Дело № 2-401/2017 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
с. Орда 7 сентября 2017 года
Ординский районный суд Пермского края
в составе председательствующего судьи Тутыниной Т.Н.
с участием прокурора Мерзлякова А.А.,
при секретаре Ч
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ординского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Медянского сельского поселения о возложении обязанности принять меры по проведению межевания земельных участков, расположенных под местами погребения (кладбищами), о постановке на кадастровый учет,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ординского района Пермского края обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Медянского сельского поселения о возложении обязанности принять меры по проведению межевания земельных участков, расположенных под местами погребения (кладбищами), поставить места погребения (кладбища) на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
В обоснование заявленных требований указал, что в результате проведенной проверки установлено, что на территории Медянского сельского поселения расположено восемь мест погребений (кладбищ) расположенных: <адрес>
Законом Пермского края от 11.12.2006 № 3353-779 «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Ординкого муниципального района» утвержден перечень объектов муниципальной собственности Ординского муниципального района, переданных в собственность сельских поселений Ординского муниципального района.
Согласно приложению № 4 Закона № 3353-779 в собственность Медянского сельского поселения переданы восемь кладбищ.
Сельские поселения, в собственность которых передается имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности (абзац 3 статьи 2 Закона).
В нарушение требований градостроительного законодательства в отношении четырех земельных участков, на которых расположены места погребения <адрес> кадастровые работы не выполнены, границы указанных земельных участков не установлены, на кадастровый учет не поставлены, право собственности на данные объекты не зарегистрировано.
Отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения, то есть неопределенного круга лиц.
В связи с чем, прокурор Ординского района, с учетом уточненных требований просит обязать администрацию Медянского сельского поселения Ординского муниципального района Пермского края принять меры по проведению межевания земельных участков, расположенных под местами погребения (кладбищами): <адрес> и обязать администрацию Медянского сельского поселения Ординского муниципального района Пермского края поставить земельные участки под местами погребения (кладбищами), расположенные по указанным адресам на государственный кадастровый учет.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал.
Представитель ответчика администрации Медянского сельского поселения в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования признает полностью.
Заслушав прокурора, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2001 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
Согласно пункту 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Пунктом 13 статьи 2 Закона Пермского края от 22.12.2014 № 416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае» за сельскими поселениями Пермского края закреплены вопросы местного значения по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Статьей 1 Закона Пермского края от 11.12.2006 № 3353-779 «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Ординского муниципального района» утверждены перечни объектов муниципальной собственности Ординского муниципального района, передаваемых в собственность Ашапского, Карьевского, Красноясыльского, Медянского, Ординского сельских поселений, согласно приложениям 1-5 к настоящему Закону.
Сельские поселения, в собственность которых передается имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности (абзац 3 статьи 2 Закона Пермского края от 11.12.2006 № 3353-779).
Согласно приложению № в собственность Медянского сельского поселения переданы восемь кладбищ, а именно: <адрес>
В силу ст. 210 Гражданского Кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 статьи 16 настоящего Федерального закона.
На основании пунктов 4 и 5 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного поселения, но не может превышать сорока гектаров. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.
Согласно частей 1, 4 статьи 17 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (СанПиН 2.1.2882-11), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 № 84, устанавливают гигиенические требования к содержанию кладбищ.
В силу подпункта 1.1 указанные Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.
В судебном заседании установлено, что согласно информации администрации Медянского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ года № на территории Медянского сельского поселения расположено восемь мест погребений (кладбищ): <адрес> (л.д. 8).
Согласно справке помощника прокурора Ординского района о проведении проверки соблюдения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления и законодательства о погребении и похоронном деле в администрации Медянского поселения Ординского муниципального района Пермского края в нарушение требований градостроительного законодательства кадастровые работы в отношении четырех земельных участков под местами захоронения, расположенных в <адрес> не выполнены, на кадастровый учет данные земельные участки не поставлены, границы земельных участков не определены (л.д.10-14).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, являющиеся вопросами местного значения, отнесены к полномочиям сельского поселения в лице администрации Медянского сельского поселения.
На территории Медянского сельского поселения расположено 8 кладбищ, которые являются открытыми, общественными. Четыре земельных участка под кладбищами поставлены на учет в государственный кадастр недвижимости, межевание проведено, а в отношении остальных четырех земельных участков межевание не проведено, границы земельных участков не установлены, на кадастровый учет участки не поставлены, необходимо дополнительно провести межевание, поставить земельные участки на кадастровый учет.
Изучив все доказательства по делу, суд считает, что не проведение межевания занятых под кладбищами земельных участков, не приведение территории кладбища в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета в установленном законом порядке, приведет к обезличиванию территорий кладбищ, отсутствию их на кадастровом учете, а при осуществлении захоронений умерших - возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду. Отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора, в связи с чем, считает необходимым удовлетворить исковые требования, обязать администрацию Медянского сельского поселения Ординского муниципального района Пермского края принять меры по проведению межевания земельных участков под общественными кладбищами, расположенными в <адрес> и обязать ответчика поставить земельные участки под местами захоронения по указанным адресам на государственный кадастровый учет.
Требуемый прокурором срок, в течение которого вышеуказанные действия должны быть произведены в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу, является разумным и соответствует объему возложенных на ответчика обязанностей.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Медянского сельского поселения Ординского муниципального района Пермского края принять меры по проведению межевания земельных участков под местами погребения (кладбищами), расположенными в <адрес>
Обязать администрацию Медянского сельского поселения Ординского муниципального района Пермского края поставить земельные участки под местами погребения (кладбищами), расположенные в <адрес> на государственный кадастровый учет в органе, осуществляющем государственный кадастровый учет.
Установить ответчику срок исполнения обязательства – 1 год с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ординский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись Т.Н. Тутынина
.
.