дело № 2-4681/2011
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
01 ноября 2011 г. г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Гонтаря О.Э.,
при секретаре Воробей В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кондрацкой Е.А., Кондрацким А.А., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних К.А.А., К.А.А., к ФГУ «Калининградская КЭЧ района», ФГУ «Управление Балтийского флота», Министерству обороны РФ, ТУФА Росимущества по Калининградской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился в суд с иском, указывая, что в ДД.ММ.ГГГГ года в установленном действующим законодательством порядке, на основании решения жилищной комиссии войсковой части ему была предоставлена трёхкомнатная квартира <адрес> общей площадью 80,7 кв.м на состав семьи из 4-х человек.
Желая приватизировать указанное жилое помещение, Кондрацкой Е.А. и К.А.А., действуя в своих интересах и как законный представитель в интересах несовершеннолетних дочерей К.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратились в ФГУ «Калининградская КЭЧ района» и в Министерство обороны РФ с заявлением о бесплатной передаче им в собственность квартиры. Однако приватизировать квартиру, согласно Закону, в настоящее время они не имеют возможности, поскольку, согласно ответу начальника ФГУ «Калининградской КЭЧ района», в настоящее время органы военного управления, квартирно-эксплуатационные органы МО РФ не имеют полномочий заключать договоры передачи жилых помещений в собственность граждан.
Вместе с тем, согласно ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ они имеют право на безвозмездное получение в собственность вышеуказанной квартиры в соответствии с действующим законодательством.
Вселившись в установленном законом порядке в полученную по линии Министерства обороны в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно очередности, квартиру, истец и члены его семьи до настоящего времени лишены возможности реализовать свое право на безвозмездное получение ее в собственность в соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».
Принимая во внимание, что ранее они не участвовали в приватизации жилых помещений на территории РФ, полагали, что неопределенность сроков начала приватизации через ФГУ «Калининградскую КЭЧ района» МО РФ или иные органы МО может привести к нарушению их прав на бесплатную передачу в собственность занимаемого жилого помещения государственного жилищного фонда, или создать препятствия в реализации этого права.
На основании изложенного, истица Кондрацкой Е.А., истец К.А.А., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних дочерей К.А.А. и К.А.А., уточнив иск, просили признать за ними право собственности в порядке приватизации по 1/4 доли за каждым на жилое помещение площадью 80,7 кв.м, в том числе жилой площадью 49,9 кв.м по адресу: г. <адрес>.
В судебное заседание Кондрацкой Е.А., надлежащим образом извещённая о месте и времени слушания дела, не явилась, ходатайств не заявляла, в ходе судебного разбирательства исковые требования поддерживала в полном объёме по изложенным выше основаниям.
В судебном заседании К.А.А., действующий также как законный представитель несовершеннолетних К.А.А. и К.А.А., заявленные требования поддержал в полном объёме по изложенным выше основаниям.
В ходе рассмотрения дела ответчик ФГУ «Калининградская КЭЧ района» ликвидировано, о чем ДД.ММ.ГГГГ внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
Представители ответчика ФГУ «Управление Балтийского флота», надлежащим образом уведомленного о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не прибыли, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не заявляли, ранее по аналогичным делам представляли в суд отзывы, в которых против удовлетворения подобных исков не возражали, указывая, что ранее вопросом приватизации жилых помещений, занимаемых бывшими военнослужащими, занималось ФГУ «Калининградская КЭЧ района» МО РФ. На основании указания Департамента имущественных отношений МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ КЭЧ такого права была лишена. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в настоящее время в г. Калининграде не определен уполномоченный орган на передачу жилых помещений в порядке приватизации. По указанным основаниям не имеется возможности заключать договоры приватизации жилого помещения, в связи с чем право истцов может быть реализовано в порядке гражданского судопроизводства.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств и возражений по иску не предоставил, письмами от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ пояснил, что ФГУ «Калининградская КЭЧ района» МО РФ и Департамент имущественных отношений МО РФ не имеют полномочий для заключения договоров передачи жилых помещений в собственность физических лиц, однако Министерство обороны РФ в лице Департамента не возражает против оформления в собственность военнослужащих в порядке приватизации жилых помещений, занимаемых истцами, при наличии договора социального найма и всех подтверждающих право на приватизацию документов, в том числе в судебном порядке.
Представитель рассмотрении дела в его отсутствие, в представленном в суд отзыве указал, что поскольку полномочия на осуществление действий по приватизации указанной категории имущества ТУФА не наделены, вопрос об удовлетворении указанных требований оставляет на усмотрение суда.
Выслушав пояснения стороны истца, исследовав материалы дела в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.6 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие-граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Согласно ст.ст.1,2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом.
В силу статей 6, 7 указанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
Анализ приведенных положений Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» свидетельствует о том, что гражданам, занимающим по договору социального найма жилые помещения в государственном жилищном фонде, не может быть отказано в приобретении данных жилых помещений в собственность бесплатно на условиях, предусмотренных Законом.
В судебном заседании установлено, что согласно данным учетно-технической документации Калининградского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» жилое здание по <адрес> в г. Калининграде учтено за ФКП «Управление заказчика капитального строительства МО РФ», а <адрес> указанном доме находится на праве оперативного управления в данном ФКП.
Кроме того, как установлено в судебном заседании, истец К.А.А. является нанимателем <адрес> в г. Калининграде, в соответствии с договором социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ Указанная квартира была предоставлена истцу на состав семьи из четырёх человек: К.А.А., его супруга Кондрацкой Е.А., дочь К.А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, дочь К.А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения.
Согласно техническому описанию ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» <адрес> в г. Калининграде является трёхкомнатной, площадью квартиры с холодными помещениями 82,2 кв.м., общей площадью квартиры – 80,7 кв.м, жилой площадью 49,9 кв.м.
Согласно копии поквартирной карточки и лицевого счета квартиросъёмщика в указанной квартире зарегистрированы истец К.А.А., его жена Кондрацкой Е.А., их несовершеннолетние дочери К.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Таким образом, истцы в соответствии с требованиями законодательства РФ, занимают жилое помещение: квартиру по адресу: <адрес>, на законных основаниях и имеют право на бесплатную передачу занимаемого ими жилого помещения в собственность.
Жилое помещение, расположенное в домах, составляющих государственный жилищный фонд, в том числе ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, относящихся к федеральной государственной собственности, подлежит приватизации на основании ст. 2 Закона РФ о приватизации жилищного фонда в РФ. Жилое помещение, по поводу которого возник спор, к категории жилья, приватизация которого исключена законом, не относится.
Истец К.А.А. обращался в ФГУ «Калининградская КЭЧ района» с заявлением об оформлении договора приватизации занимаемого жилого помещения. Как видно из ответа начальника ФГУ «Калининградская КЭЧ района» от ДД.ММ.ГГГГ, в передаче истцам в собственность, заключении договора приватизации занимаемого жилого помещения отказано по основаниям отсутствия у органов военного управления, квартирно-эксплуатационных органов МО РФ полномочий заключать договоры передачи жилых помещений в собственность граждан.
В соответствии со ст. 57, 58 ГК РФ, Приказа Министра обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ» федеральное государственное учреждение «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ реорганизовано путем присоединения к нему, в том числе, ФГУ «Калининградской КЭЧ района» МО РФ, о чем ДД.ММ.ГГГГ внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ. Таким образом, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и указанием Департамента имущественных отношений МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время в г. Калининграде не определен уполномоченный орган на передачу жилых помещений в порядке приватизации. На заявление истца о заключении договора приватизации Министерством обороны РФ ответ в предусмотренный законом месячный срок не дан.
Таким образом, отсутствие органа, уполномоченного решать вопрос о передаче занимаемого истицами жилого помещения в собственность в порядке приватизации, лишает последних возможности реализовать предоставленное Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» право на приватизацию занимаемого жилого помещения в установленном данным законом порядке.
Из имеющихся в материалах дела документов, представленных истцом, следует, что К.А.А., являющийся военным пенсионером, а также Кондрацкой Е.А., К.А.А. и К.А.А. ранее не участвовали в приватизации жилых помещений на территории РФ, и не являются собственниками жилых помещений, приобретенных в порядке приватизации.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, выраженной в Постановлении Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием, при этом требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нём лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования истцов К.А.А., Кондрацкой Е.А., К.А.А., К.А.А. о признании за ними права общей долевой собственности в порядке приватизации (по 1/4 доли за каждым) на трёхкомнатную <адрес>, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кондрацкой Е.А., Кондрацким А.А., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних К.А.А., К.А.А., удовлетворить.
Признать за Кондрацкой Е.А., Кондрацким А.А., К.А.А., К.А.А. право общей долевой собственности в порядке приватизации (по 1/4 доли в праве за каждым) на трёхкомнатную <адрес>, площадью квартиры с холодными помещениями 82,2 кв.м., общей площадью <адрес>,7 кв.м, жилой площадью 49,9 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья О.Э.Гонтарь