Решение по делу № 33-3097/2025 от 07.02.2025

Судья Евангелевская Л.В. 61RS0004-01-2023-005341-08

дело № 33-3097/2025

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 февраля 2025г. г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего Калашниковой Н.М.

судей Гросс И.Н., Котельниковой Л.П.

при секретаре Халиловой А.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4822/2024 по иску прокурора Октябрьского района г. Ростова-на-Дону в интересах инвалида ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группы Трифоновой Анны Арсеновны к Администрации г. Ростова-на-Дону, третьи лица: Департамент координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону, Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства города Ростова-на-Дону», об обязании устранить нарушения, по апелляционной жалобе Администрации г. Ростова-на-Дону на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 08.11.2024 года, заслушав доклад судьи Гросс И.Н., судебная коллегия,

установила:

Прокурор Октябрьского района г. Ростова-на-Дону, действующий в интересах инвалида ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНАй группы Трифоновой Анны Арсеновны, обратился в суд с настоящим иском к Администрации г. Ростова-на-Дону, ссылаясь на то, что прокуратурой Октябрьского района г. Ростова-на-Дону проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления муниципального образования «город Ростов-на-Дону» требований законодательства о социальной защите прав инвалидов.

Установлено, что Трифонова А.А. является инвалидом ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группы и проживает в квартире № 10 в многоэтажном доме по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

26.12.2022 г. муниципальной комиссией проведено обследование жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в котором проживает инвалид ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группы Трифонова А.А.

По результатам обследования составлен акт, в котором содержится вывод об отсутствии технической возможности приспособления жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, без изменения ограждающих конструкций данного многоквартирного дома путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта, вынесено решение о необходимости проведение проверки экономической целесообразности реконструкции жилого помещения и приспособления общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

Согласно проведенному ООО «Экспертный центр» расчету потребности в финансовых ресурсах на проведение реконструкции и (или) капитального ремонта, проведенного 21.02.2023, оптимальный перечень мероприятий по приспособлению общего имущества в указанном многоквартирном доме, включает в себя обустройство ровной поверхности тротуара перед входом в подъезд, обустройство входной площадки с плавным съездом, устранение перепада высоты в дверном проеме на входе в подъезд, ремонт покрытия пола тамбура, монтаж кресельного подъемника с криволинейной траекторией на лестнице для подъема на 2 этаж.

Проведенной прокуратурой Октябрьского района г. Ростова-на-Дону проверкой установлено, что по состоянию на 30.10.2023 мероприятия по приспособлению жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в котором проживает инвалид ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группы Трифонова А.А., до настоящего времени не выполнены, тем самым право Трифоновой А.А. на беспрепятственный доступ к своему жилищу нарушено.

На основании изложенного, истец просит суд обязать Администрацию г.Ростова-на-Дону в течение 1 (одного) года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить выполнение мероприятий по приспособлению общего имущества в многоквартирном доме по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в котором проживает инвалид ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА-й группы Трифонова А.А., в целях обеспечения условий доступности для инвалида в соответствии определенным ООО «Экспертный центр» оптимальным перечнем мероприятий по приспособлению общего имущества в вышеуказанном многоквартирном доме, путем обустройства ровной поверхности тротуара перед входом в подъезд, обустройства входной площадки с главным съездом, устранение перепада высоты в дверном проеме на входе в подъезд, ремонт покрытия пола тамбура, монтаж кресельного подъемника с криволинейной траекторией на лестнице для подъема на 2 этаж.

Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 08 ноября 2024 года исковые требования прокурора Октябрьского района г. Ростова-на-Дону удовлетворены.

На Администрацию г.Ростова-на-Дону возложена обязанность в течение 1,5 года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить выполнение мероприятий по приспособлению общего имущества в многоквартирном доме по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в котором проживает инвалид ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНАой группы Трифонова А.А., в целях обеспечения условий доступности для инвалида в соответствии определенным ООО «Экспертный центр» оптимальным перечнем мероприятий по приспособлению общего имущества в вышеуказанном многоквартирном доме, путем обустройства ровной поверхности тротуара перед входом в подъезд, обустройства входной площадки с главным съездом, устранение перепада высоты в дверном проеме на входе в подъезд, ремонт покрытия пола тамбура, монтаж кресельного подъемника с криволинейной траекторией на лестнице для подъема на 2 этаж.

Не согласившись с решением суда, Администрация г. Ростова-на-Дону подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.

Ссылаются на нормы ФЗ-181 от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в РФ», ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», положения ЖК РФ, Постановление Правительства РФ от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, и полагают, что дальнейшие мероприятия с фактическими действиями по реализации мероприятий по приспособлению жилого помещения и общего имущества не относятся к компетенции органов местного самоуправления. Отсутствует правовой акт, которым бы вышеуказанные полномочия, а также финансирование были бы переданы органам местного самоуправления. Обращают внимание на тот факт, что в настоящее время действует государственная программа «Доступная среда», утвержденная Постановлением Правительства РО от 15.10.2018 года № 639, где есть подпрограмма – «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов», и ответственным в данной случае является Министерство труда и социального развития Ростовской области.

Представитель Администрации г. Ростова-на-Дону по доверенности Тареев С.П. поддержал доводы апелляционной жалобы, просит решение отменить, в заявленном иске прокурора отказать.

Прокурор Жван Ю.А. полагала вынесенное решение суда законным и обоснованным.

Дело рассмотрено в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных лиц участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется уведомление.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Трифонова Анна Арсеновна является инвалидом ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группы, проживает в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН многоэтажном доме по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН на 2 этаже.

Управление многоквартирным жилым домом по указанному адресу осуществляет ООО «СпецСтрой».

Прокуратурой Октябрьского района г. Ростова-на-Дону проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления муниципального образования «город Ростов-на-Дону» требований законодательства о социальной защите прав инвалидов, которой установлено, что Трифонова А.А., являющаяся инвалидом ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группы, проживает в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН многоэтажном доме по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

26.12.2022 г. муниципальной комиссией проведено обследование жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в котором проживает инвалид ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группы Трифонова А.А. Данная квартира расположена 2 этаже.

По результатам обследования составлен акт, в котором содержится вывод об отсутствии технической возможности приспособления жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, без изменения ограждающих конструкций данного многоквартирного дома путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта.

Согласно проведенному ООО «Экспертный центр» расчету потребности в финансовых ресурсах на проведение реконструкции и (или) капитального ремонта, проведенного 21.02.2023, оптимальный перечень мероприятий по приспособлению общего имущества в указанном многоквартирном доме, включает в себя обустройство ровной поверхности тротуара перед входом в подъезд, обустройство входной площадки с плавным съездом, устранение перепада высоты в дверном проеме на входе в подъезд, ремонт покрытия пола тамбура, монтаж кресельного подъемника с криволинейной траекторией на лестнице для подъема на 2 этаж.

22.02.2023 комиссией принято решение о необходимости проведения проверки экономической целесообразности реконструкции жилого помещения и приспособления общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

Письмом от 06.03.2023 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Департаментом социальной защиты населения города Ростова-на-Дону в адрес Департамента направлены копии акта обследования жилого помещения инвалида ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группы Трифоновой А.А. и общего имущества в многоквартирном доме от 26.12.2023 № 12, заключения о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме от 22.02.2023 № 17, решения об экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома от 22.02.2023 № 17, а также расчет потребности в финансовых ресурсах на проведение реконструкции и (или) капитального ремонта.

Проведенной прокуратурой Октябрьского района г. Ростова-на-Дону проверкой установлено, что мероприятия по приспособлению жилого помещения (квартиры №10) и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в котором проживает инвалид ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группы Трифонова А.А., в целях обеспечения условий доступности для инвалида в соответствии определенным ООО «Экспертный центр» оптимальным перечнем мероприятий о приспособлению общего имущества в вышеуказанном многоквартирном доме до настоящего времени не проведены.

С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции руководствовался положениями ЖК РФ, ГК РФ, Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов", установил нарушения прав инвалида на беспрепятственный доступ к своему жилищу, и пришел к выводу о наличии законных и достаточных оснований для удовлетворения заявленных требований иска прокурора Октябрьского района г. Ростова-на-Дону, поданному в интересах инвалида первой группы Трифоновой А.А.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ и соответствует нормам материального права.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе к жилым зданиям, возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски.

В случаях, если осуществляющие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих    свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (ч. 4 ст. 15 Закона № 181-ФЗ).

Вместе с тем, пунктом 3 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» установлено, что положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Подпунктом 1 пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» установлено, что в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортных инфраструктурой условий для беспрепятственного пользования услугами устанавливается переходный период, в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений доступности для инвалидов объектов и услуг, а порядок и сроки разработки данных мероприятий определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно положениям Федерального закона Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131) полномочия по обеспечению прав инвалидов не отнесена к вопросам местного значения компетенции органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 5.1 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.

Согласно части 3 статьи 15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имуществ в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с федеральным законодательством.

Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества, в многоквартирном доме.

Правила применяются к жилым помещениям, входящим в состав жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемым для их постоянного проживания, а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения.

Названными Правилами закреплено, что доступность для инвалида жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению (п. 2).

Разделом 3 названных Правил установлены конкретные требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида, в том числе указано, что территория, примыкающая к многоквартирному дому, в котором проживает инвалид, должна иметь нескользкое и невибрирующее покрытие (дорожное, напольное, лестничное) с шероховатой поверхностью без зазоров для сцепления подошвы обуви, опор вспомогательных средств хождения и колес кресла-коляски в разных погодных условиях, перепады уровней покрытия и пороги устраняются путем применения пандусов или уклонов покрытия, одиночные ступени также подлежат замене на пандусы (п. 23 Правил).

Решение о наличии или отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и имущества общего пользования с учетом потребностей инвалида и обеспечения их доступности для инвалида принимается соответствующими федеральными, региональными и муниципальными межведомственными комиссиями на основании акта обследования жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в установленном названным Правилами порядке (п. 12 - 22 Правил).

По результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

В силу ст.ст. 48, 49 Градостроительного кодекса РФ выполнение работ по реконструкции объектов капитального строительства данного типа с привлечением бюджетных средств осуществляется исключительно на основании проектной документации, прошедшей государственную экспертизу.

Результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности (пункт 18 Правил).

Как следует из материалов дела, 26.12.2022 г. муниципальной комиссией проведено обследование жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в котором проживает инвалид ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группы Трифонова А.А. Данная квартира расположена на 2 этаже.

По результатам обследования составлен акт, в котором содержится вывод об отсутствии технической возможности приспособления жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, без изменения ограждающих конструкций данного многоквартирного дома путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта.

Согласно проведенному ООО «Экспертный центр» расчету потребности в финансовых ресурсах на проведение реконструкции и (или) капитального ремонта, проведенного 21.02.2023, оптимальный перечень мероприятий по приспособлению общего имущества в указанном многоквартирном доме, включает в себя обустройство ровной поверхности тротуара перед входом в подъезд, обустройство входной площадки с плавным съездом, устранение перепада высоты в дверном проеме на входе в подъезд, ремонт покрытия пола тамбура, монтаж кресельного подъемника с криволинейной траекторией на лестнице для подъема на 2 этаж.

22.02.2023 комиссией принято решение о необходимости проведения проверки экономической целесообразности реконструкции жилого помещения и приспособления общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

Требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида предусмотрены разделом 3 Правил.

Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 07.08.2020 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН утвержден Порядок взаимодействия отраслевых (функциональных) органов Администрации города Ростова-на-Дону и муниципальных учреждений при реализации плана мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.

Согласно п.1.1. указанного Порядка Департамент социальной защиты населения города Ростова-на-Дону (далее – ДСЗН) в течение 10 рабочих дней с момента утверждения комиссией заключения о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида направляет в Департамент и МКУ «УКС» копии такого заключения с приложением: акта обследования комиссией жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид; заключения о результатах дополнительного обследования; решения комиссии об экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

МКУ «УКС» в течение 30 календарных дней с момента получения копии заключения о возможности обеспечивает проверку видов и объемов работ, необходимых для приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, актуальности их стоимости, осуществляет подготовку предложений о сроках их выполнения.

Отсутствие в документах, послуживших основанием для утверждения заключения о возможности, сведений о стоимости проектно-изыскательских работ, необходимых для приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, либо о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости таких работ, является основанием для осуществления МКУ «УКС» расчета стоимости проектно-изыскательских работ и направления его для проведения проверки достоверности определения сметной стоимости в установленном порядке.

Департамент на основании подготовленных МКУ «УКС» предложений с учетом наличия средств бюджета города Ростова-на-Дону на данные цели осуществляет планирование расходов средств местного бюджета по годам и направляет соответствующую информацию в адрес ДСЗН. ДСЗН на основании заключения о возможности, а также информации Департамента формирует сводный перечень мероприятий и осуществляет подготовку проекта правового акта Администрации города Ростова-на-Дону об их включении в план мероприятий.

В соответствии с указанным Порядком письмом от 06.03.2023 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Департаментом социальной защиты населения города Ростова-на-Дону в адрес Департамента направлены копии акта обследования жилого помещения инвалида ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группы Трифоновой А.А. и общего имущества в многоквартирном доме от 26.12.2023 № 12, заключения о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме от 22.02.2023 № 17, решения об экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома от 22.02.2023 № 17, а также расчет потребности в финансовых ресурсах на проведение реконструкции и (или) капитального ремонта.

Установив, что мероприятия по приспособлению жилого помещения (квартиры №10) и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Погодина, д. 11, кв. 10, в котором проживает инвалид ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группы Трифонова А.А., в целях обеспечения условий доступности для инвалида в соответствии определенным ООО «Экспертный центр» оптимальным перечнем мероприятий о приспособлению общего имущества в вышеуказанном многоквартирном доме до настоящего времени не проведены, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении поданного иска.

Доводы апелляционной жалобы по сути сводятся к тому, что администрация г. Ростова-на-Дону в данном случае является ненадлежащим ответчиком по делу.

Однако с данными доводами судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.

Утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, установлено, что общее имущество многоквартирного жилого дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения (подпункт "в" пункта 10).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что доступность для инвалида жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

Разделом 3 названных Правил установлены конкретные требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида, в том числе указано, что территория, примыкающая к многоквартирному дому, в котором проживает инвалид, должна иметь нескользкое и невибрирующее покрытие (дорожное, напольное, лестничное) с шероховатой поверхностью без зазоров для сцепления подошвы обуви, опор вспомогательных средств хождения и колес кресла-коляски в разных погодных условиях, перепады уровней покрытия и пороги устраняются путем применения пандусов или уклонов покрытия, одиночные ступени также подлежат замене на пандусы (пункт 23 Правил).

Решение о наличии или отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и имущества общего пользования с учетом потребностей инвалида и обеспечения их доступности для инвалида принимается соответствующими федеральными, региональными и муниципальными межведомственными комиссиями на основании акта обследования жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в установленном названным Правилами порядке (пункты 12 - 22 Правил).

Статьей 12 Жилищного кодекса Российской Федерации установление порядка обеспечения условий доступности для инвалидов общего имущества многоквартирного жилого дома, в том числе и придомовой территории, отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.

В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, разделом 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 определен перечень объектов, принадлежащих на праве общей долевой собственности собственникам помещений многоквартирного жилого дома, в числе которых лестницы, коридоры, фундаменты, земельный участок и иное имущество.

В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей, в том числе, надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

В силу положений пункта 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 6 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решение о реконструкции многоквартирного дома может быть принято с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме (правообладателей объекта капитального строительства).

В то же время, частью 4.1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации введенной Федеральным законом от 29 декабря 2017 года N 462-ФЗ предусмотрено, что приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме согласно требованиям, указанным в части 3 статьи 15 настоящего Кодекса, допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников.

Координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов в отношении жилых помещений, не входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации, обеспечивает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (п. 3 Правил).

В соответствии с частью 1 статьи 44 Устава города Ростова-на-Дону (далее - Устав) исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления является Администрация города.

В пункте 3 части 3 статьи 44.1 Устава закреплено, что глава администрации города Ростова-на-Дону обеспечивает осуществление Администрацией города полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ростовской области. Глава администрации города Ростова-на-Дону осуществляет руководство и контроль за деятельностью органов и структурных подразделений Администрации города по выполнению их функций, (часть 20 статьи 45 Устава).

Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 13 мая 2010 года N 689-О-О).

При том, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся составление и рассмотрение проекта муниципального бюджета (пункт 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В связи с изложенным, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как несостоятельные.

Тот факт, что в настоящее время действует государственная программа «Доступная среда», утвержденная Постановлением Правительства РО от 15.10.2018 года № 639, где есть подпрограмма – «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов», не снимает ответственности с Администрации г. Ростова-на-Дону по восстановлению прав инвалидов в части доводов заявленного прокурором иска.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования судом первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Ссылки в апелляционной жалобе не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на иное толкование норм материального и процессуального права и иную оценку доказательств, и не могут служить основанием для изменения решения суда.

Руководствуясь положениями ст.ст.328-330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 08.11.2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Ростова-на-Дону – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 06.03.2025 года.

33-3097/2025

Категория:
Гражданские
Истцы
Трифонова Анна Арсеновна
Прокурор Октябрьского района г. Ростова-на-Дону
Ответчики
ДКСиПР г. Ростов-на-Дону
МКУ Управление капитального строительства г. Ростова-на-Дону
Администрация г. Ростова-на-Дону
Другие
УК ООО Спецстрой
Суд
Ростовский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.ros.sudrf.ru
25.02.2025Судебное заседание
06.03.2025Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.03.2025Передано в экспедицию
25.02.2025
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее