Дело № 2-2017/2024
УИД 56RS0023-01-2024-003614-55
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Новотроицк 12 ноября 2024 года
Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Сухаревой О.А.,
при секретаре Петрашевской К.А.,
с участием старшего помощника прокурора г. Новотроицка Оренбургской области Комаровой А.В.,
истца Спигина Сергея Владимировича,
представителя ответчика ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» Лапиной М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Спигина С.В. к Министерству социального развития Оренбургской области, государственному казенному учреждению Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» о признании права на выплату компенсации гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации,
УСТАНОВИЛ:
Истец Спигин С.В. обратился в суд с вышеназванным иском, в котором просил признать за ним право на выплату за найм жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 24.04.2024 № 369-пп «Об утверждении Порядка предоставления денежной выплаты гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территории Оренбургской области в результате прохождения весеннего паводка, на наем жилого помещения за счет средств резервного фонда по чрезвычайным ситуациям Оренбургской области». Также просит обязать ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения», Министерство социального развития Оренбургской области произвести ему денежную выплату в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 24.04.2024 № 369-пп «Об утверждении Порядка предоставления денежной выплаты гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территории Оренбургской области в результате прохождения весеннего паводка, на наем жилого помещения за счет средств резервного фонда по чрезвычайным ситуациям Оренбургской области».
В обоснование требований указал на то, что в период с 04.04.2024 и по настоящее время на территории г. Новотроицка Оренбургской области был введен режим чрезвычайной ситуации в связи с паводком. Его семья более 9 лет постоянно проживает на территории <адрес>. Дом имеет статус жилого дома. Режим ЧС ввели 04.04.2024, а вода в дом зашла еще 03.04.2024. Предупреждений о затоплении не было, и их никто не эвакуировал. Он со своей семьей буквально выбежал, успев забрать только животных. В период ЧС они не имели возможности проживать в своем жилье. Другого жилья у них нет. Дом и земельный участок были затоплены в течение 12 дней. Они с 04.04.2024 вынужденно снимали жилье по <адрес> Полагает, что имеет право на компенсацию на наем жилого помещения за счет средств резервного фонда по чрезвычайным ситуациям Оренбургской области.
Истец Спигин С.В. в судебном заседании требования искового заявления поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» Лапина М.Н. в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, поддержала письменный отзыв на иск. Указала, что нормативными правовыми актами выплата спорной компенсации на территории г. Новотроицка не предусмотрена. Кроме того, истцом заключен договор аренды жилого помещения, а постановлением правительства предусмотрена компенсация за найм жилого помещения. Просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика Министерства социального развития Оренбургской области, а также представители третьих лиц Правительства Оренбургской области и УФК по Оренбургской области в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Третьи лица Спигина Н.Ф., Чуманова Ю.В. и несовершеннолетняя С. будучи извещенными надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащим удовлетворению, приходит к следующему.
Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется не только данным федеральным законом, но и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Указом Губернатора Оренбургской области от 04 апреля 2024 года № 103-ук «О введении на территории Оренбургской области режима чрезвычайной ситуации регионального характера» обстановка, сложившаяся на территории Оренбургской области в результате прохождения весеннего паводка, признана чрезвычайной ситуацией, которая отнесена к чрезвычайно ситуации регионального характера.
Решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций от 07 апреля 2024 № 2 с указанной даты чрезвычайная ситуация на территории Оренбургской области в 2024 году отнесена к чрезвычайным ситуациям федерального характера.
Судом установлено, что истцу и его несовершеннолетней дочери на праве общей долевой собственности принадлежат жилой дом, распложенный по <адрес>
Факт попадания дома в зону затопления подтверждается пунктом 36 приложения границ зоны чрезвычайной ситуации к Указу от 04 апреля 2024 года №103-ук «О введении на территории Оренбургской области режима чрезвычайной ситуации регионального характера», в соответствии с которым СНТ № 31 «Утес», участок № попало в зону затопления.
Из акта обследования помещения от 14.05.2024 № 56/24 и заключения об установления факта утраты гражданином имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации от 17.04.2024, а также из постановления администрации МО г. Новотроицк № 2839-п от 22.05.2024 о признании жилых помещений, подлежащих капитальному ремонту, следует, что жилое помещение, расположенное по <адрес> признано помещением, подлежащим капитальному ремонту.
Судом установлено, что семья Спигина С.В. состоит из четырех человек: истец Спигин С.В., супруга Спигина Н.Ф., дочь Чуманова Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, и дочь С.
В результате затопления жилого дома и отсутствия у членов семьи иного жилья на праве собственности и ином вещном праве, истец Спигин С.В. по договору от 04.04.2024 арендовал для проживания своей семьи жилое помещение, расположенное по <адрес> сроком на 6 месяцев (с 04.04.2024 по 04.10.2024). Стоимость аренды составляет 20 000 рублей в месяц.
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
Постановлением правительства Оренбургской области от 24.04.2024 № 369-пп утвержден Порядок предоставления денежной выплаты гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территории Оренбургской области в результате прохождения весеннего паводка, на наем жилого помещения за счет средств резервного фонда по чрезвычайным ситуациям Оренбургской области (далее – Порядок № 369-пп).
В силу п. 1 Порядка он определяет условия, размер и механизм предоставления денежной выплаты гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территории Оренбургской области в результате прохождения весеннего паводка, на наем жилого помещения за счет средств резервного фонда по чрезвычайным ситуациям Оренбургской области.
В соответствии с п. 3 Порядка право на получение выплаты на наем имеют одиноко проживающие граждане, один из совершеннолетних членов семьи при совокупности следующих обстоятельств:
а) проживание в жилых помещениях, попавших в зону чрезвычайной ситуации, или садовых домах, попавших в зону чрезвычайной ситуации, расположенных на территориях муниципальных образований город Оренбург, город Орск, Оренбургский район Оренбургской области, принадлежащих им на праве собственности или по договору социального найма и входящих в перечень территорий, в которых затапливались жилые помещения, утвержденный правовыми актами муниципальных образований город Оренбург, город Орск, Оренбургский район Оренбургской области (далее - зона затопления);
б) заключение не ранее 4 апреля 2024 года и не позднее 1 июня 2024 года с совершеннолетним собственником (собственниками) жилого помещения договора найма этого жилого помещения для временного проживания на срок не менее 1 месяца, заключенного в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, расположенного в пределах территории Оренбургской области (далее - договор найма). Договор найма не может быть заключен в отношении жилого помещения, расположенного в зоне затопления.
Нахождение жилых помещений в зоне затопления устанавливается на день принятия решения о назначении выплаты на наем.
Согласно п. 4 Порядка выплата на наем предоставляется одиноко проживающему гражданину, одному из членов семьи, указанным в пунктах 3, 3-1, 3-2 настоящего Порядка, за наем одного жилого помещения.
Выплата на наем не предоставляется в случае наличия у одиноко проживающего гражданина или хотя бы у одного из членов семьи на праве собственности или предоставленных по договору социального найма одного или более жилых помещений (части жилых помещений, за исключением наличия доли в жилых помещениях у детей, находящихся под опекой (попечительством), в которых иными собственниками являются их родители, лишенные родительских прав), не попавших в зону затопления и находящихся на территории того муниципального образования Оренбургской области, в котором граждане фактически проживали на день введения режима чрезвычайной ситуации.
В силу п. 5 Порядка выплата на наем предоставляется с месяца заключения договора найма по месяц действия договора найма, но не более чем за 3 месяца, за исключением граждан, указанных в пунктах 3-1, 3-2 настоящего Порядка.
Гражданам, указанным в пункте 3-1 настоящего Порядка, выплата на наем предоставляется:
в случае, если срок действия договора найма не истек - с месяца, следующего за месяцем, за который выплата на наем произведена, по месяц действия договора найма, но не более чем за 3 месяца;
в случае, если срок действия договора найма продлен - с месяца продления договора найма по месяц действия договора найма, но не более чем за 3 месяца;
в случае, если договор найма заключен вновь - с месяца заключения договора найма по месяц действия договора найма, но не более чем за 3 месяца.
Гражданам, указанным в пункте 3-2 настоящего Порядка, выплата на наем предоставляется с месяца заключения договора найма по месяц действия договора найма, но не более чем за 6 месяцев.
Выплата на наем производится единовременно за весь период, на который она предоставляется.
В соответствии с п. 6 Порядка выплата на наем производится в размере, установленном в договоре найма, но не более 10000 рублей в месяц одиноко проживающему гражданину, не более 20000 рублей в месяц одному из совершеннолетних членов семьи, состоящей из двух - четырех членов семьи, и не более 30000 рублей в месяц одному из совершеннолетних членов семьи, состоящей из пяти и более членов семьи.
Размер выплаты на наем устанавливается на основании количества членов семьи, указанных в заявлении о назначении выплаты на наем, поданном в период, установленный абзацем вторым пункта 7 настоящего Порядка (для граждан, указанных в пункте 3-1 настоящего Порядка), или указанных в заявлении о назначении выплаты на наем, поданном в период, установленный абзацем третьим пункта 7 настоящего Порядка (для граждан, указанных в пункте 3-2 настоящего Порядка).
В соответствии с п. 14 Порядка основаниями для принятия решения об отказе в назначении выплаты на наем являются:
а) отсутствие права на получение выплаты на наем и (или) несоблюдение условий предоставления выплаты на наем, предусмотренных пунктами 3 - 4 настоящего Порядка;
б) непредставление (представление не в полном объеме) документов либо наличие в них неполных и (или) недостоверных сведений;
в) наличие ранее поданного заявления заявителем, либо совершеннолетним членом семьи, по которому решения, указанные в пункте 12 настоящего Порядка, не приняты;
г) назначение выплаты на наем заявителю или другому совершеннолетнему члену семьи;
д) наличие в отношении одного и того же жилого помещения (либо части жилого помещения) более одного договора найма, заключенного на один и тот же период, предусмотренный подпунктом "б" пункта 3, пунктами 3-1, 3-2, и по которому принято решение о назначении выплаты на наем;
е) несоответствие договора найма требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что 27.08.2024 Спигин С.В. обратился в филиал ГКУ «Центр социальной поддержки населения» г. Новотроицка с заявлением о назначении денежной выплаты гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территории Оренбургской области в результате прохождения весеннего паводка, на наем жилого помещения за счет средств резервного фонда по чрезвычайным ситуациям Оренбургской области, указав адрес места жительства (регистрации) и адрес проживания, попавший в зону чрезвычайной ситуации: <адрес>
В ходе рассмотрения заявления филиалом принято решение об отказе в выплате за наем, так как постановлением Правительства Оренбургской области от 24.04.2024 № 369-пп «Об утверждении Порядка предоставления денежной выплаты гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территории Оренбургской области в результате прохождения весеннего паводка, на наем жилого помещения за счет средств резервного фонда по чрезвычайным ситуациям Оренбургской области» жителям г. Новотроицка выплата за наем не предоставляется.
Вместе с тем, Конституция Российской Федерации гарантирует равенство всех перед законом и судом и равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ч.ч. 1, 2 ст. 19). Соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении; если же условия не являются равными, федеральный законодатель вправе устанавливать для них различный правовой статус.
Учитывая основополагающий конституционный принцип равного отношения к субъектам гражданских прав при одинаковых (сходных) ситуациях, суд приходит к выводу о необходимости признания за Спигиным С.В. права на получение компенсации на наем жилого помещения за счет средств резервного фонда по чрезвычайным ситуациям Оренбургской области, поскольку единственное жилое помещение его семьи в результате затопления паводковыми водами в апреле 2024 года приведено в состояние, не пригодное для проживания и требующее капитального ремонта, данное жилое помещение находится в зоне чрезвычайной ситуации; у Спигина С.В. и членов его семьи отсутствуют права на иные жилые помещения. Спигиным С.В. 04.04.2024 заключен договор аренды жилого помещения для проживания его семьи. Арендная плата по договору составляет 20 000 рублей в месяц.
При этом не указание в постановлении Правительства Оренбургской области № 369-пп муниципального образования г. Новотроицк противоречит вышеуказанному конституционному принципу, поскольку в указанном нормативном правовом акте отсутствует обоснование исключения муниципального образования г. Новотроицк из территорий, в которых данная выплата не производится. Порядок, утвержденный постановлением Правительства Оренбургской области № 369-пп подлежит применению к неопределенному кругу лиц с указанием отдельных муниципальных образований Оренбургской области, попавших в зону чрезвычайной ситуации, при этом ссылка на адресность данной социальной выплаты отсутствует.
Вопреки доводам ответчика о несоответствии представленного договора аренды жилого помещения от 04.04.2024 требованиям Порядка, суд приходит к выводу, что наименование договора в качестве договора аренды жилого помещения не может исключить выплату, предусмотренную за найм жилого помещения.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии со ст. 671 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Из содержания ч. 2 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством и данным кодексом.
Согласно разъяснениям, данным в абзаце 2 пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", принимая во внимание, что жилое помещение может выступать объектом как гражданских, так и жилищных правоотношений, судам следует иметь в виду, что гражданское законодательство в отличие от жилищного законодательства регулирует отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением жилым помещением как объектом экономического оборота (например, сделки с жилыми помещениями, включая передачу в коммерческий наем жилых помещений).
Исходя из буквального содержания договоры аренды от 04.04.2024 квартира предоставлена Спигину С.В. для проживания, следовательно, истцом заключен договор коммерческого найма жилого помещения.
При изложенных обстоятельствах, договор от 04.04.2024 соответствует требованиям Порядка, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области № 369-пп.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 24.04.2024 № 369-░░ «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 24.04.2024 № 369-░░ «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 19.11.2024
░░░░░: