Судья Хованская Н.А. Дело № 33-2163/2024
А-2.066
УИД 24RS0048-01-2022-008481-29
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 февраля 2024 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Киселевой А.А.,
судей Охременко О.В., Сударьковой Е.В.,
при ведении протокола помощником судьи Наумовой Т.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Охременко О.В.,
гражданское дело по иску Лопатиной Татьяны Евгеньевны к прокуратуре Красноярского края о возмещении стоимости лекарственных препаратов, компенсации морального вреда, судебных расходов,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Легенченко О.В.,
на решение Советского районного суда г. Красноярска от 27 ноября 2023 года, которым постановлено:
«Исковые требования Лопатиной Татьяны Евгеньевны удовлетворить частично.
Взыскать с прокуратуры Красноярского края в пользу Лопатиной Татьяны Евгеньевны расходы на приобретение лекарственных препаратов в размере 6 372 рубля, компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей, судебные расходы в размере 150,40 рублей, всего 7 522,40 рублей».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лопатина Т.Е. обратилась в суд с иском (уточненным) к прокуратуре Красноярского края о взыскании стоимости лекарственных препаратов в размере 6 372 руб., компенсации морального вреда в размере 5 000 руб., почтовых расходов в размере 195,40 руб.
Требования мотивировала тем, что она являлась сотрудником прокуратуры Советского района г. Красноярска, в связи с чем, в силу действующего законодательства имеет право на возмещение расходов на назначенные и приобретенные лекарственные препараты. Истец указывает, что ей были прописаны препараты <данные изъяты>, которые она приобрела самостоятельно. Она обратилась в прокуратуру Красноярского края с рапортом от 31.07.2020 о возмещении расходов на приобретение лекарственных средств <данные изъяты>), всего на общую сумму 6 372 рубля, однако в его удовлетворении было отказано в связи с отсутствием рецептов на данные препараты. Истец считает, что отказ в оплате лекарственных препаратов со ссылкой на отсутствие рецептов является незаконным, поскольку ненадлежащее исполнение медицинскими работниками своих обязанностей по не выписке рецептов не может служить основанием для отказа в возмещении ей стоимости препаратов.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Легенченко О.В. просит отменить решение суда, полагает, судом незаконно взыскана сумма, израсходованная истцом на приобретение лекарственных средств по представленным чекам, поскольку в материалах дела не имеется доказательств необходимости приобретения истицей лекарственных средств (рекомендаций врача, рецептов). Кроме того, истицей пропущен срок, предусмотренный ст. 392 ТК РФ, уважительные причины пропуска срока отсутствуют.
В письменных возражениях истец Лопатина Т.Е. указывает на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя прокуратуры Красноярского края Легенченко О.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Лопатина Т.Е. являлась сотрудником прокуратуры Советского района г.Красноярска.
Истец прикреплена для получения первичной медико-санитарной помощи к КГБУЗ «КГП № 14». Согласно записям медицинской карты амбулаторного больного и МИС qMS за период с 04.12.2018 по 22.11.2019 имели место следующие обращения Лопатиной Т.Е. в медицинское учреждение:
04.12.2018 консультация <данные изъяты> отделения КМКБ № 7, диагноз: <данные изъяты>. Рекомендовано, в том числе, <данные изъяты>
08.12.2018 участковым терапевтом ТЛП. назначено лечение. Согласно рекомендациям <данные изъяты> назначено, в том числе, <данные изъяты>
С 29.10.2019 по 11.11.2019 Лопатина Т.Е. находилась на стационарном лечении в КГБУЗ КМКБСМП им. Н.С. Карповича с диагнозом: <данные изъяты>
22.11.2019 Лопатиной Т.Е. врачом <данные изъяты> по диагнозу <данные изъяты> даны рекомендации по приему таб. <данные изъяты>
Согласно представленным в материалы дела подлинным чекам, Лопатиной Т.Е. понесены расходы по приобретению следующих лекарственных препаратов: <данные изъяты> в размере 1 312 рублей <данные изъяты>, <данные изъяты> в размере 751 рубль <данные изъяты>), <данные изъяты> в размере <данные изъяты>, в размере 1 426 рублей <данные изъяты> <данные изъяты> в размере 113,80 рублей <данные изъяты> всего на сумме 6 372 рубля.
12.08.2020 Лопатина Т.Е. обратилась с рапортом на имя прокурора Красноярского края об оплате стоимости лекарственных препаратов от 31.07.2020, приложив вышеуказанные чеки, выписки с назначениями по лечению.
Согласно ответу прокуратуры Красноярского края от 04.09.2020 № 10/1-08-2020, в нарушение требований п. 6 Порядка организации медицинского обеспечения (в том числе лекарственными препаратами для медицинского применения), утвержденного Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 24.05.2019 № 359, рецепты на препараты <данные изъяты> не предоставлены. При предоставлении рецептов в соответствии с требованиями Приказа вопрос о возмещении расходов, связанных с приобретением лекарственных препаратов, будет рассмотрен повторно.
В соответствии с письмом прокуратуры Красноярского края от 23.11.2020 № 10/1-082020, в связи с отсутствием рецептов врача возмещение расходов, связанных с приобретением лекарственных препаратов <данные изъяты>, не представляется возможным. При предоставлении рецептов, оформленных в соответствии с требованиями Порядка, утвержденного приказом Минздрава России, вопрос о возмещении расходов, связанных с приобретением лекарственных препаратов, будет рассмотрен повторно.
Письмом прокуратуры Красноярского края от 08.04.2021 № 10/1-08-2021, кассовые чеки на лекарственные препараты <данные изъяты> возвращены Лопатиной Т.Е. без компенсации в связи с отсутствием рецептов врача.
Аналогичный ответ прокуратурой Красноярского края дан Лопатиной Т.Е. 17.06.2021 № 10/1-08-2021.
Принимая решение об удовлетворении заявленных Лопатиной Т.Е. требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказ в выплате стоимости приобретенных лекарственных препаратов, которые пациенту были назначены по рекомендации врача, но без выписки рецептурного бланка на данные препараты, нельзя признать соответствующим нормам Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», поскольку фактически лишает истца права на медицинскую помощь в гарантированном объеме. Само по себе отсутствие рецепта не может ограничивать истца в праве на возмещение фактически понесенных расходов на приобретение лекарственных препаратов.
Судебная коллегия находит данный вывод суда первой инстанции основанным на неверно примененных и истолкованных положениях материального закона, регулирующих спорные отношения сторон.
Пункт 6 ст. 44 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривает, что медицинское обслуживание (в том числе обеспечение лекарствами) работников и проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 1 ст. 17 Закона о прокуратуре Генеральный прокурор РФ издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры РФ и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников.
В целях реализации положений ст. 44 Закона о прокуратуре Генеральным прокурором Российской Федерации на основании п. 1 ст. 17 Закона о прокуратуре Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 24.05.2019 № 359 введен в действие Порядок организации медицинского обеспечения (в том числе лекарственными препаратами для медицинского применения), а также возмещения расходов, связанных с оказанием медицинских услуг и приобретением лекарственных препаратов, в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, который действовал с 24.05.2019 по 22.05.2022. Возмещение расходов, связанных с оказанием платных медицинских услуг и приобретением лекарственных препаратов, производится по месту службы работников (пенсионеров - по месту получения пенсии) на основании решения (резолюции) соответствующего руководителя органа или организации прокуратуры при представлении перечня необходимых документов (п. 6 Порядка).
В п. 6 Порядка предусмотрен исчерпывающий перечень документов, на основании которого сотрудникам производится возмещение расходов, связанных с приобретением лекарственных препаратов, назначенных лечащим врачом по медицинским показаниям, а именно:
рапорт (заявление) работника на имя руководителя органа или организации прокуратуры (в Генеральной прокуратуре Российской Федерации - на имя начальника Главного управления обеспечения деятельности органов и организаций прокуратуры, в Главной военной прокуратуре - на имя заместителя Главного военного прокурора, курирующего вопросы финансово-хозяйственной деятельности);
рецепт на лекарственный препарат;
чек контрольно-кассовой техники или другой документ, подтверждающий произведенную оплату, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности (при оплате наличными денежными средствами);
слипы, чеки электронных терминалов при проведении операций с использованием банковской карты, держателем которой является подотчетное лицо или член его семьи (при оплате банковской картой);
товарный чек (при отсутствии наименования лекарственного препарата в кассовом чеке).
При этом, бремя сбора и предоставления необходимых документов для получения гарантированной компенсации работнику лежит именно на работнике.
Как следует из материалов дела, рапорт о возмещении расходов на приобретение лекарственных препаратов от 31.07.2020 подан Лопатиной Т.Е. в период прохождения службы в должности старшего помощника прокурора Советского района г. Красноярска (приказ об увольнении из органов прокуратуры Красноярского края от 23.11.2020 № 583-к), лекарственные препараты <данные изъяты> приобретены в 2018, 2019 годах, рецепты на указанные лекарственные препараты не представлены.
При этом, истцу было известно о необходимости предоставления рецептов на лекарственные препараты, так как на остальные лекарственные препараты, перечисленные в рапорте, рецепты ею были предоставлены, о невозможности получения рецептов на указанные лекарственные препараты в рапорте Лопатиной Т.Е. не указано.
Учитывая, что Лопатиной Т.Е. не представлены в полном объеме документы, на основании которых сотрудникам производится возмещение расходов, связанных с приобретением лекарственных препаратов, согласно исчерпывающему перечню, установленному п. 6 Порядка, возмещение расходов, связанных с приобретением указанных лекарственных препаратов, не представляется возможным.
О невозможности возмещения расходов, связанных с приобретением указанных лекарственных препаратов, в связи с отсутствием рецептов врачей Лопатина Т.Е. информирована неоднократно письмами прокуратуры края от 04.09.2020, 23.11.2020, 08.04.2021, 17.06.2021. В том числе, Лопатина Т.Е. проинформирована о том, что в случае несогласия с ответами она вправе обжаловать их в судебном порядке.
При отказе в возмещении расходов за вышеуказанные лекарственные препараты ответчик руководствовался в том числе, письмом Генеральной прокуратуры Российской Федерации (от 21.12.2020 года № 103/1-07-2020/Ип54592), в котором также разъяснено, что перечень документов, являющихся основанием для оплаты приобретенных лекарственных препаратов, указанный в приказе Генерального прокурора Российской Федерации № 359, сформирован с учетом требований как федерального законодательства, так и нормативных правовых актов иных федеральных государственных органов. Рецепт на лекарственный препарат для ведения бюджетного учета является первичным учетным документом, для отражения факта хозяйственной жизни, наряду с кассовым чеком, выданным покупателю, подтверждающим назначение врача, в рамках которого совершена покупка лекарственного препарата (ст. 5, 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Таким образом, по материалам дела установлено отсутствие вины работодателя - прокуратуры Красноярского края в отказе истцу в возмещении расходов, связанных с приобретением вышеуказанных препаратов.
Отклоняя доводы ответчика о том, что расходы на оплату стоимости самостоятельно приобретенных лекарственных препаратов производится работникам прокуратуры на основании, в том числе обязательного предъявления рецепта, который истцом не был представлен, суд первой инстанции исходил из того, что само по себе отсутствие рецепта не может ограничивать истца в праве на возмещение фактически понесенных расходов на приобретение лекарственных препаратов, поскольку фактически лишает истца права на медицинскую помощь в гарантированном объеме.
Между тем, право на возмещение расходов, связанных с приобретением лекарственных препаратов за счет средств федерального бюджета, является дополнительным видом социальных гарантий и обусловлено наличием у Лопатиной Т.Е., на момент приобретения лекарственных препаратов, трудовых отношений с прокуратурой Красноярского края.
Порядок реализации мер материального и социального обеспечения работников органов и учреждений прокуратуры устанавливается в соответствующих приказах, указаниях, положениях, инструкциях, изданных Генеральным прокурором Российской Федерации и обязательных для исполнения всеми указанными работниками (п. 1 ст. 17 Закона о прокуратуре).
Таким образом, работодатель сам устанавливает условия получения компенсаций, в связи с чем Главным распорядителем бюджетных средств – Генеральной прокуратурой Российской Федерации органам и учреждениям прокуратуры доводятся бюджетные ассигнования на их реализацию, которые исполняются прокуратурой края в соответствии с соответствующими организационно-распорядительными документами.
Утвержденный Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 24.05.2019 № 359 Порядок организации медицинского обеспечения (в том числе лекарственными препаратами для медицинского применения), а также возмещения расходов, связанных с оказанием медицинских услуг и приобретением лекарственных препаратов, в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, который действовал с 24.05.2019 по 22.05.2022, содержит исчерпывающий перечень документов, на основании которых сотрудникам производится возмещение из средств федерального бюджета расходов, связанных с приобретением лекарственных препаратов, назначенных лечащим врачом по медицинским показаниям, к которым относится, в том числе рецепт на лекарственный препарат.
Рецепт на лекарственный препарат – медицинский документ установленной формы, содержащий назначение лекарственного препарата для медицинского применения, выданный медицинским работником в целях его отпуска.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» к объектам бухгалтерского учета относятся факты хозяйственной жизни. Каждый факт хозяйственный жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (ст. 9). Для ведения бюджетного учета форма рецепта, наряду с кассовым чеком, выданным покупателю, является одним из первичных документов, подтверждающих назначение врача, в рамках которого совершена покупка лекарственных средств.
Возмещение расходов на лекарственные препараты на основании рекомендаций медицинских работников не соответствует нормам Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Рапорт о возмещении расходов на приобретение лекарственных препаратов от 31.07.2020 подан Лопатиной Т.Е. в период прохождения службы в должности старшего помощника прокурора Советского района г. Красноярска (приказ об увольнении из органов прокуратуры Красноярского края от 23.11.2020 № 583-к), лекарственные препараты <данные изъяты> приобретены в 2018, 2019 годах, рецепты на указанные лекарственные препараты не представлены.
При этом, истец, занимая должность старшего помощника прокурора района города, знала о необходимости предоставления рецептов на лекарственные препараты, так как на остальные лекарственные препараты, перечисленные в рапорте, рецепты ею были предоставлены.
О невозможности получения рецептов на указанные лекарственные препараты в рапорте Лопатиной Т.Е. не указано, по материалам дела таких обстоятельств не установлено, в материалах дела отсутствуют сведения об обращении истца в соответствующие медицинские учреждения, Министерство здравоохранения Красноярского края в целях оформления необходимых рецептов на данные лекарственные препараты.
Кроме того, как следует из отзыва на исковое заявление Министерства здравоохранения Красноярского края, подтвердить или опровергнуть оформление рецептурных бланков лечащими врачами и выдачу рецептов на лекарственные препараты <данные изъяты> при проверке, проводимой в 2023 году, не представляется возможным, в том числе по причине увольнения врачей.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328 – 330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Советского районного суда г.Красноярска от 27 ноября 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Лопатиной Татьяны Евгеньевны к прокуратуре Красноярского края о возмещении расходов на приобретение лекарственных препаратов, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов - отказать.
Председательствующий:
Судьи: