Решение по делу № 2-1828/2024 от 09.04.2024

Дело № 2-1828/2024

23RS0037-01-2024-002029-43

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

          22 июля 2024 года                               г. Новороссийск

Октябрьский районный суд города Новороссийска Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Стаценко А.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО4,

с участием помощника Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора ФИО7,

ответчика ФИО2, его представителя по устному ходатайству ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФИО2 о запрете осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке до согласования,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФИО2 о запрете осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке до согласования.

В обоснование исковых требований указал, что Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверки законности в сфере охраны, использования и воспроизводства водных биологических ресурсов, в ходе которой был установлен факт неисполнения ФИО2 требований экологического законодательства, при осуществлении хозяйственной деятельности в водоохраной зоне р. Цевкая.

В соответствии с ч. 4 ст. 65 ВК РФ водоохранная зона водного объекта р. Цевкая составляет 100 метров. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 № 384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности.

В ходе проверки установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером 23:47:0103001:2758, собственником которого является ФИО2, с видом разрешенного использования «коммунально-складские и производственные предприятия V класса опасности различного профиля согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03», расположенного в г. Новороссийске, ст. Раевская, ул. Славы, з/у 77, в 84 метров от береговой линии водного объекта <адрес>, осуществляется хозяйственная и иная деятельность, связанная с эксплуатацией коммунально-складского и производственного предприятия V класса опасности.

Таким образом, в нарушение требований законодательства, ФИО2, в границах земельного участка с кадастровым номером 23:47:0103001:2758, в 84 метров от береговой линии водного объекта р. Цевкая, осуществляется хозяйственная и иная деятельность, связанная с эксплуатацией коммунально-складского и производственного предприятия V класса опасности при этом данная деятельность с Азово-Черноморским территориальным управлением Росрыболовства не согласовывалась.

Названные нарушения также подтверждаются постановлением о привлечении к административной ответственности ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ.

Просит запретить ФИО6, а также иным лицам осуществлять хозяйственную и иную деятельность, связанную с эксплуатацией коммунально-складского и производственного предприятия V класса опасности на земельном участке с кадастровым номером 23:47:0103001:2758 до согласования в установленном порядке с Азово-Черноморским территориальным управлением Росрыболовства указанной деятельности.

Помощник Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора Краснодарского края ФИО7 в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала.

Ответчик ФИО2, его представитель по устному ходатайству ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признали, возражали против их удовлетворения, поскольку земельный участок с кадастровым номером 23:41:0103001:2758 расположен за пределами границ водоохранной зоны реки Цевкая, а следовательно согласования в установленном порядке с Азово-Черноморским территориальным управлением Росрыболовства указанной деятельности, не требуется.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Преамбулой Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон N? 7-Ф3) установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона № 7-Ф3 размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Положениями абз. 9 ст. 3 Федерального закона № 7-Ф3 установлена презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, означающая, что всякая планируемая деятельность является экологически опасной, способной нанести вред окружающей среде, до тех пор, пока не будет доказано обратного.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Согласно п. 4 ч. 15 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещается движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

В силу ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 N? 166-Ф3 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее - Федеральный закон N? 166-Ф3) при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

Согласно ч. 2 ст. 50 Федерального закона N? 166-Ф3 указанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 65 ВК РФ ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

Учитывая правовые положения Водного кодекса Российской Федерации, береговая полоса измеряется от местоположения береговой линии (границы водного объекта).

Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 года N 377 "Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов" (далее по тексту - Правила).

На основании п. 2 Правил под определением местоположения береговой линии (границы водного объекта) в настоящих Правилах понимается установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) или уточнение местоположения береговой линии (границы водного объекта).

Согласно п. 5 Правил установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется:

а) органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации;

б) Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами - в отношении водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации и которые входят в перечень водоемов, установленный Правительством Российской Федерации, а также морей или их отдельных частей.

В соответствии со статьями 26 и 65 Водного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года N 17 "Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов", Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 года N 377 "Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов", постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19 октября 2012 года N 1250 "О министерстве природных ресурсов Краснодарского края", государственным контрактом от 20 июля 2018 года N 23, приказом Министерства Природный ресурсов Краснодарского края от 11.10.2018 № 1676 «Об установлении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, местоположений береговых линий (границ водных объектов) реки Катлама, реки Маскага, реки Баканка и реки Цевкая на территории города Новороссийска Краснодарского края» утверждены границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос, местоположений береговых линий (границ водных объектов) реки Катлама, реки Маскага, реки Баканка и реки Цевкая на территории города Новороссийска Краснодарского края согласно приложению к приказу.

В соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в состав Единого государственного реестра недвижимости входит в том числе реестр границ, в котором также отображаются сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий, в том числе о водоохранных зонах, прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления, и береговых линиях (границах водных объектов).

Внесение сведений в ЕГРН осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия и регулируется статьей 32 Закона N 218 и Правилами предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 1532 (далее - Правила).

Согласно пункту 22 Правил в случае внесения в государственный водный реестр сведений о береговой линии (границе водного объекта), водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления и других зонах с особыми условиями использования, установленных в отношении водного объекта, либо изменений указанных сведений в государственном водном реестре федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного водного реестра, направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения о типе, наименовании водного объекта, установленных параметрах таких зон (координаты, площадь при наличии), содержащий текстовое и графическое описание местоположения границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, зон затопления, подтопления и других зон с особыми условиями их использования, а также береговой линии (границы водного объекта) и перечень координат характерных точек границ таких зон, прибрежных защитных полос, береговой линии (границы водного объекта) в системе координат, установленной для ведения ЕГРН.

Так, согласно приказу Министерства Природных ресурсов Краснодарского края № 1676 от 11.10.2018 границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, местоположения береговой линии (границы водного объекта) водного объекта – реки Цевкая определены следующим образом:

Протяженность береговой линии (границы водного объекта) составляет 12,75 км;

Ширина водоохранной зоны составляет 50 метров;

Площадь водоохранной зоны составляет 63,17 га;

Граница прибрежной защитной полосы совпадает с границей водоохранной зоны;

Ширина прибрежной защитной полосы составляет 50 метров.

Судом установлено, что ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 2500+/-18 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: коммунально-складские и производственные предприятия V класса опасности различного профиля согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

В ходе проверки, проведенной Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой, установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в <адрес>, з/у 77, в 84 метров от береговой линии водного объекта р. Цевкая, осуществляется хозяйственная и иная деятельность, связанная с эксплуатацией коммунально-складского и производственного предприятия V класса опасности.

Как указано в исковом заявлении, в нарушение требований законодательства, ФИО2, в границах земельного участка с кадастровым номером 23:47:0103001:2758 в 84 метров от береговой линии водного объекта <адрес>, осуществляется хозяйственная и иная деятельность, связанная с эксплуатацией коммунально-складского и производственного предприятия V класса опасности при этом данная деятельность с Азово-Черноморских территориальным управлением Росрыболовства не согласовывалась.

Вместе с тем, данный довод основан на ошибочном толковании норм действующего законодательства, поскольку ширина водоохранной зоны реки Цевкая согласно приказу Министерства природных ресурсов Краснодарского края № 1676 от 11.10.2018 г. установлена в размере 50 метров.

Более того, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен за границами водоохранной зоны реки Цевкая в ст-це Раевской         г. Новороссийска, что подтверждается выпиской из ЕГРН по состоянию на 27.03.2024 и ответом УАИГ администрации МО г. Новороссийска от 29.05.2024 № 08.03-1.3-9440/24.

Доводы истца о том, что ФИО2 постановлением старшего государственного инспектора Черноморской инспекции Азово-Кубанского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ был привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ, за то что, он, с использованием водоохранной зоны водного объекта реки Цевкая, в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, осуществлял хозяйственную деятельность – эксплуатацию коммунально-складского и производственного предприятия, также не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, в виду следующего.

Как указано в данном постановлении от ДД.ММ.ГГГГ, водоохранная зона водного объекта реки Цевкая, составляет 50 метров, а земельный участок <данные изъяты> расположен на расстоянии 84 метра от водного объекта реки Цевкая, то есть за границей водоохранной зоны.

Как пояснил в судебном заседании ФИО2, данное постановление не было им обжаловано в установленный законом срок в виду его юридической неграмотности

Таким образом, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> от реки Цевкая расположен на расстоянии 84 м, что более 50 метров водоохранной зоны реки Цевкая, согласно Приказу Министерства природных ресурсов Краснодарского края № 1676 от ДД.ММ.ГГГГ, а следовательно расположен за пределами границ водоохранной зоны реки Цевкая.

Более того, деятельность, осуществляемая на земельном участке <данные изъяты> в виде эксплуатации коммунально-складского и производственного предприятия V класса опасности соответствует виду разрешенного использования земельного участка.

Проанализировав установленные по делу обстоятельства и исследовав представленные сторонами доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, руководствуясь положениями действующего законодательства, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, суд не находит оснований для удовлетворении исковых требований и.о. Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора, в связи с тем, что земельный участок, с кадастровым номером 23:47:0103001:2758, принадлежащий на праве собственности ответчику ФИО2, расположен за пределами границ водоохранной зоны реки Цевкая, следовательно согласования в установленном порядке с Азово-Черноморским территориальным управлением Росрыболовства указанной деятельности,, не требуется. Доказательств обратного суду не представлено.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФИО2 о запрете осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке до согласования – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий:

2-1828/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Вишняков Артем Владимирович
Другие
Азово-Кубанский отдел контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Росрыболовства
Росводресурсы "Кубанское бассейновое водное управление"
Управление Архитектуры и градостроительства АМО г. Новороссийска
Суд
Октябрьский районный суд г. Новороссийска
Дело на сайте суда
novorossisk-oktybrsky.krd.sudrf.ru
09.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.04.2024Передача материалов судье
11.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.05.2024Подготовка дела (собеседование)
09.06.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
21.06.2024Подготовка дела (собеседование)
21.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.07.2024Судебное заседание
22.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее