КОПИЯ
70RS0005-01-2022-001000-30
Дело №2-1067/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Томск 27 июня 2022 года
Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Марущенко Р.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шумковой А.Г.,
помощник судьи Незнанова А.Н
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Елисееву Сергею Владимировичу об истребовании земельного участка лесного фонда из чужого незаконного владения,
у с т а н о в и л:
Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Томский районный суд Томской области с иском к Елисееву С.В., в котором просило: истребовать из чужого незаконного владения Елисеева С.В. в пользу истца земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес> площадью 1500 кв. м, входящий в состав земельного участка Томского лесничества <адрес>, в части выделов 38, 40, имеющий координаты поворотных точек:
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
<адрес> | <адрес> | <адрес> |
указать, что решение суда является основанием для внесения в ЕГРН сведений об отнесении земельного участка с кадастровым номером № к землям лесного фонда.
В обоснование требований указано, что согласно сведениям ЕГРН Елисеев С.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно заключению Томского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» границы спорного земельного участка с кадастровым номером № полностью пересекаются с землями лесного фонда <адрес> в части выделов 38, 40, площадь пересечения составляет 1500 кв.м.
Истец Федеральное агентство лесного хозяйства, надлежащим образом извещённое о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Третьи лица Департамент лесного хозяйства Томской области, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, Балахнина В.А., Беспалова И.С., надлежащим образом извещённые о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Ответчик Елисеев С.В. в суд не явился.
Суд в соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принял меры для извещения ответчика по адресу указанному истцом, а также по месту его регистрации.
Судебные извещения не были вручены адресату в связи с истечением срока хранения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзаце первом пункта 63 постановления от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора).
При этом необходимо учитывать, что гражданин несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное (пункт 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25).
Суд в соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующему.
Согласно статье 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно пункту 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (часть 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации).
Лесной реестр в силу пунктов 1 и 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах и лесопарках, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов.
При этом статья 92 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Подпунктом 2 пункта 1 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.
В соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, в том числе кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости, категория земель, к которой отнесен земельный участок и его разрешенное использование.
Согласно статье 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Апелляционным определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2019 установлено, что решением Совета Богашевского сельского поселения от 26.12.2013 № 66 утвержден генеральный план муниципального образования «Богашевское сельское поселение». Указанным решением находящиеся в федеральной собственности лесные участки включены в границы муниципального образования «Богашевское сельское поселение», изменены целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности. Решением Томского областного суда от 08.10.2018 административное исковое заявление заместителя прокурора Томской области удовлетворено, положения Генерального плана признаны недействующими со дня вступления решения в законную силу, решение оставлено без изменений.
Из материалов кадастрового дела в отношении земельного участка с кадастровым номером № следует, что постановлением Администрации Богашевского сельского поселения № 164-п от 08.09.2015 предварительно согласовано предоставление Балахниной В.А. земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 1500 кв. м для использования в целях приусадебного участка личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес> утвердив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Согласно договору купли-продажи земельного участка № 193 от 16.12.2016, заключенному между Администрацией Богашевского сельского поселения и Балахниной В.А., последней в собственность передан земельный участок из земель населенных пунктов, площадью 1500 кв. м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> для использования в качестве приусадебного участка личного подсобного хозяйства.
Согласно договору купли-продажи недвижимого имущества № 1 от 08.09.2020, Балахнина В.А. передала в собственность Беспаловой И.С. земельный участок из земель населенных пунктов, площадью 1500 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, для использования в качестве приусадебного участка личного подсобного хозяйства.
В соответствии с договором купли-продажи от 30.04.2021, право собственности на земельный участок из земель населенных пунктов, площадью 1500 кв. м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, для использования в качестве приусадебного участка личного подсобного хозяйства, перешло от Беспаловой И.С. к Елисееву С.В.
Как следует из заключения Томского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от 04.05.25019 границы спорного земельного участка с кадастровым номером № полностью пересекаются с землями лесного фонда <адрес>, в части выделов 38, 40, площадь пересечения составляет 1500 кв.м.
В связи с чем истец считает, что спорный земельный участок в части пересечений с землями лесного фонда находится в незаконном владении ответчика, поскольку спорный земельный участок находится в составе земель лесного фонда и являются федеральной собственностью в силу закона.
Изменениями, внесенными указанным Федеральным законом в статью 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7).
При этом согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
В соответствии с частью 6 названной статьи приведенные положения не распространяются на земельные участки:
1) расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
2) земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
3) земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Толкование положений действующего законодательства, исходя из приоритета сведений о категории земельных участков, содержащихся в государственном лесном реестре, перед сведениями, указанными в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, при котором допускается возможность истребования земельных участков от граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только в силу отнесения государственным лесным реестром данных земельных участков к числу лесных, как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.09.2017 № 1795-О, приведет к неправомерному ограничению прав добросовестных приобретателей земельных участков и тем самым - к нарушению конституционных гарантий права собственности.
Федеральный закон № 280-ФЗ, которым были внесены изменения в часть 3 статьи 14 Закона № 172-ФЗ, был принят в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров, установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель, для преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков, если их права или права предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Как следует из выписки ЕГРН от 31.03.2022, земельный участок с кадастровым номером № площадью 1500 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: приусадебный участок личного подсобного хозяйства, поставлен на кадастровый учет - 09.10.2015 и передан в аренду до 01.01.2016, земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет в установленном законом порядке, границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, в связи с чем положения пункта 3 статьи 14 Закона № 172-ФЗ о безусловном приоритете сведений ЕГРН над сведениям государственного лесного реестра применимы в данном случае. К исключениям, указанным в пункте 6 статьи 14, земельный участок не относится.
Из указанного следует, что защита имущественных интересов публично-правового образования за счет ущемления интересов добросовестного приобретателя - гражданина, который приобрел соответствующее имущество, при изложенных обстоятельствах приведет к нарушению его конституционных прав.
С учетом, установленных по делу обстоятельств и в соответствии с приведенными нормами закона суд приходит к выводу об отказе в истребовании земельного участка с кадастровым номером № из владения ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства об истребовании из незаконного владения Елисеева Сергея Владимировича в пользу истца земельного участка с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1500 кв.м. - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Томский областной суд через Томский районный суд Томской области в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья /подпись/ Марущенко Р.В.
В окончательной форме решение изготовлено 04.07.2022
Копия верна
Судья Марущенко Р.В.
Подлинник подшит в гражданском деле № 2-1067/2022