дело №а-1085/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
29 сентября 2020 г. <адрес>
Тамбовский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Дюльдиной А.И.,
при секретарях Стрелкове Д.А., Чеботарёвой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Уполномоченного по правам человека в <адрес>, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Т. сельсовета <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по устройству уличного освещения,
установил:
Уполномоченный по правам человека, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации Т. сельсовета <адрес> о признании бездействия администрации Т. сельсовета <адрес>, выразившегося в непринятии мер по устройству уличного освещения территории <адрес> <адрес>, об обязании выполнить устройство уличного освещения территории <адрес> <адрес> в соответствии с пунктом 7.ДД.ММ.ГГГГ «СП 52.13330.2016. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-05*», утвержденных Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) и Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ № (требования в окончательной форме).
Требования мотивированы тем, что Уполномоченным по правам человека в <адрес> была проведена проверка по жалобе жителя поселка Смычка Т. сельсовета <адрес> на бездействие должностных лиц администрации Т. сельсовета по вопросу благоустройства территории <адрес> - отсутствия уличного освещения. Из жалобы следует, что обращение в администрацию сельсовета по данному вопросу осталось без удовлетворения. В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения. Согласно п. 20 ч. 1 ст. 8 Устава Т. сельсовета <адрес>, принятого решением Т. С. Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, к вопросам местного значения сельсовета относится утверждение правил благоустройства территории сельсовета, устанавливающие, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений, в благоустройстве прилегающих территорий, организации благоустройства территории сельсовета (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованием улиц и номером домов, размещение и содержание малых архитектурных форм). Учитывая изложенное, устройство уличного освещения относится к компетенции администрации Т. сельсовета <адрес>. Нормируемые показатели освещения улиц сельских поселений предусмотрены пунктом 7.ДД.ММ.ГГГГ «СП 52.13330.2016. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*», утвержденных Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ). В нарушение указанных норм действующего законодательства администрацией Т. сельсовета не выполнено устройство уличного освещения на <адрес> Т. сельсовета <адрес>. Из письма администрации Т. сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в текущем году сельсовет не имеет возможности установить уличное освещение по <адрес>, так как имеются технические проблемы (отсутствие сетевого кабеля) на данном участке. В текущем году в бюджет Т. сельсовета <адрес> не запланированы денежные средства на проведение работ по уличному освещению <адрес>, указанный вопрос будет рассмотрен в 2021 <адрес> считает, что имеет место бездействие администрации Т. сельсовета <адрес> по принятию мер по устройству уличного освещения, в данных обстоятельствах усматривается нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятные условия проживания, поскольку отсутствие уличного освещения влияет на безопасность дорожного движения и безопасность граждан.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Гончарова С.В. административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснила, что освещение на <адрес> отсутствует, что подтверждается представленным административным истцом актом и не оспаривалось административным ответчиком в ходе рассмотрения дела. Утверждение административного ответчика о достаточном уровне освещения улицы от источников освещения с соседних улиц не основано на нормах действующего законодательства и носит предположительный характер. Отсутствие регистрации права собственности на земельный участок, выделенный под дорогу в районе <адрес>, не является юридически значимым обстоятельством, поскольку иск предъявлен в отношении улицы как элемента благоустройства С. поселения, данные правоотношения не относятся к области непосредственно дорожной деятельности. Порядок и способ обустройства уличного освещения относится к полномочиям административного ответчика по согласованию с уполномоченной организацией, в данном случае с ПАО «МРСК Центра»- «Тамбовэнерго».
Административным ответчиком администрацией Т. сельсовета <адрес> представлены письменные возражения относительно заявленных административных исковых требований, согласно которым приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, которые устанавливают общие параметры и рекомендуемое минимальное сочетание элементов благоустройства для создания безопасной, удобной и привлекательной среды территории муниципальных образований (далее Приказ). В силу п. 8.8.1 Приказа улицы, дороги, площади, набережные, мосты и бульвары и пешеходные аллеи, общественные и рекреационные территории, территории жилых кварталов, микрорайонов, жилых домов, территории промышленных и коммунальных организаций, а также арки входов, дорожные знаки и указатели, элементы информации о населенных пунктах рекомендуется освещать в темное время суток по расписанию, утвержденному администрацией муниципального образования. Таким образом, законодательством освещение территории муниципального образования, в том числе улиц, отнесено к правилам благоустройства. Статьей 10 правил благоустройства, утвержденных Решением Т. сельсовета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил благоустройства территории Т. сельсовета <адрес>» освещение территории муниципального образования «Тулиновский сельсовет» также предусмотрено, что улицы рекомендуется освещать в темное время суток по расписанию, утвержденному администрацией муниципального образования согласно сезонной продолжительности светового дня. Обязанность по освещению данных объектов следует возлагать на их собственников или уполномоченных собственником лиц. Согласно выписке из ЕГРН на земельный участок 68:20:2304001:405 не имеет собственника, является землями неразграниченной собственности, что исключает обязанность сельсовета по организации уличного освещения. Установка уличного освещения должна происходить с учетом правил СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение», в п. 7.ДД.ММ.ГГГГ которых приводятся нормы средней освещенности Еср и ее равномерность Uh на дорожном покрытии сельских поселений. Для установления отсутствия освещенности необходимо проведение комиссионного обследования с привлечением компетентных лиц и заинтересованных лиц, чего административным истцом сделано не было.
Представители административного ответчика администрации Т. сельсовета в судебном заседании административные исковые требования не признали по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Глава сельсовета Бунин С.С. пояснил, что на <адрес> освещение отсутствует. Бюджет сельсовета предусматривает финансовые средства на благоустройство, однако не все улицы в настоящее время освещены. Обязанность обустройства уличного освещения у администрации сельсовета отсутствует, не смотря на это административным ответчиком принимаются меры по обустройству освещения на территории сельсовета, в связи с чем доводы административного истца о бездействии администрации необоснованны. Очередность освещения улиц определяется путем опроса жителей села и сбора подписей.
Представитель административного ответчика (заинтересованного лица администрации <адрес>) по доверенности Калашникова Е.А. в судебном заседании пояснила, что, поскольку в настоящее время право собственности на дорогу по <адрес> не зарегистрировано, заявленные административные исковые требования не основаны на нормах действующего законодательства. Параметры освещения улицы должны соответствовать требованиям к дорожному освещению. Возможно, освещение улицы от источников смежных улиц является достаточным. Поскольку законом не установлен срок, в течение которого администрация сельсовета обязана обратиться за регистрацией права собственности на дорогу, бездействие административного ответчика не усматривается. Представитель административного ответчика (заинтересованного лица администрации <адрес>) по доверенности Конобеева Н.В. в судебном заседании доводы письменных возражений поддержала.
Представитель заинтересованного лица филиала ПАО «МРСК-Центра» «Тамбовэнерго» Бобкова Е.В. в судебном заседании решение оставила на усмотрение суда, пояснила, что возможность технического присоединения на <адрес> существует, при этом администрации Т. сельсовета необходимо обратиться в ПАО «МРСК-Центр Тамбовэнерго» с соответствующими документами в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям».
Суд, выслушав в судебном заседании лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 29 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» по результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением (иском) в защиту прав и свобод (в том числе неограниченного круга лиц), нарушенных решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, а также лично или через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах.
Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон) вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Частью 2 ст. 62 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления относятся утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
Согласно ч.2 ст.18 вышеназванного закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что на участке территории, расположенной по адресу: <адрес>, отсутствует стационарное электрическое (искусственное) уличное освещение. Указанное обстоятельство подтверждается актом проверки наличия уличного освещения на <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, составленного с участием начальника Тамбовского РЭС, начальника отдела ГИБДД ОМВД России по <адрес>, а также собственника <адрес>, и не отрицалось административным ответчиком в ходе рассмотрения дела.
По указанному адресу находится дорога, используемая как для движения транспортных средств, так и пешеходами. При этом сведения о зарегистрированных правах на земельный участок площадью 11650 кв.м. с кадастровым номером 68:20:2304001:405 в <адрес> с категорией земель: «земли населенных пунктов» и видом разрешенного использования «под размещение автомобильной дороги» отсутствуют, что подтверждается выпиской из ЕГРН. <адрес> относится к второстепенным улицам в жилой застройке, что подтверждается актом обследования объекта (протоколом измерения освещенности) от ДД.ММ.ГГГГ, представленным в ходе рассмотрения дела административным ответчиком.
Решением Т. С. совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования Тулиновский сельсовет Тамбовского муниципального района <адрес> в новой редакции» утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования Тулиновский сельсовет Тамбовского муниципального района <адрес>. Пунктом 1.3 Правил установлено, что благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений.
В соответствии с п. 3.3 указанных Правил освещение территорий общего пользования обеспечивается администрацией поселения (п.3.3.1), освещение улиц и дорог местного значения должно осуществляться в соответствии с требованиями ГОСТ РФ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (п.3.3.2). Уровень освещенности улиц и дорог местного значения следует принимать в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» (п. 3.3.3).
Таким образом, суд находит несостоятельными доводы представителей административного ответчика и заинтересованного лица администрации <адрес> об отсутствии у администрации Т. сельсовета <адрес> обязанности обеспечивать освещение <адрес>, расположенной на территории сельсовета, а также невозможность обустройства уличного освещения на земельном участке с категорией «под автомобильные дороги», учитывая, что Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям. Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение в том числе безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения.
Согласно разделу 4 СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» (далее СНиП 23-05-95) нормируемые значения освещенности в настоящих нормах приводятся в точках ее минимального значения на рабочей поверхности внутри помещений для разрядных источников света, кроме оговоренных случаев; для наружного освещения - для любых источников света. В пункте 7.35 СНиП 23-05-95 представлена таблица, по которой следует принимать среднюю горизонтальную освещенность на уровне покрытия улиц, дорог, проездов и площадей сельских поселений. В соответствии с указанной таблицей средняя горизонтальная освещенность второстепенной улицы в жилой застройке составляет не менее двух люксов.
Методы определения средней освещенности улиц, дорог, площадей, полуцилиндрической освещенности пешеходных зон установлены ГОСТ 24940-2016 «Здания и сооружения. Методы измерения освещенности». Пунктом 5.8 настоящего стандарта регламентируется размещение контрольных точек при измерении средней освещенности улиц, дорог, площадей. В частности, установлена необходимость определения расчетного поля или контрольного участка. Методы измерения включают в себя определение контрольных точек для измерения средней освещенности улицы, расположенных равномерно на участке покрытия, ограниченном шагом светильников по формуле, составляющей которой является шаг между осветительными приборами (п. 5.8.1). Число контрольных точек должно быть не менее десяти. Примеры расположения контрольных точек при различном расположении светильников, а также в местах закругления и пересечения приведены в приложении Б (п. 5.8.2). Приложение В к указанному ГОСТу содержит протокол измерений наружного освещения, в котором рекомендуется указывать номера контрольных точек, освещенность в каждой точке замера, а также среднюю, фактическую и нормируемую освещенность участка. Согласно пояснениям специалистов Бобылева Е.В. и Дмитриевцева Д.А. в судебном заседании, определение конкретного метода измерения освещенности <адрес> возможно при ее визуальном осмотре, при этом, вне зависимости от применяемых методов измерения освещенности, необходимо размещение контрольных точек для измерения средней освещенности улицы, а также фиксация этих контрольных точек в соответствующем акте обследования объекта с целью возможности оценки правильности измерения, а уровень освещенности улицы непосредственно зависит от имеющегося на ней осветительного прибора, в отсутствие которого измерение уровня освещенности не представляется возможным.
При таких обстоятельствах акт обследования объекта (протокол измерения освещенности) от ДД.ММ.ГГГГ, представленный административным ответчиком, не может быть принят судом в качестве доказательства наличия освещенности <адрес>, и его соответствия требованиям СНиП 23-05-95, принимая во внимание отсутствие в акте ссылки на контрольные точки измерения и осветительные приборы.
Отклоняется судом и довод административного ответчика об отсутствии незаконного бездействия, со ссылкой на Приказ Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 613 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований», согласно которому улицы в населенных пунктах рекомендуется освещать в темное время суток по расписанию, утвержденному администрацией муниципального образования, принимая во внимание, что приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 59/пр настоящий приказ признан не подлежащим применению со дня вынесения определения Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу N АПЛ15-557. Ссылаясь на п. 10 действующих до ДД.ММ.ГГГГ Правил благоустройства, утвержденных Решением Т. сельсовета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил благоустройства территории Т. сельсовета <адрес>», административным ответчиком не представлены доказательства наличия освещения на <адрес> в темное время суток согласно утвержденному расписанию. Доводы о том, что рекомендательный характер носит само наличие освещения на территории улицы населенного пункта основаны на неверном толковании норм права с учетом изложенного выше.
Градостроительный кодекс Российской Федерации отдельно выделяет такие объекты, как территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. К данным территориям относятся в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары (пункт 12 статьи 1).
Земельные участки в границах территорий общего пользования, по общему правилу, находятся в государственной или муниципальной собственности, как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, на комфортную среду обитания (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1963-О). Таким образом, на администрацию Т. сельсовета <адрес> возложена обязанность по освещению улицы территории <адрес>. Доказательства того, что администрацией Т. сельсовета принимались меры по организации освещения на <адрес>, в ходе рассмотрения дела суду не представлены.
Сроки обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, установленные ст. 219 КАС РФ, административным истцом соблюдены, учитывая, что о нарушении прав неопределенного круга лиц Уполномоченному по правам человека в <адрес> в стало известно ДД.ММ.ГГГГ при получении информации об отсутствии уличного освещения по <адрес> от главы Т. сельсовета <адрес>.
Учитывая, что отсутствие уличного освещения на указанном участке нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятные условия проживания, создает препятствия в осуществлении государственного контроля за безопасностью дорожного движения, и может стать причиной дорожно-транспортных происшествий, суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность выполнить устройство уличного освещения территории <адрес> в соответствии с нормами СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» и Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 861, регламентирующими порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Уполномоченного по правам человека в <адрес> удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Т. сельсовета <адрес>, выразившееся в непринятии мер по устройству уличного освещения территории <адрес> <адрес>.
Обязать администрацию Т. сельсовета <адрес> выполнить устройство уличного освещения территории <адрес> в соответствии с СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» и Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 861.
Решение может быть обжаловано сторонами в административную коллегию Тамбовского областного суда через районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.И. Дюльдина