Дело № 2а-8345/2021
24RS0041-01-2021-007871-80
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 ноября 2021 года г. Красноярск
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Кравченко О.Е.,
при секретаре Кельм Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Красноярска к Стахину В.П, о взыскании задолженности по пени по налогу на имущество и земельному налогу,
У С Т А Н О В И Л:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Красноярска обратилась в суд с административным иском к Стахину В.П., мотивируя тем, что он в 2014 году являлся собственником земельного участка, расположенного по адресу: Х, кадастровый номер участка У, кроме того в 2016 году в собственности у административного ответчика находилась квартира, расположенная по адресу: Х, и следовательно, в соответствии с требованиями действующего законодательства административный ответчик являлся плательщиком земельного налога и налога на имущество, задолженность по которым оплачена за пределами установленного законом срока, в связи с чем, Стахину В.П. начислены пени по земельному налогу 359,48 рублей, по налогу на имущество – 1755,43 рубля в соответствии со ст. 75 НК РФ, поскольку в добровольном порядке задолженность ответчиком не погашена, судебный приказ выданный мировым судом о взыскании задолженности с Стахина В.П. был отменен, административный истец обратился в суд с настоящим иском, в котором просит взыскать с административного ответчика задолженность по пени по земельному налогу за 2014 год в размере 359,48 рублей, пени по налогу на имущество в размере 1755,43 рублей.
Представитель административного истца Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом и своевременно, до судебного заседания предоставили скан лицевой карточки налогоплательщика о наличии задолженности на текущий период времени, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный ответчик Стахин В.П. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом в соответствии с положениями ст. 96,97 КАС РФ, об уважительности причин неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, ходатайство об отложении разбирательства по делу в адрес суда не направил, судебное извещение направленное по адресу: Х возвращено в суд не востребованными за истечением сроков хранения, судебное извещение направленное по адресу: Х получено Стахиным В.П. 13.10.2021 лично, что суд признает надлежащим извещением.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
Таким образом, суд расценивает неявку административного ответчика в суд, как нежелание лично участвовать в судебном заседании и пользоваться своими процессуальными правами, и признает уведомление административного ответчика о времени и месте судебного разбирательства надлежащим, в связи с чем, приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившегося административного ответчика, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
В соответствии с положениями ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как следует из положения ст. 48 налогового кодекса РФ (в редакции действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Стахин В.П. (ИНН У) является плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц.
В соответствии с п.1 ст.388 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно ст. 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Согласно п.4 ст.391 Налогового кодекса РФ, налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Срок уплаты земельного налога установлен не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как следует из представленных налоговым органом доказательств, у налогоплательщика Стахина В.П. в 2014 году в собственности в спорный период находился земельный участок расположенный по адресу: Х, кадастровый номер участка У (дата регистрации права с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года).
В соответствии со ст. 409 Налогового кодекса РФ, уплата налога на имущество физических лиц производится не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ст. 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Кроме того, согласно сведений, представленных в деле, у Стахина В.П. в период с 23.01.2011г. по 14.04.2018г., включая налоговый период 2016 год, в собственности находилась квартира, расположенная по адресу: Х инвентаризационной стоимостью 2033540,00 рублей.
Доказательств обратного суду со стороны административного ответчика, на момент рассмотрения, представлено не было, сведений о выбытии имущества в спорные периоды не приведено.
Как следует из материалов дела задолженность по земельному налогу за 2014 год и задолженность по налогу на имущество за 2019 год оплачена административным ответчиком 22.04.2019 года, то есть по истечении установленного законом срока.
В адрес налогоплательщика направлено требование № 39182 по состоянию на 27.06.2019 года об уплате налогов и пени, которые ответчиком в установленные в требованиях сроки до 24.10.2019 исполнены не были. Указанные обстоятельства на момент рассмотрения дела по существу со стороны административного ответчика в порядке ст. 62 КАС РФ не опровергнуты.
Из представленных письменных доказательств также следует, что, 10.12.2019 в установленный для этого ст. 48 НК РФ в течение 6-ти месячный со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (24.10.2019. +6 месяцев, то есть не позднее 24.04.2020), налоговый орган обратился в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа, в рамках которого мировым судьей судебного участка № 68 в Октябрьском районе г. Красноярска по заявлению налогового органа был вынесен судебный приказ о взыскании с Стахина В.П. задолженности по налогам и пени, при этом, с учетом поступивших возражений по приказу, согласно определению мирового судьи от 16.04.2021 года судебный приказ № 2а-1479/68/2019, был отменен, после чего, 06.10.2021 (в течение 6 месяцев после отмены судебного приказа) истец обратился в суд с настоящим административным иском, срок, предусмотренный ст. 48 НК РФ не пропущен.
Согласно ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Принимая во внимание, что оплата налогоплательщиком земельного налога за 2014 год по сроку оплаты до 01.12.2015, налога на имущество за 2016 год по сроку оплаты до 01.12.2017 была произведена 22.04.2019г., то есть за пределами установленного законом срока, что также следует из скана лицевой карточки налогоплательщика, налоговым органом начислена пеня в соответствии с положениями ст.75 НК РФ в размере 359,48 рублей – за неуплату земельного налога за 2014 год за период с 01.12.2015 по 21.04.2019; а также 1755,43 рубля- за неуплату налога на имущество физических лиц за 2016 год за период 02.12.2017 по 21.04.2019, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению.
Оценивая вышеприведенные обстоятельства, учитывая, что доказательств в опровержение доводов административного истца, подтверждающих отсутствие задолженности, административным ответчиком в соответствии со ст. 62 КАС РФ не представлено, суд приходит к выводу, что у Стахина В.П. имеется задолженность по пени по земельному налогу за 2014 год в размере 359,48 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год – 1755,43 руб., которые подлежат взысканию с административного ответчика в полном объеме, поскольку процедура принудительного взыскания задолженности по налогу административным истцом соблюдена, срок, предусмотренный ст. 48 НК РФ не пропущен. Доводов о необходимости освобождения налогоплательщика от ответственности по уплате пени не заявлено суду, доказательств вопреки положениям ст. 62 КАС РФ не приведено.
Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Учитывая, что административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи чем, в силу ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400,00 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Красноярска к Стахину В.П, о взыскании задолженности по пени по налогу на имущество и земельному налогу - удовлетворить.
Взыскать с Стахину В.П,, родившегося 00.00.0000 года в Х (ИНН У) задолженность по пени по земельному налогу за 2014 год за период с 01.12.2015г. по 21.04.2019г. в размере, и пени за неуплату налога на имущество физических лиц за 2016 год в размере 1755,43 руб. за период с 02.12.2017г. по 21.04.2019г.
Взыскать с Стахину В.П, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400,00 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Красноярска.
Председательствующий: (подпись)
Мотивированное решение изготовлено 30 ноября 2021 года.
Копия верна.
Судья: О.Е. Кравченко