Дело № 33а-1012/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Санкт-Петербург 03 марта 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Григорьевой Н.М.,
судей Астапенко С.А., Тумановой О.В.,
при ведении протокола помощником судьи Малышевой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело№ 2а-383/2021 (47RS0014-01-2020-002197-94) по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Севастьяновское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области на решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 15 апреля 2021 года по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, администрации муниципального образования Севастьяновское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области о признании незаконным бездействия, обязании осуществить действия, направленные на обустройство (строительство) подъездной дороги к земельному участку.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Григорьевой Н.М., объяснения главы администрации муниципального образования Севастьяновское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области Герасимчук О.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
Административный истец Кленова В.Н. обратилась в Приозерский городской суд Ленинградской области с иском к администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области (далее – администрации МО Приозерский район), администрации муниципального образования Севастьяновское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области (далее – администрации МО Севастьяновское сельское поселение), в котором просит признать незаконным бездействие административных ответчиков и обязать ответчиков осуществить действия, направленные на обустройство (строительство) подъездной дороги к принадлежащему ей земельному участку с кадастровым номером № и расположенному на нем жилому дому с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
В обоснование иска Кленова В.Н. указала, что ранее подъезд к ее земельному участку осуществлялся через лесную (полевую) дорогу с выездом на трассу А-121 в районе остановки «Белокаменка». В связи с реконструкцией автомобильной дороги А-121 «Сортавала», а именно, при строительстве нового участка дороги от Приозерска до Белокаменки, съезд к объектам недвижимости не был предусмотрен проектной документацией. Новая дорога проходит в 30 м от участка административного истца и перекрывает имеющийся проезд к дому, в полосе отвода располагаются глубокие водоотводные кюветы (канавы), поэтому пройти либо заехать на земельный участок невозможно. Продукты питания, вещи и предметы, необходимые для жизнедеятельности и благоустройства земельного участка и дома, в том числе крупногабаритные, дрова для топки, приходится переносить вручную по тропе от старой трассы. Кроме того, в связи с отсутствием подъезда, к дому не может подъехать специальный транспорт служб пожарной безопасности и скорой помощи, что нарушает конституционное право административного истца на обеспечение безопасных условий жизни, охрану здоровья и медицинскую помощь.
В качестве заинтересованного лица к участию в деле было привлечено Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства» (далее – ФКУ «Упрдор Северо-Запад»).
При рассмотрении дела в суде первой инстанции административными ответчиками исковые требования признаны не были.
Администрация МО Приозерский район в письменном отзыве на иск указала, что земельный участок и жилой дом, принадлежащие истцу, находятся на землях, относящихся к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», и входят в границы населенного пункта п. Гранитное Севастьяновского сельского поселения. Согласно Правилам землепользования и застройки МО Севастьяновское сельское поселение, земельный участок с кадастровым номером № относится к территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1). В период проведения проектирования строительства дороги А-121 «Сортавала», ФКУ «Упрдор Северо-Запад» проводил общественные слушания, предложения по устройству съезда на земельный участок с кадастровым номером № не поступали. Строительство примыкания к автомобильной дороге А-121 «Сортавала» в районе земельного участка с кадастровым номером № невозможно, поскольку повлечет нарушение требований безопасности дорожного движения. Существовавший ранее подъезд к указанному земельному участку в виде лесной (полевой) дороги, также не был учтен при строительстве дороги А-121 «Сортавала», поскольку не был поставлен на учет в порядке, предусмотренном действующим законодательством (л.д. 24-29, том 3).
В письменном отзыве на административное исковое заявление администрация МО Севастьяновское сельское поселение указывает, что является ненадлежащим ответчиком (л.д. 57-58, том 1).
ФКУ «Упрдор Северо-Запад» в письменном отзыве на иск указало, что Кленова В.Н. не обращалась к нему по вопросу организации подъезда к ее земельному участку на этапе проектирования строительства и проведения публичных слушаний (л.д. 119-121, том 2).
Обжалуемым решением от 15.04.2021 г. Приозерский городской суд Ленинградской области частично удовлетворил административные исковые требования Кленовой В.Н. Суд постановил признать незаконным бездействие администрации МО Севастьяновское сельское поселение, обязать администрацию МО Севастьяновское сельское поселение в течение двадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить мероприятия, связанные с реализацией полномочий в области дорожной деятельности по проектированию и строительству дороги к земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>. В удовлетворении остальной части административных исковых требований Кленовой В.Н. отказано (л.д. 80-90, том 3).
Дополнительным решением от 15.11.2021 г. Приозерский городской суд Ленинградской области отказал Кленовой В.Н. в удовлетворении административных исковых требований к администрации МО Приозерский муниципальный район о признании незаконным бездействия, обязании осуществить действия, направленные на обустройство (строительство) подъездной дороги к земельному участку (л.д. 178-183, том 3).
В апелляционной жалобе администрация МО Севастьяновское сельское поселение просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. По мнению подателя жалобы, суд не принял во внимание, что участок автомобильной дороги к дому административного истца является участком автомобильной дороги между населенными пунктами, поэтому обустройство данного участка дороги не входит в компетенцию администрации МО Севастьяновское сельское поселение, а дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, расположенных вне границ населенных пунктов сельских поселений, реализуется органами местного самоуправления муниципальных районов. Возложение обязанности по строительству подъездной дороги к участку, принадлежащему Кленовой В.Н., приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств МО Севастьяновское сельское поселение (л.д. 97-99, том 3).
В материалах дела имеются возражения администрации МО Приозерский район на апелляционную жалобу, в которых администрация полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене. Полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в связи с тем, что согласно Правилам землепользования и застройки МО Севастьяновское сельское поселение, земельный участок с кадастровым номером № относится к территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), входит в границы населенного пункта п. Гранитное Севастьяновского сельского поселения, поэтому обязательства по осуществлению мероприятий, связанных с реализацией полномочий в области дорожной деятельности по проектированию и строительству дороги к указанному земельному участку относятся к полномочиям администрации МО Севастьяновское сельское поселение в соответствии с положениями ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (л.д. 120-121, том 3).
В суд апелляционной инстанции явился административный ответчик в лице главы администрации МО Севастьяновское сельское поселение Герасимчук О.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы.
Административный истец, представители административного ответчика администрации МО Приозерский район и заинтересованного лица ФКУ «Упрдор Северо-Запад», извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела (л.д. 206-210, том 3), в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, а также учитывая поступившие ходатайства (л.д. 213, 214, 217, том 3), судебной коллегией по правилу ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), принято определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Под дорожной деятельностью согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федерального закона № 257-ФЗ) понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления, в соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 257-ФЗ.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с частью 2 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 данной статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Согласно ч.ч. 8, 10 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ, к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федерального закона № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 данной статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 данной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 указанной статьи).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 1 Областного закона Ленинградской области от 10.07.2014 г. № 48-оз «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области» за сельскими поселениями Ленинградской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5, 6, 7.1, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части резервирования земель и изъятия земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществления в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдачи рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений), 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38, 39 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Кленова В.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, и расположенного на нем жилого дома с кадастровым номером № (л.д. 103-107, 108-114, том 2). Право собственности на земельный участок за Кленовой В.Н. зарегистрировано 08.06.2017 г. на жилой дом – 28.01.2019 г. (л.д. 212-229, том 1).
Согласно Правилам землепользования и застройки МО Севастьяновское сельское поселение, утвержденным решением Совета депутатов МО Севастьяновское сельское поселение № 77 от 22.01.2013 г., земельный участок с кадастровым номером № относится к территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) (л.д. 186-189, том 1).
Ведущим специалистом отдела землепользования управления по градостроительству, землепользованию и муниципальному имуществу администрации МО Приозерский муниципальный район с участием главы администрации МО Севастьяновское сельское поселение, заместителя отдела развития объектов дорожного сервиса и инфраструктуры ФКУ «Упрдор Северо-Запад» в присутствии Кленовой В.Н. проведен осмотр территории вблизи земельного участка с кадастровым номером №, о чем составлен акт № 08 осмотра земельного участка от 25.03.2021 г., согласно которому осмотром установлено, что земельный участок расположен вблизи автомобильной дороги А-121 «Сортавала», расстояние до земельного участка 60 м. Имеются металлические отбойники, кювет глубиной более 2 м, забор из сетки рабицы. Съезд с автомобильной дороги отсутствует. С севера подъезд со стороны автомобильной дороги «Сортавала» старое направление, отсутствует (л.д. 43-46, том 3).
По вопросу отсутствия подъезда к земельному участку с кадастровым номером № Кленова В.Н. направляла письменные обращения в администрацию МО Приозерский муниципальный район и администрацию МО Севастьяновское сельское поселение (л.д. 27-30, 201-204, том 1, л.д. 10-17 том 3), однако, до настоящего времени подъезд к земельному участку истца не организован.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о частичном удовлетворении административных исковых требований Кленовой В.Н., заявленных к администрации МО Севастьяновское сельское поселение, и об отказе в удовлетворении административных исковых требований Кленовой В.Н., заявленных к администрации МО Приозерский муниципальный район, поскольку данный вывод основан на законе и фактических обстоятельствах дела.
В соответствии с вышеприведенными нормами права, в том числе, законом Ленинградской области от 10.07.2014 г. № 48-оз, суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность осуществить мероприятия, связанные с реализацией полномочий в области дорожной деятельности по проектированию и строительству дороги к земельному участку с кадастровым номером №, на администрацию МО Севастьяновское сельское поселение, поскольку земельный участок расположен в границах населенного пункта – поселка Гранитное Севастьяновского сельского поселения.
Согласно выписке из ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером № расположен на землях населенных пунктов, виды разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, для иных видов жилой застройки (л.д. 108, том 2).
Довод жалобы ответчика администрации МО Севастьяновское сельское поселение о том, что подъездная дорога к земельному участку Кленовой В.Н. будет являться дорогой между населенными пунктами, не принимается судебной коллегией.
Сведений о том, что граница земельного участка с кадастровым номером № совпадает с границей населенного пункта в котором участок расположен - поселка Гранитное, материалы дела не содержат.
Напротив, в соответствии с фрагментом карты территориального зонирования МО Севастьяновское сельское поселение, границы поселка с территориальной зоной застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) превосходят границу земельного участка с кадастровым номером № (л.д. 189, том 1).
Согласно вышеприведенным нормам, вопрос об обеспечении подъезда к земельному участку административного истца, должен решаться администрацией МО Севастьяновское сельское поселение. По этим же основаниям, данный вопрос не входит в компетенцию администрации МО Приозерский муниципальный район.
Таким образом, судебная коллегия по административным делам не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, не подлежащим отмене. Доводы апелляционной жалобы сомнений в правильности решения суда не вызывают и его отмену не влекут, поскольку основаны на неправильном толковании закона.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 15 ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 15 ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░:
░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░>