годы.
В ходе судебного разбирательства представитель налогового органа иск поддержал, встречные требования не признал, указав, что определенная решением арбитражного суда кадастровая стоимость подлежит применению лишь в следующем налоговом периоде.
Т.З. Давлетшин иск признал частично - в сумме налога, исчисленного из кадастровой стоимости земельного участка в 6021868 руб., поддержав встречные исковые требования.
Решением суда иск МИФНС № 12 по Республике Татарстан удовлетворен частично; встречные исковые требования Т.З.Давлетшина удовлетворены, и принято решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Республике Татарстан просит об отмене решения в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права. Указано, что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Изменение кадастровой стоимости на основании решения арбитражного суда произойдет лишь с момента вступления решения в законную силу, и измененная кадастровая стоимость будет применена при исчислении налога в следующем году, при расчете же налога за 2011, 2012 годы подлежала применению кадастровая стоимость, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года.
В суде апелляционной инстанции представители налогового органа поддержали апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Т.З. Давлетшин и его представитель-Э.Ф.Рузметова полагали решение суда подлежащим оставлению без изменения, с доводами апелляционной жалобы не согласились.
Судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 330 данного Кодекса основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как предусмотрено подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу пункта 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Судом по делу установлено, что Т.З. Давлетшину принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером .....
Ему было направлено налоговое уведомление № 174335 об уплате земельного налога за 2011 год за указанный земельный участок в размере 464606, 11 руб. до 1 ноября 2012 года, а затем –требование № 9511 с начислением пени в размере 3180,44 руб. Т.З. Давлетшиным земельный налог за 2011 год не уплачен.
Как видно из материалов дела, размер земельного налога исчислен налоговым органом исходя из кадастровой стоимости данного земельного участка в 30840406,59 руб., определенной в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 1102 от 24 декабря 2010 г. «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Татарстан».
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 июня 2013 года удовлетворены исковые требования Т.З. Давлетшина и постановлено: внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что земельный налог за 2011, 2012 годы за спорный земельный участок должен быть исчислен исходя из определенной решением арбитражного суда кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости в 6021868 руб., поскольку эта стоимость определена по состоянию на 01 января 2011 года, то есть, на начало рассматриваемого налогового периода.
Однако такие выводы суда противоречат требованиям закона.
Согласно положениям пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения обязанности на орган кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. Это положение содержится в самом решении арбитражного суда.
В данном решении арбитражного суда так же не содержится указаний о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости за прошлое время.
Таким образом, на основании указанного решения изменения в кадастровую стоимость спорного земельного участка вносятся лишь с момента вступления в законную силу этого решения, и определенная данным решением новая кадастровая стоимость не может быть принята во внимание при исчислении налога за 2011, 2012 годы.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции, как принятое с нарушением норм материального права, подлежит отмене с принятием в части встречного иска Т.З. Давлетшина нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Вместе с тем, судебная коллегия считает не соответствующей требованиям закона и позицию налогового органа, предъявившего первоначальный иск о взыскании с Т.З. Давлетшина недоимки по земельному налогу за 2011 год, исчисленному исходя из кадастровой стоимости данного земельного участка в 30840406,59 руб., определенной в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 1102 от 24 декабря 2010 г. «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Татарстан».
На основании пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении № 165-О-О от 03 февраля 2010 г., правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения.
Вместе с тем, такое правое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодательством для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
По правилам пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с нормами главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый период по земельному налогу определен, как календарный год (пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка, как кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно части 3 статьи 24 Конституции Республики Татарстан законы Республики Татарстан подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 28 Закона Республики Татарстан от 06 апреля 2005 г. № 64-ЗРТ «Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан» порядок опубликования (обнародования) и вступления в силу актов Кабинета Министров Республики Татарстан определяется законами и иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан.
Статьей 5 Закона Республики Татарстан от 31 октября 2002 г. № 21-ЗРТ «О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина» определено, что днем официального опубликования нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина считается обязательная первая публикация их полного текста с пометкой «официальное опубликование» в газетах «Республика Татарстан» и «Ватаным Татарстан», журнале «Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти».
Аналогичное положение закреплено и в пункте 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05 сентября 2002 г. № 524, согласно которому официальным опубликованием постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан считается публикация их текстов в газетах «Республика Татарстан», «Ватаным Татарстан», а также в «Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти».
Текст постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 г. № 1102 официально опубликован 02 февраля 2011 г. в «Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти», то есть, после наступления рассматриваемого по делу налогового периода, что не отрицалось налоговым органом.
При таком положении, с учетом требований статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 03 февраля 2010 г. № 165-О-О, размер кадастровой стоимости, утвержденный данным нормативным актом, не подлежит применению за 2011 год, а может применяться лишь с 01 января 2012 г., то есть, в следующем налоговом периоде.
Доводы представителя налогового органа о том, что в самом постановлении указано о применении установленной им кадастровой стоимости с 01 января 2011 года, несостоятельны в силу вышеизложенного.
При исчислении размера земельного налога за 2011 год в данном случае следует исходить из ранее установленной кадастровой оценки спорного земельного участка.
Согласно справке филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по Республике Татарстан», представленной в суд апелляционной инстанции представителем Т.З.Давлетшина, кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01 января 2010 года и на 01 января 2011 года составляла 23275237, 42 руб.
Представители налогового органа данный факт не оспаривали, представили расчет, с учетом данной стоимости, подлежащего уплате Т.З. Давлетшиным земельного налога за 2011 год в размере 349128 рублей 56 копеек.
Следовательно, земельный налог за 2011 год подлежал уплате Т.З. Давлетшиным в указанной сумме.
Доводы Т.З. Давлетшина и его представителя о том, что неправильно была определена категория земли, и налоговая ставка 1,5% не подлежит применению к данному земельному участку, неубедительны, поскольку в установленном законом порядке нормативные акты или решения и действия соответствующих органов не были оспорены.
Таким образом, судебная коллегия считает, что исковые требования МИФНС № 12 по Республике Татарстан подлежат удовлетворению частично: с Т.З. Давлетшина подлежит взысканию земельный налог за 2011 год в размере 349128 руб. 56 коп.
Судебная коллегия считает, что предусмотренные статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени за несвоевременную уплату налога в данном случае не подлежат взысканию, поскольку несвоевременность уплаты Т.З. Давлетшиным земельного налога имела место и по вине налогового органа, исчислившего налог в размере, не соответствующем требованиям закона.
С Т.З. Давлетшина подлежит взысканию также государственная пошлина.
Согласно ст.103 ГПК Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации за удовлетворенные требования имущественного характера с ответчика в доход бюджета следует взыскать государственную пошлину в сумме 6 691 руб. 28 коп.
Таким образом, решение суда как принятое с нарушением норм материального права подлежит отмене с принятием по делу нового решения.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 2 статьи 328, статьей 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Алексеевского районного суда Республики Татарстан от 24 октября 2013 г. по данному делу отменить и принять новое решение.
Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Республике Татарстан удовлетворить частично:
взыскать с Давлетшина Т.З. в пользу Межрайонной ИФНС России № 12 по Республике Татарстан задолженность по земельному налогу за 2011 год в сумме 349 128 (триста сорок девять тысяч сто двадцать восемь) рублей 56 копеек.
Взыскать с Давлетшина Т.З. в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в сумме 6691 рубль 28 копеек.
В удовлетворении остальной части иска Межрайонной ИФНС России № 12 по Республике Татарстан отказать.
В удовлетворении встречного иска Давлетшина Т.З. отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи