Гражданское дело №2-236/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Макушино Курганской области 22июня 2020 года
Макушинский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Бесовой Л.В.
прокурора Абкадырова А.А.
истца Мальцевой О.В.
представителя ответчика ООО «<данные изъяты>» Телегина А.Н., действующего на основании доверенности от 01.01.2020 года,
при секретаре: Дубовой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Макушинского района в интересах многодетной семьи Мальцевых к ООО «<данные изъяты>» о признании действий ООО «<данные изъяты>» по отказу в предоставлении скидки 30% за потребляемую энергию многодетной семье Мальцевых незаконными, возложении обязанности предоставлять с декабря 2019 года 30% скидку за коммунальную услугу по теплоснабжению,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Макушинского района с учетом уточнений обратился в суд в интересах семьи Мальцевых с вышеуказанным иском к ООО «<данные изъяты>». В обоснование уточненных исковых требований указал, что прокуратурой Макушинского района проведена проверка по обращению Мальцевой О.В. о непредоставлении скидки в размере не ниже 30% установленной платы за коммунальную услугу по теплоснабжению как многодетной семье. Указом Президента РФ от 05.05.1992г. №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» для многодетных семей предусмотрен ряд льгот, в том числе скидка в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретенного в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории. Установлено, что супруги Мальцев А.С. и Мальцева О.В. имеют 3-х несовершеннолетних детей. В декабре 2019 года Мальцева О.В. обратилась с заявлением в ООО «<данные изъяты>» о предоставлении ее многодетной семье скидки в размере 30% на оплату за коммунальную услугу по теплоснабжению. ООО «<данные изъяты>» по данному обращению в предоставлении скидки отказано. 14.01.2020 года Мальцева О.В. обратилась в прокуратуру Макушинского района с заявлением о нарушении прав ее семьи. Прокуратурой вынесено представление директору ООО «<данные изъяты>» об устранении нарушений, которое оставлено без удовлетворения. В связи с чем, просит суд признать действия ООО «<данные изъяты>» по отказу в предоставлении скидки незаконными, обязать установить с декабря 2019 года 30% скидку за коммунальную услугу по теплоснабжению многодетной семье Мальцевых: Мальцевой О.В., Мальцеву А.С., ФИО13 ДД.ММ.ГГГГ., ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ., ФИО15 ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании прокурор на удовлетворении исковых требований настаивал, дал пояснения в соответствии с доводами, изложенными в уточненном иске. Пояснил, что семья Мальцевых является многодетной. Данная семья пользуется коммунальными услугами по теплоснабжению, оказываемых ООО «<данные изъяты>». С декабря 2019 года 30% скидка по теплоснабжению не предоставляется, что является нарушением Указа Президента РФ от 05.05.1992 г. №431. ООО «<данные изъяты>» не лишено права обращения в Арбитражный суд о возмещении понесенных расходов за предоставление скидки многодетным семьям.
Истец Мальцев А.С. не явился на судебное заседание, представил заявление о рассмотрении дела без его участия.
Истец Мальцева О.В. в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей поддержала исковые требования, пояснила, что ее семья является многодетной, пользуется услугами по теплоснабжению ООО «<данные изъяты>» без заключения письменного договора. Оплата за тепловую энергию производится круглогодично. Задолженности по оплате нет.
С августа по ноябрь 2019 года ООО «<данные изъяты>» предоставлялась скидка 30% на оплату услуг по теплоснабжению. С декабря 2019 года скидка не предоставляется, в связи с чем она обратилась в прокуратуру за защитой своих прав.
Представитель ООО «<данные изъяты>» в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласился, просил в удовлетворении иска отказать, пояснил, что поддерживает отзыв на иск, порядок предоставления льготы многодетным семьям действующим законодательством не урегулирован. Общество несет убытки при предоставлении 30% скидки. Семья Мальцевых является потребителем коммунальных услуг по теплоснабжению без заключения договора в письменной форме, задолженности по оплате за теплоснабжение не имеет. Убытки, понесенные обществом при предоставлении коммунальных услуг, не возмещены до настоящего времени.
Представитель третьего лица Финансового управления Курганской области на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Отзыв на исковое заявление не представил.
Представитель третьего лица Главного управления социальной защиты населения Курганской областина судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Отзыв на исковое заявление в суд не представил.
Представитель третьего лица Министерства Финансов РФ в лице УФК по Курганской области на судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. Представил отзыв, в котором указывает, что выплата пособий на оплату коммунальных услуг льготникам является расходным обязательством субъекта РФ,разрешение спора оставил на усмотрение суда.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что семья Мальцевых является многодетной семьей, имеют 3-х несовершеннолетних детей: ФИО16., ДД.ММ.ГГГГ.р., ФИО17., ДД.ММ.ГГГГ.р., ФИО18., ДД.ММ.ГГГГ.р., что подтверждается свидетельствами о рождении детей (л.д.17,18,19) и справкой №46 от 01.08.2019г, выданной ГКУ «<данные изъяты> по Макушинскому району (л.д.25).
Согласно свидетельству о заключении брака I-БС №671399 06.06.2015г. между Мальцевым А.С. и Тимофеевой О.В. заключен брак (л.д.24).
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Таким образом, обращение прокурора в суд в интересах многодетной семьи Мальцевых является правомерным.
Семья Мальцевых зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>
Указанное жилое помещение принадлежит на праве общей долевой собственности Мальцевой О.В. (до брака Тимофеева) и ФИО19., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 23.07.2014г. (л.д.15,16).
Согласно постановлению главы г.Макушино №399/9 от 01.08.2018г. «Об определении единой теплоснабжающей организации» ООО «<данные изъяты>» является единой теплоснабжающей организацией на территории г.Макушино (л.д.11).
Основным видом деятельности ООО «<данные изъяты>» является передача пара и горячей воды (тепловой энергии) (л.д.29-39).
Семья Мальцевых является потребителем тепловой энергии без заключения договора, задолженности по оплате коммунальных услуг не имеет (л.д.-26). Данное обстоятельство сторонами не оспаривалось.
Мальцева О.В. обратилась в ООО «<данные изъяты>» с заявлением о предоставлении льготы в размере 30% по оплате коммунальных услуг в соответствии с Указом Президента РФ от 05.05.1992г. №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (л.д.86).
На основании приказа директора ООО «<данные изъяты>» от 25.11.2019 года №106 с 01 декабря 2019 года отказано впредоставлении 30% скидки при оплате за отопление многодетным семьям (л.д.-28).
Согласно информации Главного управления социальной защиты населения Курганской области от 03.06.2020 года до настоящего времени порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением скидки многодетным семьям на коммунальные услуги не приняты, на указанные цели средства бюджетам субъектов РФ не выделяются. Принятие нормативного правового акта Курганской области, предусматривающего предоставление многодетным семьям льгот за счет средств бюджета Курганской области не представляется возможным в связи с наличием предельного дефицита областного бюджета и установлению Министерством финансов РФ требований по сокращению областного бюджета. Семья Мальцевой О.В. является многодетной, являлась получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01.09.2019 года по 29.02.2020 года (л.д.-88-89).
Из информации Финансового управления Курганской области от 05.06.2020 г. следует, что в настоящее время порядок и условия возмещения расходов по предоставлению льгот многодетным семьям не установлены. В Курганской области нормативный правовой акт, устанавливающий данную льготу не принят. Денежные средства на компенсацию спорных расходов по предоставлению льгот в бюджет Курганской области не поступали. В бюджет не заложены (л.д.-87)
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение.
В силу ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (в редакции от 25 февраля 2003 г.) (далее по тексту Указ Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 г. N 431), Правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга предписано определитькатегории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона и установить для многодетных семей меры социальной поддержки, в том числе установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.
Подпунктом 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 7 июня 2013 г.) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (заисключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (многодетных семей, одиноких родителей), в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда па общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Из положений абз. 3 ч. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Таким образом, из анализа положений вышеприведенных законодательных актов следует, что вопросы социальной защиты многодетных семей находятся в совместном ведении Российской Федерации и Курганской области, орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе был принять нормативный правовой акт по вопросу социальной поддержки малоимущих многодетных семей за счет средств бюджета области, самостоятельно установив объем и виды мер социальной поддержки.
Соответствующий закон Курганской области от 6 июня 2007 г. № 253 "О государственной семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства отцовства и детства в Курганской области" определил категорию семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, установил меры социальной поддержки многодетных (имеющих в своем составе трех и более детей) и малоимущих семей (ст.ст. 9, 17 Закона).
Данный правовой акт не предусматривает предоставление многодетным семьям скидки в размере 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.
Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 г. N 431 Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации предписано в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом.
Пунктом 2 письма Министерства финансов Российской Федерации РФ N 51, Министерства социальной защиты населения Российской Федерации N 1-2359-18 от 29 июня 1992 г. "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей" было предусмотрено финансирование мероприятий по предоставлению скидки на плату за пользование отоплением, водой канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории, за счет местных бюджетов.
Решением Верховного суда Российской Федерации от 26 марта 2003 г. N ГКГШ 03 -139 п.2 письма Министерства финансов Российской Федерации РФ N51, Министерства социальной защиты населения Российской Федерации N 1-2359-18 от 29 июня 1992 г. "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей" признан недействующим.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7) относя защиту семьи, материнства, отцовства и детства и социальную защиту к вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. "ж" ч. 1 ст. 72), вместе с тем не устанавливает конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Разрешение этих вопросов относится к компетенции федерального и регионального законодателей, которые с учетом финансовых возможностей и бюджетных средств определяют социально значимые условия для предоставления социальных выплат.
Принимая во внимание, что федеральный законодатель не обеспечил механизм реализации льгот по оплате за пользование отоплением, водой, газом и электроэнергией, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", а Законом Курганской области от 6 июня 2007 г. N 253 не предусмотрены объем, порядок и условия предоставления многодетным семьям скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг за счет средств соответствующего бюджета, суд приходит к выводу об отсутствии оснований по предоставлению скидки в размере не ниже 30% ответчиком ООО «Теплоресурс», на котором не лежит обязанность по оказанию социальной поддержки многодетным семьям.
Кроме того, в отсутствие механизма возмещения затрат на предоставление мер социальной поддержки поставщикам коммунальных услуг отсутствуют законные основания для возложения на ответчика обязанности по предоставлению скидки по оплате коммунальных услуг, так как ООО «Теплоресурс» не относится к органам государственной власти, на нем не лежит обязанность по оказанию социальной поддержки многодетным семьям.
Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку льготы для многодетных семей в виде скидки не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией ни на федеральном уровне, ни на уровне субъекта не установлены, а ответчик не относится к органам государственной власти, на нем не лежит обязанность по оказанию социальной поддержки многодетным семьями он не реализует государственные полномочия, предусмотренные законодательством, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░20 ░░.░░.░░░░ ░.░., ░░░21 ░░.░░.░░░░., ░░░22 ░░.░░.░░░░ ░.░. ░ ░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 30% ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2019 ░░░░ 30% ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░ ░ 23.06.2020 ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░