Дело № 2-3960/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 августа 2021 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Серищевой Л.М.
при секретаре Кехян А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Потапова Е.В. к ФКУ СИЗО-1 России по Калининградской области, УФСИН России по Калининградской области, ФСИН России, Министерству финансов РФ в лице УФК по Калининградской области о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Потапов Е.В. обратился в суд с иском, указав, что в период с < Дата > по < Дата > содержался в ФКУ СИЗО-1 г. Калининграда в ненадлежащих условиях. Так, не соблюдались нормы санитарно-бытовой площади 4 кв.м. на одного человека, что нарушало право на 8-ми часовой сон в ночное время. Указывает, что содержался в различных камерах, в которых содержалось по 12, 24 человека, площадь камеры составляла 7,8 кв.м. и 13,6 кв.м. В камерах отсутствовали вешалки для одежды, бачки для питьевой воды, раковины, кран расположен над унитазом, не было радиоточки, постельные принадлежности не выдавались, питание было занижено, стены камер покрыты плесенью, окна камеры закрыты металлическими жалюзи, вентиляция отсутствовала; из-за переполненности камеры спать приходилось по очереди, естественное освещение отсутствовало. Указал на факт доказанности переполненности камер Постановлениями ЕСПЧ. Все вышеперечисленное причинило ему моральный вред, выразившийся в физических и нравственных страданиях. В связи с чем, просит взыскать с ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области за счет казны РФ компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей.
Определением суда от < Дата > в соответствии со ст. 40 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечена ФСИН России.
Истец Потапов Е.В., содержащийся в < ИЗЪЯТО >, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не доставлен, поскольку действующим гражданско-правовым законодательством не предусмотрены этапирование и доставление лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, в судебные заседания для участия в рассмотрении гражданских дел. Потапову Е.В. судом разъяснена возможность и право довести до суда свою позицию по всем аспектам рассматриваемого дела путем направления письменных пояснений, а также право участия в деле через представителя, что предусмотрено ч. 1 ст. 48 ГПК РФ.
Представитель ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, ФСИН России по доверенности Шабаршина Ю.В. в судебном заседании исковые требования не признала, в удовлетворении иска просила отказать. Представлены письменные возражения.
Представитель ответчика ФСИН России, УФСИН России по Калининградской области по доверенности Васянович И.М. в судебном заседании исковые требования не признала, в удовлетворении иска просила отказать.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ в лице УФК по Калининградской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Федеральным Законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» определены порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Согласно ст. 4 Закона, содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ и не должны сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В соответствии с п. 9 ст. 17, ст.ст. 23, 24 названного Закона, лицам, содержащимся под стражей, гарантируется получение бесплатного питания, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение. Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, вентиляционным оборудованием. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
В соответствии со ст. 16 Федерального Закона от 15.07.1995 № 103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Пунктами 40-45 действующих Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 № 189, установлено, что подозреваемые и обвиняемые бесплатно во временное пользование обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами, камеры СИЗО оборудуются: одноярусными или двухъярусными кроватями; столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере, приточной и/или вытяжной вентиляцией, напольной чашей (унитазом), умывальником, радиодинамиком для вещания общегосударственной программы.
В судебном заседании установлено, что Потапов Е.В. содержался под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области с < Дата > по < Дата >, после чего убыл в ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области.
В обоснование исковых требований истец указывает, что на момент его содержания в ФКУ СИЗО-1 в камере не было: принудительной вентиляции помещений, санузла с соблюдением приватности, раковины; окна камер были заделаны железными жалюзи, в связи с чем, не было естественного освещения; постельные принадлежности не выдавались; камеры были переполнены, спать приходилось по очереди.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Из письменных возражений представителя ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области следует, что лица, содержавшиеся в учреждении, размещались в соответствии с Федеральным законом от 15.07.1995 № «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» из расчета 4 кв.м. на человека. Им предоставлялось индивидуальное спальное место.; обеспечивались постельными принадлежностями (матрацем, подушкой, одеялом), постельным бельем (двумя простынями, наволочкой), полотенцем, столовой посудой и столовыми приборами (миской, кружкой, ложкой). Санитарный узел был расположен в кабинке с дверью, отгороженный от жилой части камер перегородкой высотой не менее 1,5 метров, что обеспечивало достаточную степень изолированности и давало возможность пользоваться им в условиях приватности. Камеры СИЗО-1 были оборудованы в соответствии с Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно исполнительной системы, камеры обеспечены средствами радиовещания. Мебель в камерах была прикреплена к полу или стенам, острые углы скруглены. Каждому подозреваемому и обвиняемому предоставлялось время для непрерывного восьмичасового сна в ночное время.
В соответствии с Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации (приказ МВД РФ от 20.12.1995 № 486), камеры следственных изоляторов оборудовались столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству мест в камере, санитарным узлом, краном с водопроводной водой, розетками для подключения электроприборов, шкафом для продуктов, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, настенным зеркалом, бачком для питьевой воды, радиодинамиком для вещания общегосударственной программы, кнопкой для вызова представителя администрации, урной для мусора, светильниками дневного и ночного освещения, вентиляционным оборудованием, телевизором и холодильником (при наличии возможности), тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
Оконные проемы камер имели стандартные размеры и были остеклены. Конструкция окон позволяла обеспечитьг доступ свежего воздуха и читать при естественном освещении. Камеры были оборудованы как приточной вентиляцией с механическим побуждением, так и вытяжной вентиляцией с естественным побуждением. Учреждение было оборудовано хозяйственно-питьевым водопроводом и канализацией. В камерах предусмотрено рабочее и дежурное освещение. С 06-00 часов до 22-00 часов функционировало рабочее освещение, яркость которого соответствовала санитарным нормативам для чтения и письма. С 22-00 часов до 06-00 часов функционировало дежурное освещение пониженной яркости. Данный график освещения позволяет сотрудниками учреждения осуществлять контроль за лицами, находящимися в камерах, и не препятствует их нормальному сну.
В соответствии нормами действующего законодательства в учреждении проводилась санитарная обработка спецконтингента, заявителю предоставлялась возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут.
С целью недопущения распространения в камерах учреждения, в том числе и тех, где содержался заявитель, насекомых и грызунов, в соответствии с графиком, дезинфектором медицинской части учреждения проводились дезинфекционные и дезинсекционные мероприятия. При выявлении в камерах педикулеза, а так же при поступлении жалоб от заключенных, наличие клопов, тараканов и т.д. обработка камер проводилась незамедлительно.
Документация за < Дата > уничтожена в связи с истечением сроков хранения; сведений о проводимых прокурорских проверках, а также материалы данных проверок в учреждении не сохранились, информации по обращениям истца в органы прокуратуры не имеется.
Таким образом, права и законные интересы истца, по мнению представителя ФКУ СИЗО-1, нарушены не были, нормы действующего законодательства в период содержания в учреждении Потапова Е.В. были соблюдены.
Согласно письму ЦСЭН при УИН следует, что в < Дата > в ходе проверки санитарного состояния камер следственного изолятора, грубых нарушений санитарно-противоэмидемического режима не выявлено. Камеры обеспечены проточной водопроводной водой от городского водопровода. Вентиляция камер – естественная через оконные проемы. Отопление в камерах центральное. В камерах имеется естественное освещение через оконные проемы, также оборудовано искусственное освещение. В Камерах установлены 2-х ярусные кровати с постельными принадлежностями, оборудованы умывальники и унитазы. Уборка камер проводится силами подследственных 1 раз в день. Дезинфекционные мероприятия в камерах проводятся ежедневно в соответствии с графиком. Ежемесячно в изоляторе проводятся мероприятия по дезинсекции и дератизации всех помещений. Лица, содержащиеся в СИЗО обеспечивались питанием по нормам, утвержденным Советом Министров СССР и объявленным соответствующим приказом МВД СССР. Медчасть учреждения ежедневно контролировала составление меню-раскладки, ежедневно проводилась проверка качества приготовленной пищи, условий хранения.
При указанных обстоятельствах, достаточных и неопровержимых доказательств нарушений установленных законом норм материально-бытового обеспечения истца в период его содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области с < Дата > по < Дата >, по делу не установлено. Доказательств нарушения ответчиком указанных норм Потапов Е.В. суду также не представил.
Рассматривая доводы истца о переполненности камер и, как следствие, несоответствии требованиям о соблюдении нормы санитарной площади в камере на одного человека, суд приходит к следующему.
Согласно справке ФКУ СИЗО-1, в период с < Дата > по < Дата > имелся перелимит содержавшихся в следственном изоляторе лиц.
Также факт переполненности камер следственного изолятора в период < Дата >, установлен постановлениями Европейского суда по правам человека от < Дата > "Дело "Карасев Роман против Российской Федерации", от < Дата > "Дело "Майзит против Российской Федерации" и от < Дата > "Дело "Гладких против Российской Федерации", на которые ссылается истец.
Действительно факт переполненности камер следственного изолятора в рассматриваемый период имел место быть. Вместе с тем, каких-либо негативных последствий вследствие несоответствия условий содержания, истцом суду в нарушение ч. 1 ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Статьей 151 ГК РФ предусмотрено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может наложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению и возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Оценивая остальные доводы Потапова Е.В. о нарушении его прав в связи с не обеспечением постельными принадлежностями, отсутствием естественного освещения, радиоточки, бачков для питьевой воды, вешалок для белья; не соблюдение требований санитарных норм, суд считает их необоснованными. Помимо собственных утверждений истца об отсутствии материально-бытового обеспечения, никаких достоверных доказательств этому в деле нет, такие неопровержимые доказательства истец суду также не представил.
Принимая во внимание изложенное, и учитывая, что доказательств нарушения личных неимущественных прав истца в период его содержания в следственном изоляторе, равно как и доказательств причинения ему морального вреда действиями ответчиков в деле не имеется, оснований для удовлетворения исковых требований суд не усматривает, в связи с чем, в иске Потапову Е.В. следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Потапова Е.В. к ФКУ СИЗО-1 России по Калининградской области, УФСИН России по Калининградской области, ФСИН России, Министерству финансов РФ в лице УФК по Калининградской области о компенсации морального вреда, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 24 августа 2021 года.
Судья: