Решение по делу № 33-364/2023 (33-4608/2022;) от 19.12.2022

Судья Перфильева К.А.                          46RS0031-01-2022-000503-64)                                           № 2-2493/16-2022                  № 33-364-2023(№33- 4608/2022)

                КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

                 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Курск                                                                                                        17 января 2023 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:

председательствующего Лобковой Е.А.,

судей Леонтьевой И.В., Лавриковой М.В.,

при секретаре Орлове А.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Удальцова Петра Сергеевича к администрации г. Курска о признании права на обеспечение жилым помещением, включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, предоставлении жилого помещения, поступившее по апелляционным жалобам представителя ответчика администрации г. Курска и представителя третьего лица комитета по управлению имуществом г. Курска на решение Ленинского районного суда г. Курска от 2 сентября 2022 года, которым постановлено:

«Исковые требования Удальцова Петра Сергеевича удовлетворить.

Признать за Удальцовым Петром Сергеевичем ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес> право на предоставление жилого помещения по договору специализированного найма в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Включить Удальцова Петра Сергеевича ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениямипо договору найма специализированного жилого помещения.

Обязать Администрацию г. Курска предоставить Удальцову Петру Сергеевичу <данные изъяты> года рождения, уроженцу г. Апатиты Мурманской области благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Курска за счет субвенций, выделяемых из бюджета Курской области, с последующим включением данного жилого помещения в реестр муниципального имущества г. Курска, и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения».

Заслушав доклад судьи Леонтьевой И.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Удальцов П.С. первоначально обратился в Промышленный районный суд г. Курска с вышеназванным иском к комитету социального обеспечения, материнства и детства Курской области, в котором указал, что он относится к числу лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решениями <адрес> от 15.07.2013 и <адрес> от 30.07.2013 его отец и мать, соответственно, были лишены в отношении него родительских прав. Распоряжением главы администрации Центрального округа г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ в отношении него была установлена предварительная опека, распоряжением главы администрации Центрального округа г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ - установлена опека. За ним было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: г<адрес>, где он был зарегистрирован по месту жительства. Согласно Постановлению администрации г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ он был зачислен в войсковую часть , в период с ДД.ММ.ГГГГ являлся ее воспитанником и находился на полном государственном обеспечении. В настоящее время он зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, в собственности жилого помещения не имеет. В ответ на его обращение комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области сообщил, что он не включен в Сводный список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, и состоящих на учете в комитете социального обеспечения, материнства и детства Курской области в связи с тем, что его документы не были представлены в Комитет для рассмотрения.

Удальцов П.С. просил суд: признать за ним право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Курска; признать за ним право на включение в список лиц, подлежащих обеспечению жильем на территории г. Курска; обязать Комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области предоставить жилое помещение для постоянного проживания по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленной социальной нормы на территории г. Курска, из средств областного бюджета и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения.

Определением Промышленного районного суда г. Курска от 15.03.2022 была произведена замена ответчика комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области на Администрацию г. Курска, как на орган местного самоуправления, на территории которого зарегистрирован истец, дело передано по подсудности в Ленинский районный суд г. Курска, комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области привлечен к участию в деле в качестве третьего лица.

В судебном заседании представители истца Удальцова П.С. адвокат Малахов А.Н. и по доверенности Голбан Е.С. исковые требования к администрации г. Курска поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации г. Курска по доверенности Городова О.Ю., представитель третьего лица комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска по доверенности Васильева Н.В. и представитель третьего лица Администрации Центрального округа г. Курска по доверенности Малютин А.Ф., представитель третьего лица МКУ «Городской жилищный фонд» по доверенности Новикова И.В. в суде первой инстанции просили отказать Удальцову П.С. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Спор разрешен судом первой инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание истца Удальцова П.С., представителей третьих лиц Администрации Курской области и комитета социальной защиты населения г. Курска.

Судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований Удальцова П.С.

В апелляционных жалобах ответчик Администрация г. Курска и третье лицо комитет по управлению имуществом г. Курска просят отменить решение суда как незаконное, принять новое решение об отказе Удальцову П.С. в удовлетворении исковых требований. Администрация г. Курска обосновывает свои возражения тем, что удовлетворение иска приведет к нарушению прав и законных интересов лиц такой же категории, включенных в Список. Истец в муниципальный список не включен, после января 2022 с заявлением о включении в список – не обращался. Администрация г. Курска предпринимала меры по осуществлению переданного с января 2022 года отдельного государственного полномочия в рамках субвенции, предоставленной а эти цели из бюджета Курской области. Фактов, свидетельствующих о нарушении ответчиком прав, свобод, законных интересов истца, судом первой инстанции установлено не было. Полагает, что при принятии решения судом первой инстанции допущено нарушение норм материального права: п.1 ст. 140 БК РФ; ч.5 ст.19, ч.3 ст.20 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; п.3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; ст. 2, ч.1 ст.6, ст. 12 Закона Курской области от 20.08.2021 №77-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления Курской области отдельным государственным полномочием по однократному предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; ст.2 ГПК РФ.

В апелляционной жалобе третье лицо комитет по управлению имуществом г. Курска, кроме того, указал, что формирование Списка закон исключительно связывает с подачей заявления как опекуна ребенка – сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, так и с подачей заявления гражданином, относившегося к категории дети – сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, достигшего 18 лет и приобретшего полную дееспособность. После 04.04.2019 Удальцов П.С. в органы опеки с заявлением о включении в Список не обращался, ему не было отказано во включении в Список. Факт отсутствия Удальцова П.С. в Списке связано с ненадлежащей реализацией им своего права. Полагает, что решение суда не должно быть подменой административной процедуры, предусмотренной ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 №397, так как истец не лишен права на обеспечение жильем в установленном законом порядке. Принятое судом решение ведет к невозможности выполнить свои обязательства органами опеки сформировать учетное дело.

В письменных возражениях на апелляционные жалобы ответчика Администрации г. Курска и третьего лица комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска представитель истца Удальцова П.С. по доверенности Голбан Е.С. просит оставить решение суда без изменения.

Истец Удальцов П.С., третьи лица комитет социального обеспечения материнства и детства Курской области, комитет социальной защиты населения г. Курска, администрация Курской области, администрация Центрального округа г.Курска, МКУ «Городской жилищный фонд», апелляционную жалобу на решение суда не подавали. На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность решения суда проверена судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах представителей ответчика администрации г. Курска и третьего лица комитета по управлению имуществом г. Курска.

В заседание судебной коллегии истец Удальцов П.С., представитель ответчика администрации г. Курска, представители третьих лиц комитета социального обеспечения материнства и детства Курской области, комитета социальной защиты населения г. Курска, МКУ «Городской жилищный фонд», администрации Курской области, администрации Центрального округа г. Курска, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились по неизвестной причине, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным на основании ст. 167 ГПК РФ рассмотрение дела провести в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб ответчика и третьего лица и возражений на них истца, выслушав объяснения представителя истца Удальцова П.С. адвоката Малахова А.Н., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ч.1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.1 ст. 1, ч.3 ст. 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст.55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п.п. 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №23 от 19.12.2003 «О судебном решении».

При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли удовлетворению иск (п.1 ст.196 ГПК РФ).

В соответствии с ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебной коллегией таких нарушений по данному делу не установлено.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 121 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (ст.123 СК РФ), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Указанные положения закона, устанавливающие открытый перечень оснований для отнесения несовершеннолетних к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обязанность государственных органов выявлять таких детей и обеспечивать защиту их прав и интересов, направлены на наиболее полный учет жизненных обстоятельств, следствием которых является фактическое отсутствие у несовершеннолетнего ребенка родительского попечения и необходимость осуществления государством защиты его прав и интересов.

Частью 3 ст.40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за дополнительную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов российской Федерации.

Согласно ст. 99 ЖК РФ, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям граждан, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ (введена Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ лицами из числа детей - сирот и детей, ставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей.

Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 ст.8 указанного Закона (п.3 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).

Пунктом 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.9 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ).

При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения (Определение Верховного Суда РФ от 17.07.2018 г. №41-КГ18-17).

Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в Курской области регулируются Законами Курской области от 28.12.2007 № 139-ЗКО «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Курской области» и от 20.08.2021 № 77-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления Курской области отдельным государственным полномочием по однократному предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (вступил в силу с 01.01.2022).

В соответствии с ч.2 ст. 5.1 Закона Курской области от 28.12.2007 №139-ЗКО жилые помещения предоставляются однократно категориям граждан: дети – сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; дети – сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Жилые помещения предоставляются детям – сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений органом исполнительной власти Курской области, уполномоченным на управление, распоряжение и содержание специализированного жилищного фонда Курской области для детей – сирот. Жилые помещения предоставляются детям – сиротам, указанным в части 2 настоящей статьи, в соответствии со списком, сформированным в порядке, установленном правительством Российской Федерации, с учетом даты наступления права на обеспечение жилым помещением (ч.5 ст. 5.1 Закона Курской области от 28.12.2007 №139-ЗКО).

Органы местного самоуправления Курской области наделяются отдельным государственным полномочием по однократному предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, включающим: формирование специализированного жилищного фонда для предоставления благоустроенных жилых помещений детям-сиротам; приобретение и (или) строительство жилых помещений для включения в специализированный жилищный фонд; предоставление благоустроенных жилых помещений детям-сиротам из специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированных жилых помещений (пункты 1-3 абз. 1 ст.2 Закона от 20.08.2021 № 77-ЗКО).

В связи с наделением органов местного самоуправления отдельным государственным полномочием по однократному предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений вышеуказанных категорий граждан п.1 ч.1 ст. 4 Закона Курской области от 20.08.2021 №77-ЗКО предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении отдельного государственного полномочия имеют право на финансовое обеспечение отдельного государственного полномочия за счет предоставляемых субвенций из областного бюджета.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что истец Удальцов П.С. родился <данные изъяты> в г. Курске.

Заочным решением Ленинского районного суда г. Курска от 05.10.2012 мать Удальцова П.С. – ФИО19 была ограничена в родительских правах, в последующем решением Ленинского районного суда г. Курска от 30.07.2013 ФИО20 была лишена родительских прав в отношении Удальцова П.С.

Решением Апатитского городского суда Мурманской области от 15.07.2013 отец Удальцова П.С.-ФИО21 так же был лишен родительских прав в отношении истца.

С 25.09.2012 Удальцов П.С. находился в ОКУ «<данные изъяты>» на полном государственном обеспечении.

Распоряжением Главы администрации Центрального округа г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Удальцова С.В. была установлена предварительная опека, а Распоряжением Главы администрации Центрального округа г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ - установлена опека до совершеннолетия Удальцова С.В., опекуном назначена ФИО22

За истцом было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в нем истец был зарегистрирован по месту жительства, что подтверждается справкой ТСЖ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ данное жилое помещение истцу не принадлежит.

Постановлением администрации г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ Удальцов П.С. был зачислен в воинскую часть .

В период с ДД.ММ.ГГГГ Удальцов П.С. являлся воспитанником войсковой части, находился на полном государственном обеспечении, что подтверждается выпиской из приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ и справкой ВрИО командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ.

Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Удальцов П.С. проходил обучение с ДД.ММ.ГГГГ в военной академии радиационной, химической и биологической защиты, закончил обучение ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно копии выписки из приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ Удальцов П.С. убыл к месту службы.

Удальцов П.С. зарегистрирован по адресу: <адрес>, как брат жены нанимателя квартиры ФИО23 что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ООО «<адрес>».

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости № жилых помещений в собственности истец не имеет.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Удальцов П.С. относится к категории лиц, указанных в ст.1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; жилых помещений на праве собственности не имеет; не был включен в Сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения; при этом в собственности жилых помещений не имеет; до настоящего времени не обеспечен жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированно жилого помещения до 23 лет.

Доводы апелляционных жалоб ответчика и третьего лица о том, что суд не дал правовой оценки тому, что Администрация г. Курска принимает меры по осуществлению переданного государственного полномочия с января 2022 года в рамках субвенции, предоставленной из бюджета Курской области в соответствии с Законом Курской области от 07.12.2021 №115 ЗКО «Об областном бюджете на 2022 и на плановый период 2023 и 2024 годов», что обязанность по предоставлению специализированного жилого помещения лицам, перечисленным в Федеральном законе от 21.12.1996 № 159-ФЗ и состоящим в сводном списке до 01.01.2022 на Администрации г. Курска не лежит, а истец в Сводном списке не состоит, в связи с чем права на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения не приобрел, основаны на ошибочном толковании норм материального права, поэтому во внимание судебной коллегией не принимаются.

С 2022 года на территории Курской области изменен порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Законом Курской области от 20.08.2021 № 77-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления Курской области отдельным государственным полномочием по однократному предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 01.01.2022 органы местного самоуправления наделены полномочиями на предоставление благоустроенных жилых помещений детям-сиротам из специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированных жилых помещений.

Указаний на то, что органы местного самоуправления наделяются полномочиями, право которых возникло после 01.01.2022 вышеуказанный закон не содержит.

Нормативного акта, устанавливающего, что лица, право которых на обеспечение специализированным жилым помещением возникло до 01.01.2022 обеспечиваются другими органами – нет.

С учетом установленных по делу обстоятельств и вышеприведенных норм права, суд признал исковые требования обоснованными и правомерно возложил обязанность по предоставлению Удальцову П.С. благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Курска за счет средств, выделяемых из бюджета Курской области, с последующим и заключением с Удальцовым П.С. договора найма специализированного жилого помещения на Администрацию г. Курска, являющуюся органом местного самоуправления Курской области, наделенным государственными полномочиями по однократному предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории г. Курска.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, так как они основаны на всестороннем и полном исследовании представленных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и требованиям материального права, регулирующего спорные отношения сторон. Оснований для признания их неправильными суд апелляционной инстанции не усматривает.

Доводы апелляционных жалоб о том, что иск Удальцова П.С. подлежит отклонению по тем основаниям, что Удальцов П.С. в Сводном списке детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей не состоял, состоятельными не являются.

Из материалов дела следует и не опровергнуто ответчиком, что Удальцов П.С. до достижения им возраста 23 лет обращался в администрацию Центрального округа г. Курска, в котором просил включить его в список лиц, имеющих право на получение жилого помещения как лицо, оставшееся без попечения родителей. В письменном ответе от 30.01.2019 ему было рекомендовано обратиться самостоятельно в комитет социального обеспечения Курской области.

13.02.2019 комитетом социального обеспечения Курской области ему был дан ответ, что его документы не были представлены в Комитет для рассмотрения, в связи с чем и он не был включен в список лиц, имеющих право на получение жилого помещения как лицо, оставшееся без попечения родителей.

То обстоятельство, что Удальцов П.С. не был включен в Сводный список детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не может ограничивать его право на однократное получение благоустроенного жилого помещения по договору специализированного найма в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Довод апелляционных жалоб о том, что предоставление истцу жилья по решению суда без соблюдения установленного порядка нарушит права и законные интересы других лиц этой же категории, включенных в Сводный список, судебной коллегией отклоняется, как противоречащий нормам материального права.

Действующее законодательство не ставит право на предоставление жилого помещения указанной категории лиц в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения, от обеспечения их жильем, от времени включения в Сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Как следует из содержания приведенных выше правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. первом п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

При этом, как указал Верховный Суд РФ, федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционных жалоб не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.

С учетом вышеизложенного судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, в связи с чем апелляционные жалобы ответчика Администрации г. Курска и третьего лица комитета по управлению муниципальным имуществом подлежат оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ленинского районного суда г. Курска от 2 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя ответчика администрации г. Курска и представителя третьего лица комитета по управлению имуществом г. Курска - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и на него может быть подана кассационная жалоба в Первый кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления его в законную силу.

Председательствующий

Судьи

33-364/2023 (33-4608/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Удальцов Петр Сергеевич
Ответчики
Комитет социальной защиты населения г.Курска
Администрация г.Курска
Другие
Комитет по управлению муниципальным имуществом г.Курска
Администрация Курской области
Администарция ЦАО г.Курска
МКУ Городской жилищный фонд
Суд
Курский областной суд
Судья
Леонтьева Ирина Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.krs.sudrf.ru
22.12.2022Передача дела судье
17.01.2023Судебное заседание
31.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.01.2023Передано в экспедицию
17.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее