УИД 11RS0016-01-2019-001648-94
Дело № 2а-51/2020
Сыктывдинского районного суда Республики Коми
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
в составе судьи Щенниковой Е. В.,
при секретаре судебного заседания Габовой Е. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт
18 февраля 2020 года административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №1 по Республики Коми к Елфимову В. С. о взыскании земельного налога, пени
установил:
Межрайонная ИФНС России №1 по Республики Коми обратилась в суд с административным исковым заявлением к Елфимову В. С. о взыскании земельного налога за 2016 год в размере <данные изъяты> руб., за 2017 год в размере <данные изъяты> руб., пени за период с <дата> по <дата> в размере <данные изъяты> руб., всего на сумму <данные изъяты> руб. В обоснование заявленных требований указано, что Елфимов В. С. являлся плательщиком земельного налога в 2016, 2017 году, однако свою обязанность по оплате земельного налога своевременно не исполнил. В адрес административного ответчика направлялось налоговое уведомление, а в последующем требование об уплате задолженности по земельному налогу и пени, которые административным ответчиком не исполнены. Ссылаясь на указанные обстоятельства, Межрайонная ИФНС № 1 по Республике Коми обратилась с настоящим административным исковым заявлением.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №1 по РК Карманов А. М. в судебном заседании поддержал требования искового заявления в полном объеме по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что согласно сведениям Управления Росреестра по РК в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> <дата> внесены изменения, а именно категория земельного участка изменена с «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов», разрешенное использование изменено с «сельскохозяйственные угодья» на «многоквартирные среднеэтажные жилые дома». На основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, поступившего в ФГБУ «ФКП Росреестр» по РК, определена кадастровая стоимость земельного участка в размере <данные изъяты> руб. в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РК №515 от 28.11.2014. В последующем соответствующие изменения в категорию и вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> были внесены на основании личных заявлений ответчика – 15.05.2018. Также пояснил, что в настоящее время задолженность по земельному налогу не погашена. Квитанции об оплате, представленные ответчиком, не могут быть приняты во внимание в качестве доказательства погашения задолженности по земельному налогу, поскольку согласно данным платежным документам оплата земельного налога производилась физическим лицом, имеющим ИНН <данные изъяты>, то есть Елфимовым С. В., а не административным ответчиком.
Административный ответчик Елфимов В. С. с требованиями искового заявления не согласился, пояснив, что частично произвел оплату земельного налога, а также пени, однако налоговым органом данный факт не учтен. Кроме того, пояснил, что он не согласен с размером налога в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. Полагает, что налоговым органом при исчислении налога применена неверная налоговая база в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, а именно, кадастровая стоимость земельного участка в размере <данные изъяты> руб. Также указал, что налоговый орган ошибочно полагает, что указанный земельный участок в спорный период времени имел категорию разрешенного использования «многоквартирные среднеэтажные жилые дома».
Допрошенный в ходе судебного разбирательства свидетель Ивашев А. Ю. пояснил, что присутствовал при рассмотрении заявления Елфимова В. С. на заседании комиссии с участием представителей Межрайонной ИФНС №1 по РК и администрации МО МР «Сыктывдинский» по вопросу начисления земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. При обсуждении данного вопроса комиссией не дан ответ на вопрос, на основании каких документов осуществлен перевод земельного участка из одной категории в другую.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы административного дела № 2а-1886/2019 мирового судьи Зеленецкого судебного участка Сыктывдинского района Республики Коми, суд приходит к следующим выводам.
Обязанность граждан - налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в ст. 57 Конституции РФ, а также ст. 23 Налогового кодекса РФ.
Процедура и сроки взыскания с налогоплательщика - физического лица задолженности по налогам и сборам регламентирована ст. 48 Налогового кодекса РФ и главой 32 Кодекса административного судопроизводства РФ.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ, вступившего в законную силу 15.09.2015, суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
Статьей 286 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 388, 389, 390, 391, 393, 396 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 данного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей (ст.391 Налогового кодекса РФ).
Налоговым периодом признается календарный год. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами. Налогоплательщики – физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Статьей 72 Налогового кодекса РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
В силу ст. 75 Налогового кодекса РФ, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня, за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщику начисляется пеня. Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты сумма налога в более поздний по сравнению с установленным законодательством срок. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Кодекса. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст. 69 и 70 Налогового кодекса РФ.
На основании п. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно п. 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п. 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В силу абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Судом установлено, что административный ответчик Елфимов В. С. в 2016, 2017 году являлся собственником земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>., расположенных на территории Сыктывдинского района, а, следовательно, плательщиком земельного налога.
Межрайонной ИФНС № по <адрес> налогоплательщику Елфимову В. С. за 2017 год начислен земельный налог в размере <данные изъяты> руб.
В связи с неверным исчислением налога за 2016 год, налогоплательщику Елфимову В. С произведен перерасчет земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами <данные изъяты> в размере <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> – <данные изъяты> руб.
В связи с несвоевременным и не в полном объеме исполнением обязанности по уплате налога административным истцом начислены пени за период с <дата> по <дата> на недоимку по земельному налогу за 2016, 2017 год – <данные изъяты> руб.
Административным истцом в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление № от <дата> с указанием размера налога в размере <данные изъяты> руб. со сроком уплаты <дата>.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога, административным истцом в адрес административного ответчика направлено требование № от <дата> об уплате задолженности в сумме в сумме <данные изъяты> <данные изъяты> руб., в том числе <данные изъяты> руб. – задолженность по налогам, <данные изъяты> руб. – пени, с установлением срока исполнения требования до 04.03.2019.
12.07.2019 мировым судьей Зеленецкого судебного Сыктывдинского района Республики Коми вынесен судебный приказ о взыскании с Елфимова Н. В. недоимки по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенных в границах сельских поселений, за 2017 год в размере <данные изъяты> руб., пени за период <дата> по <дата> в размере <данные изъяты> руб.
Определением Зеленецкого судебного <адрес> Республики Коми от <дата> отменен судебный приказ о взыскании с Елфимова В. С. задолженности по земельному налогу, пени.
Обращение в суд последовало в порядке, предусмотренном ст. 48 Налогового кодекса РФ, то есть в течение шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Данные обстоятельства, подтверждаются исследованными судом доказательствами. Расчет заявленных к взысканию сумм судом проверен, является арифметически верным. Доказательств своевременной оплаты заявленных к взысканию сумм административным ответчиком суду не представлено.
Принимая во внимание установленные при рассмотрении дела обстоятельства, учитывая положения приведенных выше норм материального права, с учетом представленных административным истцом доказательств о невыполнении Елфимовым В. С. надлежащим образом своих обязательств, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований Межрайонная ИФНС России №1 по Республики Коми о взыскании с Елфимова В. С. задолженности по земельному налогу за 2016 год в размере <данные изъяты> руб., за 2017 год в размере <данные изъяты> руб., пени за период с <дата> по <дата> в размере <данные изъяты> руб., всего на сумму <данные изъяты> руб.
При этом, доводы административного ответчика о том, что налоговым органом не учтены платежные документы на сумму <данные изъяты> руб., <данные изъяты> руб., <данные изъяты> руб., <данные изъяты> руб., <данные изъяты> руб., <данные изъяты> руб., <данные изъяты> руб., свидетельствующие об оплате земельного налога за 2016 и 2017 год, суд находит не состоятельными.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Федеральной налоговой службы №ГД-2-14/1069 от 05.06.2018, физические лица при заполнении распоряжения о переводе денежных средств в счет уплаты платежей в бюджетную систему РФ обязательно должны указывать значение ИНН в реквизите «ИНН плательщика» или УИН в реквизите «Код».
Указание УИН и ИНН в платежном документе является обязательным, поскольку позволяет налоговым органам определить плательщика данного платежа и своевременно учесть перечисленные денежные средства в счет исполнения им обязанности по уплате налога.
Судом установлено, что административному ответчику Елфимову В. С. присвоен ИНН <данные изъяты>.
Поскольку из представленных в материалы дела чеков (л.д. 209) усматривается, что плательщиком земельного налога является физическое лицо с ИНН <данные изъяты>, а не Елфимов В. С., которому соответствует ИНН <данные изъяты>, следовательно, платежные документы на сумму <данные изъяты> руб., не могут служить доказательством уплаты земельного налога именно административным ответчиком Елфимовым В. С.
Кроме того, доводы Елфимова В. С. о том, что налоговый орган неверно производит начисление налога за 2017 год в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, поскольку ошибочно полагает, что указанный участок имеет категорию разрешенного использования «многоквартирные среднеэтажные жилые дома», и незаконно принимает кадастровую стоимость земельного участка в размере <данные изъяты> руб., суд также находит несостоятельными в силу следующего.
В соответствии со ст. 390 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, определяемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно абз. 1 п. 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Статьей 394 Налогового кодекса РФ регламентировано что, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Решением Совета сельского поселения «Выльгорт» от 28.04.2016 №44/04-10-311 утверждено Положение о налоговых ставках, порядка уплату земельного налога на территории муниципального образования сельского поселения «Выльгорт».
Деревня Сейты в соответствии со ст. 96 Закона Республики Коми от 05.03.2005 №11-РЗ «О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми» входит в состав муниципального образования поселения Озёл.
Согласно решению Совета сельского поселения Озёл от 24.11.2014 №20/11-1-81 «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования сельского поселения «Озёл» в муниципальном образовании сельского поселения «Озёл» установлены следующие ставки земельного налога:
1) 0,3 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков:
а) отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства;
б) занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
в) приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
г) ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1,5 процента от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.
В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение года не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах.
При этом, исключение составляют следующие случаи: изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость (абз. 5 п. 1 ст. 391 НК РФ); изменение кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 6 п. 1 ст. 391 НК РФ).
Во всех остальных случаях главой 31 Кодекса не предусмотрено учитывать при расчете земельного налога произошедшее в течение года изменение кадастровой стоимости земельного участка, в том числе в связи с изменением вида его разрешенного использования.
Таким образом, изменение кадастровой стоимости земельного участка, произошедшее в результате изменения категории земель и вида разрешенного использования земельного участка в течение налогового периода, учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу в следующем налоговом периоде.
На основании п. 4 ст. 85 Налогового кодекса РФ регистрирующим органом в адрес административного истца представлены сведения о том, что в 2017 году кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет <данные изъяты> руб.
При этом, согласно письменной информации ФГБУ «ФКП Росреестра» по РК, а также Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, представленной в адрес суда, кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере <данные изъяты> руб. определена на основании заявления Елфимова С. В. (действовавшего от имени Елфимова В. С. на основании соответствующей доверенности) от <дата> № о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости и постановления администрации сельского поселения «Выльгорт» от <дата> №, согласно которым в сведения государственного кадастра недвижимости о категории земель земельного участка <дата> внесены изменения в части изменения категории земельного участка, а именно, с «земли сельскохозяйственного назначения» изменено на «земли населенных пунктов», а также вида разрешенного использования – с «сельскохозяйственные угодья» на «многоквартирные среднеэтажные жилые дома».
Кадастровая стоимость земельного участка определена Филиалом с применением утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от <дата> № минимального значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, предназначенных для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки для кадастровых кварталов, граничащих с кадастровым кварталом <данные изъяты>, равного <данные изъяты> руб./кв.м, и составила <данные изъяты> руб.
Указанные сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный реестр недвижимости <дата>.
С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу, что при исчислении земельного налога за 2017 год налоговый орган обосновано руководствовался данными, представленными регистрирующим органом, и исчислил налог, исходя из кадастровой стоимости <данные изъяты> руб. в размере <данные изъяты> руб., а ссылки административного ответчика о неверном исчислении налоговым органом земельного налога за 2017 год в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> являются несостоятельными.
При этом, необходимо отметить, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере <данные изъяты> руб., указанная в отзыве административного ответчика, в целях исчисления земельного налога в соответствии с действующим законодательством применима начиная с <дата>, поскольку согласно сведениям Росреестра указанная кадастровая стоимость внесена в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости <дата> на основании заявления Елфимова С В. (действовавшего от имени Елфимова В. С. на основании соответствующей доверенности) от <дата> об изменении категории земель и вида разрешенного использования земельного участка, а также на основании постановления администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» № от <дата> «Об исключении из границ земель населенных пунктов и установлении категории земли земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты>».
В соответствии со ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования в размере <данные изъяты> руб.
Руководствуясь ст. 175-80, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ №1 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░., <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░. <░░░░░>, <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2016 ░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░, ░░ 2017 ░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ <░░░░> ░░ <░░░░> ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░, ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 25.02.2020.
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░