Решение по делу № 11-17/2016 от 02.03.2016

Дело № 11-<номер>/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кандалакша 23 марта 2016 года

Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:

судьи Лебедевой И.В.,

при секретаре Захаровой Е.Г.,

с участием:

истца Разумовой И.М.,

представителя ответчика Тутова И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского районного суда гражданское дело по иску Разумова В.Ф., Разумовой И.М. к товариществу собственников жилья «Соц.Городок» о взыскании излишне начисленной платы за услугу отопления,

по апелляционной жалобе товарищества собственников жилья «Соц.Городок» на решение мирового судьи судебного участка 1 Кандалакшского судебного района от <дата>,

установил:

Разумов В.Ф., Разумова И.М. обратились в суд с иском к ТСЖ «Соц.Городок» о взыскании излишне начисленной платы за услугу отопления. В обоснование иска указано, что плату за отопление ответчик начислял с нарушением требований Постановления Правительства Мурманской области от 01 июля 2013 года № 358-ПП «О порядке расчета платы за коммунальную услугу отопление». Просили взыскать с ответчика в свою пользу возмещение суммы причиненного ущерба в размере <данные изъяты>.

Мировым судьей судебного участка <номер> Кандалакшского судебного района <дата> постановлено решение: «Исковые требовании удовлетворить. Взыскать с ТСЖ «Соц.Городок» в пользу Разумова В.Ф. излишне оплаченные денежные средства за предоставленную услугу (отопление) в период с <дата> по <дата> в размере <данные изъяты>

Взыскать с ТСЖ «Соц.Городок» в пользу Разумовой И.М. излишне оплаченные денежные средства за предоставленную услугу (отопление) в период с <дата> по <дата> в размере <данные изъяты>..

Взыскать с ТСЖ «Соц.Городок» государственную пошлину в доход соответствующего бюджета <данные изъяты>

Не согласившись с решением мирового судьи, ТСЖ «Соц. Городок» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просили отменить вышеуказанное решение, вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований истцам отказать, взыскать с Разумова В.Ф., Разумовой И.М. судебные издержки в размере <данные изъяты>. В обоснование жалобы указано, что решение мирового судьи постановлено с нарушением части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, установившим Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, которыми установлено, что определение объема потребленного собственниками жилых помещений коммунального ресурса коммунальной услуги по отоплению определяется исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. Кроме того, ссылается на решение суда, вступившее в законную силу по спору между теми же сторонами, о том же предмете спора и по тем же основаниям. Полагает, что в связи с этим мировым судьей дело должно было быть прекращено в соответствии с положениями статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель ТСЖ «Соц. Городок» Тутов И.В. поддержал доводы апелляционной жалобы в полном обеъеме.

В судебном заседании Разумова И.М. полагала решение мирового судьи законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.

Разумов В.Ф. и представитель ООО «УЭР» в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит решение мирового судьи законным и обоснованным.

Мировой судья верно определил юридически значимые обстоятельства дела и применил надлежащий материальный закон.

В частности, установлено, что решением общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> в <адрес> от <дата> избран способ управления многоквартирным домом посредством ТСЖ «Соц.Городок».

Разумов В.Ф. и Разумова И.М. с декабря <дата> являются собственниками квартиры по адресу: <адрес>, и зарегистрированы по данному адресу.

Многоквартирный <адрес> оборудован общедомовым (коллективным) прибором учета тепловой энергии.

Не согласившись с начислением оплаты за отопление истцы обратились с требованиями о взыскании возмещения суммы причиненного ущерба в размере <данные изъяты> коп., мотивируя требования тем, что ТСЖ незаконно начислило им плату за отопление в период с <дата> включительно, исходя из показаний приборов учета потребленной тепловой энергии.

Решением мирового судьи судебного участка <номер> Кандалакшского судебного района от <дата> исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Сторонами не оспаривалось, что в период с <дата> расчет платы за отопление осуществлялся ООО «УЭР» на основании имеющегося с ТСЖ «Соц.Городок» договора об оказании услуг. Плата за отопление вносилась собственниками жилых помещений многоквартирного дома на расчётный счёт ТСЖ «Соц. Городок». Расчёт платы за отопление в спорный период производился, исходя из фактических показаний общедомового прибора учёта тепловой энергии по Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> <номер>. До <дата> и <дата> расчёт платы за отопление производился, исходя из 1/12 объема тепловой энергии, зафиксированного общедомовым прибором учёта по итогам предыдущего календарного года и пропорционально площади помещения, умноженного на тариф на тепловую энергию, с ежегодной корректировкой сумм на основании Постановления Правительства Мурманской области № 01 июля 2013 г. № 358-ПП.

Доводы ТСЖ «Соц.Городок» сводятся к тому, что действия товарищества являются правомерными, поскольку соответствуют части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Постановлению Правительства Российской Федерации от <дата> <номер>, установившим Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, с чем суд согласиться не может.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Часть 2 данной статьи устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса (горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления)), рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее по тексту - Правила предоставления коммунальных услуг № 354).

Пунктом 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг № 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Правительством Российской Федерации также было издано Постановление от 27 августа 2012 г. № 857 «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Подпунктом «а» пункта 1 данного Постановления установлено, что Правила предоставления коммунальных услуг № 354 в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются с учетом следующей особенности:

в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утвержденными настоящим постановлением.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 27 августа 2012 года № 875 установлено, что органы государственной власти Российской Федерации, принявшие решения, указанные в подпункте «а» пункта 1 настоящего постановления, могут в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг № 354.

Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2012 года № 857 (пункт 3) также утверждены Правила расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, применяемые в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года.

Постановлением Правительства РФ от 06 апреля 2013 года № 307 установлен срок принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации решений, указанных в пункте 1 Постановления Правительства РФ от 27 августа 2012 года № 857 - до 01 июля 2013 года, и определено, что действие данных решений распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2013 года.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2013 года по делу № АКПИ12-1630 дано разъяснение относительно полномочий субъектов Российской Федерации по выбору установленного нормативными актами Правительства Российской Федерации порядка расчета платы за коммунальные услуги.

Из данного решения следует, что жилищное законодательство в Российской Федерации состоит из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации). Правительство Российской Федерации, согласно частям 4 и 5 статьи 5 этого Кодекса, вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение данного Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений уточняет статья 12 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу пункта 16 которой установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 157 названного Кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Приведенные законоположения закрепляют содержание подлежащих реализации Правительством Российской Федерации полномочий на основании собственного решения и выражаются, в том числе в определении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу.

Во исполнение указанных норм Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации утвердило Правила N 354 и установило в оспариваемом в части Постановлении N 857, опубликованном в "Российской газете" 31 августа 2012 г., особенности их применения в 2012 - 2014 годах. Оспариваемыми в части предписаниями органам власти субъектов Российской Федерации разрешено до 15 сентября 2012 г. принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета, предусмотренного прежними Правилами N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 г., в связи с чем в Постановление N 354 внесены соответствующие изменения.

В силу статьи 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской обязано обеспечивать реализацию положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе издавать постановления, обязательные к исполнению в Российской Федерации всеми, включая органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на условиях и в порядке, предусмотренном действующими нормативными актами.

Согласно пункту 9 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень вопросов, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, не является исчерпывающим.

Следовательно, осуществление органами власти субъектов Российской Федерации полномочия по выбору установленного нормативными актами Правительства Российской Федерации порядка расчета не приводит к нарушению приведенных норм Жилищного кодекса Российской Федерации, и в частности его части 1 статьи 157, на которую ссылается заявитель. Такое правовое регулирование не является делегированием полномочий по изданию нормативного правового акта, определяющего порядок расчета платы за коммунальную услугу, поскольку содержательная регламентация данных отношений осуществлена непосредственно высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации.

Постановлением Правительства Мурманской области от 01 июля 2013 ода № 358-ПП утвержден с 01 сентября 2013 года порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в жилых (нежилых) помещениях многоквартирного дома, оборудованного общедомовым (коллективным) прибором учета тепловой энергии. В данном Постановлении указано, что оно принято в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 27 августа 2012 г. № 857 и от 06 апреля 2013 г. № 307.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», действовавшим в редакции от 25 июня 2012 года (вместе с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам) установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется:

б) для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам (пункт 21 Правил).

Подпункт б пункта 21 Правил утратил силу в соответствии с принятием Правительством Российской Федерации Постановления № 795 от 10 сентября 2013 года.

Вместе с тем, пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 (в редакции Постановлений Правительства РФ от 27.08.2012 № 857, от 17.12.2014 № 1380) установлено, признать утратившими силу со дня вступления в силу Правил, утвержденных настоящим Постановлением:

постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", за исключением пунктов 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных указанным постановлением (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 1 июля 2016 г.

Таким образом, Постановление Правительства Российской Федерации № 307 в части касающейся расчета платы за коммунальные услуги по отоплению и расчета платы по отоплению действует одновременно с положениями Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 354.

Как приведено выше, решение субъекта Российской Федерации по осуществлению полномочий по выбору установленного нормативными актами Правительства Российской Федерации порядка расчета не приводит к нарушению приведенных норм Жилищного кодекса Российской Федерации.

Постановлением Правительства Мурманской области № 01 июля 2013 г. № 358-ПП установлен порядок расчета оплаты за коммунальную услугу отопление по формуле:

Р = S x V x T,

o.i i t T

где: S - общая площадь i-го помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме (кв. м); V - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);

T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с

законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).

Аналогичный порядок расчета платы за отопление при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета закреплен подпунктом 2 пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, которые утрачивают силу с 1 июля 2016 г.

В соответствии с положениями части 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

Вместе с тем, в представленных материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о наделении правления товарищества собственников жилья полномочиями самопроизвольно устанавливать порядок оплаты за коммунальные услуги.

При указанных обстоятельствах, доводы ТСЖ «Соц.Городок» являются несостоятельными.

Суд также не находит нарушений мировым судьей норм процессуального права, при этом представитель ТСЖ ссылается на обязанность мирового судьи прекратить производство по делу ввиду того, что по спору между теми же сторонами, о том же предмете спора и по тем же основаниям уже имеется вступившее в законную силу решение, с чем суд апелляционной инстанции согласиться не может.

Доводы апеллятора основаны на неверном толковании норм процессуального права, так предметом рассмотрения дела <номер> являлась обязанность собственников по содержанию принадлежащего им имущества, в то время как в настоящем дела рассмотрен спор о защите прав потребителей.

При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными.

Суд апелляционной инстанции считает решение мирового судьи законным и обоснованным и не усматривает оснований, предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к его отмене, в том числе и по мотивам жалобы.

При таких обстоятельствах, мировой судья правомерно удовлетворил исковые требования Разумова В.Ф. и Разумовой И.М.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, суд

определил:

Решение мирового судьи судебного участка 1 Кандалакшского судебного района от <дата> по по иску Разумова В.Ф., Разумовой И.М. к товариществу собственников жилья «Соц.Городок» о взыскании излишне начисленной платы за услугу отопления оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья «Соц.Городок» - без удовлетворения.

Настоящее определение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Судья И.В. Лебедева

11-17/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Разумов В. Ф.
Разумова И.М.
Разумова И. М.
Разумов В.Ф.
Ответчики
ТСЖ "СОЦ.Городок"
Другие
ООО "УЭР"
Суд
Кандалакшский районный суд Мурманской области
Дело на странице суда
kan.mrm.sudrf.ru
02.03.2016Регистрация поступившей жалобы (представления)
03.03.2016Передача материалов дела судье
04.03.2016Вынесено определение о назначении судебного заседания
23.03.2016Судебное заседание
23.03.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.03.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее