Решение от 15.12.2022 по делу № 02а-1240/2022 от 07.09.2022

УИД 77RS0004-02-2022-012242-82

 

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 

адрес                                                                                    15 декабря 2022 года

 

Резолютивная часть решения объявлена 15 декабря 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено 22 декабря 2022 года

 

Гагаринский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Шестакова Д.Г., при секретаре Ортун К.Ч., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1240/2022 по административному иску Кусельбаевой Райхан Картаевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве о признании решения незаконным,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Административный истец Кусельбаева Р.К. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве и просит суд о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственной регистрации перехода права собственности от 18 июля 2022 года на жилое помещение, расположенное по адресу: адрес и возложении на Ответчика обязанность осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: адрес.

В обоснование своих требований административный Истец указывает, что на аукционе по приобрела квартиру по адресу: адрес. Однако в проведении регистрации права собственности было отказано в связи со ссылкой на решение УФАС России о нарушении процедуры торгов и вынесение предписания об аннулировании результатов проведенных торгов. Полагая свои права нарушенными Истец обратилась в суд с настоящим иском.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено УФАС по Москве.

Административный истец в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, обеспечила явку своего представителя, который настаивал на удовлетворении требований в полном объеме.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по адрес в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил в адрес суда письменные возражения на основании которых просили в удовлетворении требований отказать.

Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, ходатайств и возражений по делу не заявляли.

В соответствии с положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика и заинтересованных лиц, извещенных о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

Суд, огласив исковое заявление, возражения административного ответчика, выслушав доводы представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В силу ч.2 ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 года «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: вступившие в законную силу судебные акты.

Пунктами 5 и 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.

В соответствии со ст. 27 Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 131 Гражданского кодекса РФ, далее ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В судебном заседании установлено и следует из представленных суду документов, что 18.12.2020 Истцом Кусельбаевой Р.К. на публичных торгах, проводимых в рамках процедуры реализации имущества арестованного во исполнение судебных актов в порядке, предусмотренном ФЗ «Об исполнительном производстве» и ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», проводимых организатором торгов ООО «БОНА МЕНТЭ», было приобретено недвижимое имущество: жилое помещение, расположенное по адресу: адрес.

Факт приобретения имущества на публичных торгах подтверждается: протоколом о результатах торгов Л7/20/30-Пер-16 от 18.12.2020, договором купли-продажи имущества от 22.12.2020, актом исполнения взаимных обязательств по договору.

15.01.2021 Истец обратилась в Управление Росреестра по адрес с заявлением о государственной регистрации права собственности и перехода права собственности на недвижимое имущество.

28.01.2022 Управлением Росреестра по адрес государственная регистрация права собственности Истца на недвижимое имущество была приостановлена.

18.07.2022 Управлением Росреестра по адрес принято решение об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на основании ст. 27 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в связи с истечением срока приостановления и не устранением замечаний, препятствующих осуществлению действий по государственной регистрации права собственности в отношении объектов недвижимости.

В обоснование принятого решения, Управление Росреестра по адрес указало на то обстоятельство, что в отношении торгов, проведенных по извещению 161120/43753946/03, УФАС России по Москве было вынесено предписание от 01.12.2020 № 077/07/00-20573/2020 нарушении процедур торгов и порядка заключения договоров.

УФАС России по Москве установлено, что предписание по делу исполнено не было, следовательно оснований для заключения договора купли-продажи не имелось.

Между тем, согласно п. 2 ч. 4 ст. 18 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав.

В соответствии ч. 5 ст. 18 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

Изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что у Управления Росреестра по адрес отсутствовали основания для приостановления и последующего отказа в осуществлении государственной регистрации перехода права собственности, поскольку Кусельбаева Р.К. представила в регистрирующий орган все документы соответствующие требованиям законодательства РФ и необходимые для государственной регистрации права.

При этом административный ответчик не вправе при проведении правовой экспертизы сделки купли-продажи проверять соблюдение порядка проведения торгов, являющихся основанием для заключения договора, и самостоятельно делать выводы о недействительности сделки, совершенной по результатам торгов.

В силу п. 1 ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица, а в соответствии с ч. 2 ст. 449 ГК РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с победителем торгов.

В п. 44 совместного Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.

В соответствии с п. 1-2 ст. 166 ГК РФ оспоримая сделка может быть признана недействительной лишь судом и только по заявлению лиц, указанных в законе.

Из положений ст. ст. 166, 449 ГК РФ, с учетом разъяснений п. 44 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 г. № 10/22, следует , что торги, даже если при их проведении были нарушены правила, установленные законом, не могут считаться недействительными до признания их таковыми судом по иску заинтересованного лица. Если лицо полагает, что сделка, заключенная на торгах, недействительна, оно вправе оспорить указанную сделку.

Согласно п. 71 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 года № 50, публичные торги могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня их проведения, если будет установлено, что они проведены с нарушением правил, предусмотренных законом - ст. 449 ГК РФ, ст. 449.1 ГК РФ, ФЗ «Об исполнительном производстве», ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимого имущества)». Основанием для признания торгов недействительными, согласно п. 44 Постановления Пленума ВС РФ № 106, Пленуму ВАС РФ № 22, может служить существенное нарушение процедуры их проведения.

Из материалов дела следует, что к моменту рассмотрения административного иска, сделка заключенная административным истцом на торгах в судебном порядке никем не оспорена и не признана судом недействительной. Лиц, оспаривающих права административного истца на объект недвижимости, не имеется.

Кроме того, при принятии антимонопольным органом решения о нарушении процедуры торгов не учтено, что Распоряжения Правительства России № 2488-р от 04.12.2015 и № 1447-р от 12.07.2018 г., распространяются на электронные торговые площадки, обеспечивающие проведение конкурсных процедур согласно ФЗ от 05.04.2013 г. N944-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ФЗ от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и не распространяются на электронные торговые площадки, обеспечивающие проведение процедур по реализации имущества должников согласно ФЗ от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ФЗ от 16.07.1998 г. №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». При этом перечень торговых площадок по реализации имущества должников в соответствии с ФЗ № 229-ФЗ и ФЗ №102-ФЗ законодательством РФ не определен.

В настоящее время торги по продаже вышеуказанного недвижимого имущества по извещению № 161120/43753946/03, имеют статус: «Состоявшиеся».

Из представленных на государственную регистрацию документов усматривалось, что Договор купли-продажи заключен предусмотренным законом способом - путем проведения торгов, несоответствия представленного договора по форме и содержанию требованиям законодательства регистрирующий орган не установил.

Указанные административным ответчиком замечания относились к процедуре торгов и порядку заключения договора, нарушение которых может служить основанием для оспаривания торгов заинтересованным лицом в суде, но не для отказа в осуществлении государственной регистрации перехода права собственности.

Таким образом, поскольку торги в судебном порядке не оспорены и недействительными не признаны, административный ответчик не вправе оценивать сделку на предмет ее недействительности по основаниям оспоримости или ничтожности.

Регистрирующий орган до признания оспоримой сделки недействительной в судебном порядке не может установить отсутствие юридической силы такой сделки. Следовательно, требование о предоставлении документов, необходимых для проверки действительности сделки, совершенной на торгах, а также отказ в осуществлении государственной регистрации перехода права собственности являются незаконными.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает его не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение регистрирующего органа 18.07.2022 не соответствуют действующему законодательству, регулирующему спорное правоотношение, нарушают права и законные интересы административного истца, препятствуют реализации правомочий Истца как собственника.

Применительно к частям 9, 11 ст. 226, ст. 62 КАС РФ, административным ответчиком не доказана законность оспариваемого решения, соответствие его содержания нормативным правовым актам, регулирующим рассматриваемые правоотношения; напротив, Истца  представлены доказательства нарушения его прав и законных интересов.

В соответствии с правилами, установленными частью 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

С учетом изложенного, суд применительно к частям 9, 11 ст. 226, ч. 2 ст. 227 КАС РФ, считает правомерным удовлетворение административного иска, полагая, что законность оспариваемого решения, соответствие его содержания нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, как и то, что оспариваемое решение нарушает права и законные интересы административного истца, нашли свое подтверждение в собранных по делу доказательствах, оснований не доверять которым, суд не усматривает.

При рассмотрении настоящего административного дела необходимая совокупность условий для удовлетворения требований установлена.

При таких обстоятельствах суд полагает, что действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, выразившиеся в приостановлении и отказе государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимого имущества: жилое помещение, расположенное по адресу: адрес, являются незаконными.

В связи с этим суд обязывает Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве осуществить государственную регистрацию перехода права собственности к административному истцу на указанный объект недвижимого имущества.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

 

РЕШИЛ:

 

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 18 ░░░░ 2022 ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ (░░░░: 1097746680822) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

 

 

░░░░░:  ░.░. ░░░░░░░░ 

 

 

1

 

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

02а-1240/2022

Категория:
Административные
Статус:
удовлетворено
Истцы
Кусельбаева Р.К.
Ответчики
Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по г.Москве
Суд
Гагаринский районный суд Москвы
Судья
Шестаков Д.Г.
Дело на сайте суда
www.mos-gorsud.ru
07.09.2022Регистрация поступившего заявления
09.09.2022Заявление принято к производству
09.09.2022Подготовка к рассмотрению
13.10.2022Рассмотрение
15.12.2022Вынесено решение
16.03.2023Обжаловано
24.01.2024Вступило в силу
09.09.2022У судьи
01.03.2023В канцелярии
02.05.2023Направлено в апелляционную инстанцию
16.02.2024В канцелярии
15.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее