2-892/16 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Айкино |
18 августа 2016 года |
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Ермакова А.Е., при секретаре Злобине Р.Е., с участием истца Иванова С.Г., представителя истца Ивановой Н.К., ответчика Коюшева С.В., представителя ответчика Коняева И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова С. Г. к администрации городского поселения "Жешарт", Коюшеву С. В. о признании решения незаконным,
установил:
Иванов С.Г. обратился в суд с иском к администрации ГП "Жешарт" о признании незаконным акта согласования местоположения границы земельного участка, расположенного по адресу: <Адрес> с кадастровым номером <Номер>.
В обоснование указал, что данным решением ответчик нарушил его право на согласование границ земельного участка с кадастровым номером <Номер>, расположенным по адресу: <Адрес>.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен Коюшев С.Г., а также в качестве третьего лица ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Коми.
Третье лицо в письменном отзыве указало, что межевых планов в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <Номер> и <Номер> у органа кадастрового учета не имеется.
В судебном заседании истец и его представитель настаивали на удовлетворении предъявленного иска.
Представитель ответчика администрации ГП "Жешарт" в судебном заседании иск не признал, пояснив, что процедура согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером <Номер> проведена в соответствии с действующим законодательством.
Ответчик Коюшев С.В. в судебном заседании иск не признал ссылаясь на то, что границы принадлежащего ему земельного участка определены правильно.
Заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.3 ст.1 Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости", государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Законом сведений о недвижимом имуществе.
Земельный участок как объект права собственности и иных прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (п.3 ст.6 ЗК РФ).
Согласно ч.7 ст.38 Закона "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, а площадью земельного участка является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость (ч.8 ст.38 Закона "О государственном кадастре недвижимости").
Данные положения свидетельствуют о том, что земельный участок должен быть индивидуализирован на местности, представлять собой конкретно определенную вещь. При этом, границы участка должны быть описаны и удостоверены, в том числе посредством проведения в отношении каждого конкретного земельного участка землеустроительных работ. Установление границ земельного участка (межевание) является одним из средств его индивидуализации как объекта прав землепользования.
В силу п.9 ст.38 Закона "О государственном кадастре недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Установлено, что на основании постановления главы администрации пос.Жешарт <Номер> от <Дата> на имя Коюшева В.П. был выдан Государственный акт <Номер> на право пожизненного владения земельным участком для строительства и обслуживания жилого дома <Адрес>, площадью <...> кв.м.
В настоящее время земельный участок с кадастровым номером <Номер>, площадью <...> кв.м, расположенный по адресу: <Адрес>, зарегистрирован на праве общей долевой собственности (по 1/2 доли в праве) за Коюшевым С.В. и <Ф.И.О.>, о чем в ЕГРП внесены записи <Номер>, <Номер> от <Дата>. Согласно записи акта о смерти от <Дата> <Номер> <Ф.И.О.> умерла <Дата>.
Как следует из материалов дела, месторасположение границ земельного участка, принадлежащего <Ф.И.О.>, посредством определения координат характерных точек границ земельного участка установлено не было, в связи с чем, собственник земельного участка с кадастровым номером <Номер> начал проведение землеустроительных работ по установлению границ земельного участка.
Статьей 39 Закона "О государственном кадастре недвижимости" закреплено, что если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование); пожизненного наследуемого владения; постоянного (бессрочного) пользования; аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
На основании сведений, содержащихся в кадастровой выписке о земельном участке, кадастровым инженером, проводящим землеустроительные работы, установлено, что смежным участком является, в том числе, земельный участок площадью <...> кв.м. с кадастровым номером <Номер>, местоположение которого установлено относительно ориентира – жилого дома <Адрес>.
Согласно информации, предоставленной филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Коми, земельный участок площадью <...> кв.м. с кадастровым номером <Номер> был поставлен на учет <Дата> на основании Перечня ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала <Номер> пгт.Жешарт по состоянию на <Дата>, границы земельного участка не сформированы, сведения о правопритязаниях на данный земельный участок отсутствуют.
В силу п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, расположенными на территории поселения, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения, с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения (п.3 ст.3.3 Закона).
Правила землепользования и застройки на территории ГП "Жешарт" утверждены решением Совета ГП "Жешарт" от 27.12.2013 №3-15/456, следовательно, с этого момента администрация ГП "Жешарт" реализует полномочия собственника в отношении земельных участков расположенных на территории поселения, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, согласовывая <Дата> местоположение границ земельного участка с кадастровым номером <Номер>, администрация ГП "Жешарт" в лице её руководителя действовала в рамках предоставленных ей полномочий как собственника смежного земельного участка с кадастровым номером <Номер>.
При этом доводы истца о том, что действиями администрации ГП "Жешарт" в результате согласования границ земельного участка с кадастровым номером <Номер> нарушены его права, как собственника жилого помещения, расположенного на участке с кадастровым номером <Номер>, являющимся общей собственностью всех собственников жилых помещений многоквартирного дома <Адрес>, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
Установлено, что Иванов С.Г. является собственником жилого помещения – <Адрес>, о чем в ЕГРП сделана запись регистрации <Номер> от <Дата>.
Согласно ч.ч.3-5 ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 №12-П, в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещений вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, которое осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. При этом земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме с момента формирования земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета.
В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться ч.1 ст.36 ЖК РФ (п.67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Материалами дела не подтверждено и сторонами не отрицается, что с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом истец не обращался, не представлено истцом и доказательств, нарушения его прав владения и пользования этим земельным участком как собственника помещений в многоквартирном доме и законного владельца земельного участка с учетом увеличения при проведении землеустроительных работ площади земельного участка с кадастровым номером <Номер> на <...> кв.м. и одновременном уменьшении площади земельного участка с кадастровым номером <Номер> на <...> кв.м. относительно площадей земельных участков, стоящих на учете в кадастровом органе.
Кроме того, наличие у истца субъективного права на земельный участок не установлено в связи со следующим.
Статьей 16 ЖК РФ определены виды жилых помещений, имеющих отношение к понятию "многоквартирный дом". Основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.
В соответствии с ч.2 ст.49 ГрК РФ в Российской Федерации различаются многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, и жилые дома блокированной застройки - жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Таким образом, жилые дома блокированной застройки не относятся к многоквартирным.
Из материалов дела следует, что помещения общего пользования в жилом доме <Адрес> отсутствуют, каждая из 3 квартир жилого дома предназначена для проживания одной семьи и имеет самостоятельный выход. Следовательно, исходя из определения дома блокированной застройки, отдельный земельный участок каждого блока (квартиры) должен быть выделен из земельного участка общего пользования в пределах его границ.
Истец в нарушение ст.56 ГПК РФ не приводит доказательств, подтверждающих предоставление ему земельного участка в пределах земельного участка с кадастровым номером <Номер>, расположенным по адресу: <Адрес>, во владение и пользование на законных основаниях, с заявлением о выделении земельного участка ни истец, ни предшествующий собственник жилого помещения, в администрацию ГП "Жешарт" не обращались, доказательств обратному суду не представлено.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что истцом не доказано наличие у него субъективного права на земельный участок и факт противоправности действий администрации ГП "Жешарт" при согласовании границ иного земельного участка принадлежащего на праве собственности другому лицу, суд приходит к выводу, что иск Иванова С.Г. к администрации ГП "Жешарт", Коюшеву С.В. о признании акта согласования местоположения границ земельного участка подлежит оставлению без удовлетворения.
Вместе с тем при наличии прав на земельный участок и наличии препятствий к осуществлению правомочий пользования и владения участком истец не лишен права обращения в суд к собственнику смежного земельного участка с иском об установлении границ земельного участка.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Иванова С. Г. к администрации городского поселения "Жешарт", Коюшеву С. В. о признании акта согласования местоположения границы земельного участка, расположенного по адресу: <Адрес> с кадастровым номером <Номер> общей площадью <...> кв.м. незаконным – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий |
А.Е. Ермаков |
Мотивированное решение изготовлено 23 августа 2016 года.
|
|
|
|
|
|
|