№11-93/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Оренбург 27 апреля 2016 года
Центральный районный суд г. Оренбурга Оренбургской области
в составе председательствующего судьи Романова А.Е.,
при секретаре Тауашевой Ж.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Оренбургской области на решение мирового судьи судебного участка № 4 Центрального района г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ года по гражданскому делу по иску Потаповой Н.М. к Министерству здравоохранения Оренбургской области о взыскании денежных сумм в счет компенсации оплаты жилья с отоплением и освещением,
УСТАНОВИЛ:
Потапова Н.М. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Оренбургской области о компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, указав, что является работником здравоохранения, с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время работает в ГБУЗ «Асекеевская районная больница», проживает в сельской местности и пользуется льготами по <данные изъяты>% оплате жилья, связанных с отоплением и освещением в соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, утвержденными ВС РФ ДД.ММ.ГГГГ №№. За период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. (включительно) на оплату жилья за отопление и освещение было потрачено <данные изъяты> рублей. Согласно справке, предоставленной ГБУЗ «Асекеевская районная больница», за указанный период Потаповой Н.М. ежемесячная компенсация в сумме <данные изъяты> рублей ежемесячно не выплачивалась, поскольку она получает компенсацию в Центре социальной поддержки населения, как следует из справки филиала ГКУ «ЦСПН» в Асекеевском районе Потаповой Н.М. за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. выплачена «ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг» в общей сумме <данные изъяты> рублей. В соответствии с ч.2 ст.63 Основ врачи, провизоры, работники со средним медицинским: и фармацевтическим: образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление -квартир с отоплением: и освещением в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с п.50 ст.35 Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ указанное положение Основ признано утратившим силу. Согласно п.50 ст.35 ФЗ от 22.08.2004года №122 - ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" указанное положение Основ признано утратившим силу. Данный закон, согласно преамбуле, принят в целях защиты прав и свобод граждан РФ и решает задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. Пунктом 50 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ года № 122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Согласно ст. 63 Основ, решения вопросов социальной поддержки медицинским и, фармацевтическим работникам организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ. После ДД.ММ.ГГГГ года при изменении порядка реализации льгот, предоставляющихся отдельным категориям граждан в натуральной форме до указанной даты, совокупный объем не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Указанная правовая позиция отражена в Постановление Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ года №, Определении Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ. №№. Потапова Н.М. является работником ГБУЗ «Асекеевская районная больница», учредителем которого является Оренбургская область. Функции и полномочия учредителя от Оренбургской области осуществляет Министерство здравоохранения Оренбургской области. После ДД.ММ.ГГГГ года до настоящего времени меры социальной поддержки медработникам, работающим и проживающим в сельской местности в полной мере не предоставляются. Таким образом, расходы, понесенные Потаповой Н.М., должны быть взысканы с Министерства здравоохранения Оренбургской области за счет средств бюджета субъекта РФ - Оренбургской области.
Просит взыскать с Министерства здравоохранения Оренбургской области в ее пользу в качестве возмещения расходов по оплате жилья с отоплением и освещением сумму <данные изъяты> рублей, расходы по составлению искового заявления в размере <данные изъяты> рублей.
Решением мирового судьи судебного участка №4 Центрального района г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ года исковые требования Потаповой Н.М. удовлетворены частично. С Министерства здравоохранения Оренбургской области в пользу Потаповой Н.М., зарегистрированной и проживающей в сельской местности с ДД.ММ.ГГГГ., являвшейся медицинским работником муниципальной системы здравоохранения, работавшей в ГБУЗ «Асекеевская районная больница» в должности заведующей гинекологическим и родильным отделением с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время, взыскана компенсация в счет возмещения расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и электроэнергию за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в размере <данные изъяты> рублей, расходы по составлению искового заявления в размере <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> рублей за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Оренбургской области. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Оренбургской области просит решение мирового судьи отменить, принять по делу новое решение которым в иске отказать. Жалоба мотивирована тем, что установленные судом первой инстанции обстоятельства не доказаны, нарушены нормы материального и процессуального права, неверно определен ответчик и взыскана госпошлина.
Стороны, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах, изложенных в жалобе доводов, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Статья 1 Закона Оренбургской области от 12.01.2005 N 1772/301-III-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений и организаций Оренбургской области, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области" устанавливает в качестве меры социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных медицинских организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти Оренбургской области, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области, выплату ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги дополнительно к мерам социальной поддержки, установленным федеральным законодательством для этой категории работников.
Статья 2 этого же Закона устанавливает размер компенсации в сумме <данные изъяты> рублей в месяц.
Ранее действовавшая редакция части 2 ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 года предусматривала, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 50 ст. 35 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указанное положение Основ признано утратившим силу.
Данный закон, согласно преамбуле, принят в целях защиты прав и свобод граждан РФ и решает задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. Пунктом 50 ст. 35 ФЗ № 122 от 22.08.2004 года решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Статьей 63 Основ, в новой редакции, определено, что меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения определяются и осуществляются органами местного самоуправления (ч. 4, 6). При этом, при изменении после ДД.ММ.ГГГГ года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Указанная правовая позиция отражена в постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ года № №, а также в определении Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ года № №, в которых указано, что, опираясь на ранее сформулированные им правовые позиции,Конституционный Суд РоссийскойФедерации пришел к выводу, что закрепленное в п. 50 ст. 35 Федерального № года N 122-ФЗ правовое регулирование – во взаимосвязи с положениями преамбулы и ст. 153 данного Федерального закона – не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до ДД.ММ.ГГГГ года на основании ч. 2 ст. 63 Основ, а напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере.
Из определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ года № № следует, что в соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда РФ правовой позицией изменение законодательства, ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования недопустимость внесения произвольных изменений в действующую норму и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретено ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями, и будет реализовано. Российская Федерация, как правовое социальное государство, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсационного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.
Часть 1 ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, не предполагает, что Российская Федерация вправе отказаться от предоставления медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались на основании законодательства, действующего до 01.01.2005 года. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников, как указано в вышеназванном определении, федеральному законодательству надлежит урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до указанной даты.
Материалами дела подтверждено, что Потапова Н.М. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>
Согласно справке выданной ГБУЗ «Асекеевская районная больница» и копии трудовой книжки, Потапова Н.М. работает в ГБУЗ «Асекеевская районная больница» с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время в должности заведующей гинекологическим и родильным отделением. Компенсационные выплаты за коммунальные услуги по месту работы в размере <данные изъяты> рублей ежемесячно Потапова Н.М. не получала, поскольку выбрала другой вид компенсационных выплат как «ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг», за указанный в иске период сумма компенсации составила <данные изъяты> рублей, что подтверждается справкой филиала ГКУ «ЦСПН» в Асекеевском районе от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург», ОАО «Энергосбыт Плюс», представленному расчету сумм, подлежащих взысканию с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., расходы Потаповой Н.М. по оплате электроэнергии составили <данные изъяты> рублей, расходы по оплате отопления составили <данные изъяты> рублей. Выплачена компенсация в размере <данные изъяты> рублей.
В указанный в иске период Потапова Н.М. являлась медицинским работником ГБУЗ «Асекеевская районная больница», зарегистрирована и проживает в сельской местности вместе с членами семьи, следовательно, имеет право на льготу по оплате жилья в связи с отоплением и освещением, которая до ДД.ММ.ГГГГ. ей как медицинскому работнику предоставлялась на основании ч.2 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. №5487-1.
Постановляя оспариваемое решение, мировой судья со ссылкой на материальный закон и установленные обстоятельства пришел к выводу об обоснованности иска.
Оснований для признания выводов мирового судьи не верными не имеется, так как они основаны на правильно примененных нормах материального права и исследованных доказательствах.
Доводы Министерства здравоохранения Оренбургской области о недоказанности установленных мировым судьей обстоятельств опровергаются материалами гражданского дела, в котором имеются все доказательства, имеющие юридическое значение для правильного рассмотрения спора – справка о составе семьи, месте жительства, копия трудовой книжки, справка о размере полученной компенсации.
Обязанность по предоставлению компенсацииоплаты коммунальных услуг в виде отопления и освещения возложена на субъект Российской Федерации – Оренбургскую область в лице министерства здравоохранения Оренбургской области.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения, принятого по данному делу, не имеется. Поскольку мировым судьей правильно определены обстоятельства, им дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, правильно применен материальный закон и принято правильное по существу решение, доводов, опровергающих выводы суда, а также являющихся основанием к отмене решения мирового судьи в апелляционном порядке, жалоба не содержит, то оснований для его отмены не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 327-328 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 4 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░