ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело №
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
кассационного суда общей юрисдикции
3 марта 2025г. <адрес>
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего ФИО8,
судей ФИО6 и ФИО7
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя ФИО4 – ФИО1 на апелляционное определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску ФИО2, ФИО3 к ФИО4, администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанностей по устранению препятствий в пользовании земельным участком.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Гаиткуловой Ф.С., судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
ФИО2, ФИО3 обратились в суд с иском к ФИО4 и администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности не чинить препятствий в пользовании земельным участком, проведении работ по очистке канализационной накопительной емкости, организации водостока с кровли крыши жилого дома, об оборудовании снегозадерживающего устройства на крыше жилого дома.
Требования мотивированы тем, что истцы и ФИО10, ФИО9 являются собственниками земельного участка, расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес> 1996 г., а также находящегося на земельном участке жилого дома.
Собственником смежного земельного участка по <адрес> является ФИО4
Возле границы земельного участка истцов расположена канализационная накопительная емкость для сбора нечистот, относящийся к жилому дому ответчика. Данная емкость представляет собой несколько бетонных колец, следом за которым идет металлическое кольцо с люком, емкость является местным септиком –отстойником или выгребной ямой.
Канализационная накопительная емкость расположена на землях общего пользования, является вспомогательным объектом по отношению к основному объекту-жилому дому №, расположенному по адресу: Чувашская Республика, <адрес>. Расстояние данной емкости от внешнего контура до угла жилого дома истцов составляет 4,74 м, что свидетельствует о нарушении расположения данной емкости по отношению к жилому дому. ФИО4 и администрация Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики должны совместно предпринимать меры для ее эксплуатации без нарушения прав истцов.
Жилой дом ответчика расположен от границы земельного участка на расстоянии менее 3 метров, скат крыши, где расположен гараж, направлен в сторону земельного участка истцов, водосток с крыши не организован, снегозадерживающие устройства не оборудованы, что также нарушает права истцов в использовании бани, расположенной с незначительным заходом на земельный участок ответчика.
Уточнив исковые требования, истцы просили обязать ФИО4 не чинить препятствия в пользовании земельным участком, возложить обязанность надлежащим образом проводить работы по очистке канализационной накопительной емкости один раз в шесть месяцев; возложить на ФИО4 обязанность организовать водосток с кровли над частью жилого дома, где расположен гараж, направив его в две противоположные стороны, оборудовать снегозадерживающее устройство на крыше принадлежащего ей жилого дома в той части, где скат направлен в сторону земельного участка истцов.
Решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО2, ФИО3 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ отменено в части отказа в возложении на ФИО4 обязанности по организации водостока с кровли жилого дома и оборудованию снегозадерживающего устройства. Принято по делу в этой части новое решение, которым на ФИО4 возложена обязанность организовать водосток с кровли над частью принадлежащего ей жилого дома по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, где расположен гараж, направив его (водосток) в две противоположные стороны: в сторону улицы за пределы участка и в сторону собственного огорода; оборудовать снегозадерживающее устройство на крыше части жилого дома, где расположен гараж, скат которого направлен в сторону соседнего земельного участка; либо переоборудовать часть крыши жилого дома, где находится гараж таким образом, чтобы скат кровли был направлен в сторону улицы и своего огорода.
В кассационной жалобе аявитель ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, неверное определение значимых обстоятельств по делу.
Лица, участвующие в деле и неявившиеся в суд кассационной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке надлежащим образом извещены, не возражали рассмотрению дела без их участия.
Судебная коллегия по гражданским делам ФИО5 кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1000 кв.м., с кадастровым номером №:6, категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, с/<адрес>, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
На данном земельном участке расположен жилой дом с кадастровый №, общей площадью 117,1 кв. метров, 1994 года постройки, сведения о местоположении границ контура здания в ЕГРН отсутствуют.
Указанный жилой дом и земельный участок принадлежат на праве общей долевой собственности ФИО2, ФИО3, ФИО9, ФИО10 (по 1/4 доле в праве собственности).
ФИО4 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1130 кв.м., с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, жилой дом с кадастровым номером №, расположенные по адресу: Чувашской Республика, <адрес>, с/<адрес>, границы земельного участка установлены путем проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером №
По данным технического паспорта домовладения ответчика по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, площадь жилого дома - 154,5 кв.м., сеней -14,1 кв.м., мансарды -54,3 кв.м., крыльца -5,4 кв.м. Из этажного плана, к жилой части дома примыкает гараж (помещение №), котельная (пом. №) протяженность стены - 11,03 метра. Из элементов благоустройства имеется канализация - сброс в местный отстойник. На земельном участке расположены хозяйственные постройки: сарай 21,0 кв. метр, туалет кирпичный 1,3 кв. метра, ворота, ограждение.
Помещения № (гараж) и № (котельная) в жилом доме ответчика находятся со стороны домовладения ФИО11 и имеют скат крыши в сторону домовладения истцов.
Согласно техническому плану здания от ДД.ММ.ГГГГ, составленного в связи с изменением сведений о площади и материале стен здания с кадастровым номером №, площадь жилого дома в настоящее время составляет 227,4 кв.м, изменение площади произошло в связи с реконструкцией второго этажа жилого дома.
Жилые дома сторон построены по типовому проекту, на основании проектно-сметной документации, разработанной по заказу АО «Волготрансгаз» Чебоксарского ЛПМУГ и введены в эксплуатацию актами государственной приемочной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ
Заключением судебной строительно-технической экспертизы ООО «Земля» № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что часть жилого дома на участке с кадастровым номером №, где расположен гараж, имеет высоту 3,8 метра, односкатную крышу. Скат ориентирован на соседний участок с кадастровым номером №.
Жилой дом ответчика реконструирован в соответствии с уведомлением администрации Кугесьского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ Данным уведомлением подтверждено соответствие указанных в уведомлении ответчика о планируемой реконструкции параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта на земельном участке с кадастровым номером №, в <адрес>. Единственным параметром, не соответствующим требованиям градостроительных и строительных норм, является отступ от границы смежного земельного участка – менее 3 метра, а именно: от 1,49 до 1,61 м., в связи с чем эксперт пришел к выводу о том, что жилой дом не соответствует по своем расположению требованиям градостроительных, строительных и санитарных норм. Для устранения нарушений прав истцов необходимо организовать водосток и снегозадержание с кровли жилого <адрес> в <адрес>.
Эксперт руководствовался Сводом правил по проектированию и строительству СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства». В соответствии с п.п. 5.3.4, 5.3.8 данного Свода до границы соседнего приквартирного участка расстояния по санитарно-бытовым условиям должны быть не менее:
- от усадебного, одно-двухквартирного и блокированного дома- 3 м. с учетом требований п. 4.1.5 настоящего свода правил,
- от постройки для содержания скота и птицы – 4 м.,
- от других построек (бани, гаража и др.)- 1 м.
На территориях с застройкой усадебными, одно-двухквартирными домами расстояние от окон жилых комнат до стен соседнего дома и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, должно быть не менее 6 м.
Ранее примечанием № к пункту 2.12 Строительные нормы и правила СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утв. постановлением Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, предусматривалось, что в районах усадебной застройки расстояние от окон жилых помещений (комнат, кухонь и веранд) до стен дома и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, по санитарным и бытовым условиям должно быть не менее, как правило, 6 м. Хозяйственные постройки следовало размещать от границ участка на расстоянии не менее 1 м.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных истцами требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 209, 263, 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 40 Земельного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что до реконструкции расстояние до смежной границы составляло 1,75 м., расстояние не соответствовало действующим нормативам, у смежной границы расположена не стена жилого дома, а стена гаража, расстояние от смежной границы должно составлять не более 1 метра, гараж истцов частично расположен на земельном участке ответчиков и имеет скат крыши в сторону домовладения ответчиков, это обстоятельство создает условия для скопления влаги между строениями сторон.
Суд апелляционной инстанции с приведёФИО5 выводами суда первой инстанции не согласился в части отказа в возложении на ответчика обязанности по организации водостока с кровли жилого дома и оборудованию снегозадерживающего устройства, в указанной части решение суда отменил, указав, что в данном случае гараж изначально являлся и является в настоящее время встроенно-пристроенным помещением, составляющим единое целое с жилым домом, само по себе то обстоятельство, что до реконструкции жилого дома расстояние от дома до границы не соответствовало действующим нормам (1,75 м.), не освобождает сторону, производящую реконструкцию от обязанности соблюдения требований действующих градостроительных и строительных норм и правил.
Учитывая, что скоплению влаги на смежной границе между строениями сторон способствует совокупность условий, создаваемых нарушениями со стороны обоих соседей, строение ответчика находится на расстоянии, не соответствующем требованиям градостроительных и строительных норм и правил, в отсутствие на скате крыши, ориентированном на участок соседей водоотводящих и снегозадерживающих устройств, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости возложить на ответчика обязанность организовать водосток с кровли над жилого дома, где расположен гараж, направив его (водосток) в две противоположные стороны, оборудовать снегозадерживающее устройство на крыше части жилого дома, где расположен гараж, скат которого направлен в сторону соседнего земельного участка; либо переоборудовать часть крыши жилого дома, где находится гараж таким образом, чтобы скат кровли был направлен в сторону улицы и своего огорода.
Судебная коллегия по гражданским делам ФИО5 кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с такими выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия отмечает, что судом иск рассмотрен в пределах заявленных требований, что соответствует положениям ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы, само по себе нарушение истцом смежной границы не исключает обязанности ФИО4 по соблюдению требований нормативов в отношении направления ската крыши (СП 53.13330.2019 Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97 Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения), п. 6.7).
Как верно указал суд апелляционной инстанции, нарушение истцом смежной границы не лишает ФИО4 права на судебную защиту, поскольку, местоположение постройки на участке истцов и устройство его ската также не соответствует требованиям закона.
При разрешении спора судом апелляционной инстанции обоснованно принято во внимание, что до реконструкции крыша ответчиков была ниже – 3,8 м., в настоящее время - 7,4 м., площадь ската крыши увеличилась, что усугубило ранее имевшую место ситуацию, ведущую к переизбытку влаги на территории между строениями соседей.
Ссылка в кассационной жалобе на решение суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, которым удовлетворены исковые требований ФИО4, не может быть принято во внимание, поскольку обжалуемое апелляционное определение вынесено ДД.ММ.ГГГГ
Разрешая заявленные требования, суд апелляционной инстанции, вопреки позиции кассатора, правильно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а представленные сторонами доказательства оценил по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Существенных нарушений процессуального закона, исходя из доводов кассационной жалобы и материалов гражданского дела, также не установлено.
При этом, как указано выше, несогласие стороны с результатами оценки доказательств, произведенной судом, не подпадает под приведенный в законе исчерпывающий перечень оснований к пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений.
Признав, что ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия кассационного суда не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░4 – ░░░1 - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░