№ 16-44/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Владивосток 12 января 2023 года
Заместитель председателя Девятого кассационного суда общей юрисдикции Дорохов А.П., рассмотрев жалобу директора муниципального унитарного предприятия «Транспорт» Василива Антона Владимировича на вступившие в законную силу постановление начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области в Александровск-Сахалинском, Тымовском и Ногликском районах от 29 декабря 2021 года, решение судьи Александровск-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 13 июля 2022 года, решение судьи Сахалинского областного суда от 16 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора МУП «Транспорт» Василива А.В.,
у с т а н о в и л:
постановлением начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области в Александровск-Сахалинском, Тымовском и Ногликском районах № от 29 декабря 2021 года должностное лицо – директор МУП «Транспорт» Василив А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
Решением судьи Александровск-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 29 марта 2022 года постановление должностного лица от 29 декабря 2021 года отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решением судьи Сахалинского областного суда от 9 июня 2022 года решение суда районного суда от 29 марта 2022 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением судьи Александровск-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 13 июля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Сахалинского областного суда от 16 сентября 2022 года постановление начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области в Александровск-Сахалинском, Тымовском и Ногликском районах № от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, директор МУП «Транспорт» Василив А.В. просит вступившие в законную силу судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы директора МУП «Транспорт» Василива А.В., истребованные материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (здесь и далее - в редакции, действовавшей на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, в числе прочего, возложены обязанности: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно статье 32 Федерального закона № 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
В соответствии с пунктом 77 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее – СанПиН 2.1.3684-21) хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 года № 10 и приложениями № 2 – № 4 к Санитарным правилам.
В силу частей 1 и 3 статьи 18 Федерального закона № 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02).
Согласно пункту 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Пунктом 3.2.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлены общие требования мероприятий по первому поясу зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения, согласно которым территория первого пояса зон санитарной охраны должна быть спланирована, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. На территории первого пояса зон санитарной охраны не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В соответствии с пунктом 91 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3 (далее СанПиН 2.1.3684-21), качество воды поверхностных и подземных водных объектов, используемых для водопользования населения, должно соответствовать гигиеническим нормативам в зависимости от вида использования водных объектов или их участков. В случае несоответствия гигиеническим нормативам качества воды водных объектов, используемых для целей питьевого водоснабжения населения, должна применяться водоподготовка, обеспечивающая качество и безопасность питьевой воды в распределительной сети в соответствии с гигиеническими нормативами.
Из материалов дела следует, что МУП «Транпорт», директором которого является Василив А.В., создано на основании постановления администрации Александровск-Сахалинского района от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности является в частности забор, очистка и распределение воды.
На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении муниципального имущества, заключенного между Комитетом по управлению муниципальной собственность городского округа «<адрес>» и МУП «Транспорт», последнему передано и закреплено за ним на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество, в том числе линии водопровода <адрес>.
На основании требования прокурора от ДД.ММ.ГГГГ № руководителем Управления Роспотребнадзора по Сахалинской области вынесено решение о проведении внеплановой выездной проверки в отношении МУП «Транспорт» в период с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, которое направлено МУП «Транспорт» ДД.ММ.ГГГГ на адрес электронной почты, указанный на официальном сайте юридического лица и администрации Александровск-Сахалинского района. Получено МУП «Транспорт» в этот же день, о чем в материалах дела имеется отчет о доставке. Данные обстоятельства предприятием не оспариваются.
В период с 15 часов 30 минут ДД.ММ.ГГГГ по 16 часов 30 минут ДД.ММ.ГГГГ Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области в Александровск-Сахалинском, Тымовском и <адрес>х проведена внеплановая выездная проверка МУП «Транспорт» на предмет соблюдения требований к качеству водоснабжения потребителей <адрес>. При проведении проверки присутствовал представитель МУП «Транспорт» по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2
По результатам проверки были выявлены следующие нарушения:
- предприятие, деятельность которого связана с водоснабжением и эксплуатацией систем водоснабжения <адрес>, не осуществляет производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-профилактических мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, так как не представлена программа производственного контроля качества питьевой воды, протоколы лабораторных исследований качества питьевой воды за 2021 год (нарушение статей 11, 32 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункт 77 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21);
- использование водного объекта – водозабор <адрес> – в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения осуществляется без санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, так как не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам (нарушение статьи 18 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»);
- отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение проекта зон санитарной охраны водозабора <адрес> (нарушение пункта 1.13 СанПиН 2.14.1110-02);
- территория первого пояса зон санитарной охраны водозабора <адрес> не спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, не ограждена, к сооружениям отсутствуют дорожки с твердым покрытием (нарушение пункта 3.2.1. СанПиН 2.14.1110-02);
- качество воды в водозаборе <адрес> и распределительной сети <адрес>1 по санитарно-химическому показателю железо не соответствует гигиеническим нормативам; водоподготовка, обеспечивающая качество и безопасностью питьевой воды в распределительной сети в соответствии с гигиеническими нормативами, не применяется (нарушение положений статьи 19 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 91 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21.
Указанные нарушения отражены в акте выездной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ и послужили основанием для составления в отношении должностного лица – директора МУП «Транспорт» Василива А.В. протокола об административном правонарушении и привлечения его к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, установленные статьей 26.1 настоящего Кодекса.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и судебные инстанции обоснованно сочли, что директор МУП «Транспорт» Василив А.В. имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Деяние, совершенное Василивым А.В. образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка Василива А.В. в жалобе на решение судьи Александровск-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ не может повлечь отмену принятых по делу решений, поскольку согласно договору о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от ДД.ММ.ГГГГ, закрепленное за МУП «Транспорт» имущество, в том числе линии водопровода <адрес>, находится в его владении и пользовании.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и опровергаются представленными в дело доказательствами.
Иные доводы, в том числе и о неразрешении ходатайств, которые были заявлены Василивым А.В. должностному лицу, были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Василива А.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Административное наказание назначено Василиву А.В. в минимальном размере санкции статьи 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.12-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л:
постановление начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области в Александровск-Сахалинском, Тымовском и Ногликском районах от 29 декабря 2021 года, решение судьи Александровск-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 13 июля 2022 года, решение судьи Сахалинского областного суда от 16 сентября 2022 года, вынесенные в отношении директора муниципального унитарного предприятия «Транспорт» Василива Антона Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора Василива А.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя А.П. Дорохов