РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 января 2022 года г. Богородицк Тульской области
Богородицкий межрайонный суд Тульской области в составе:
председательствующего Илюшкиной О.А.,
при секретаре Павловой М.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-98/2022 по иску Черновой Т.В. к администрации МО Бегичевское Богородицкого района Тульской области, администрации МО Богородицкий район Тульской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
установил:
Чернова Т.В. обратилась в суд с иском к администрации МО Бегичевское Богородицкого района Тульской области, администрации МО Богородицкий район Тульской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований истец указал, что она проживает в одноквартирном жилом доме общей площадью <данные изъяты> кв. м, жилой площадью <данные изъяты> кв. м, площадью (веранд, террас) <данные изъяты> кв. м, расположенном по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ на условиях социального найма жилого помещения на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с администрацией МО Бегичевское Богородицкого района. Ранее она участия в приватизации жилья не принимала.
Данное жилое помещение является муниципальной собственностью, состоит в реестре муниципального имущества МО Бегичевское Богородицкого района.
Истец полагает, что отказ администрации в передаче в собственность указанного жилья, и тот факт, что право собственности на жилой дом не зарегистрировано не должно умалять их жилищные права, в том числе и на приватизацию занимаемого жилого помещения.
На основании изложенного, истец просит суд признать за ней, Черновой Т.В., право собственности на одноквартирный жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв. м, жилой площадью <данные изъяты> кв. м, площадью (веранд, террас) <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
Истец Чернова Т.В.. в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в представленном в адрес суда заявлении просила о рассмотрении данного дела в ее отсутствие, указав, что заявленные требования поддерживает, просит их удовлетворить.
Представители ответчиков администрации МО Бегичевское Богородицкого района Тульской области, администрации МО Богородицкий район Тульской области в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, возражений не представили, в представленном в адрес суда заявлении просили о рассмотрении данного дела в отсутствие представителя, против удовлетворения исковых требований не возражают.
На основании ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся сторон, их представителей.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно частям 1, 2, 3 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Согласно ст.217 ГК Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
На основании ст.20 ГК Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии с п.13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция РФ предоставила каждому, кто законно находится на территории РФ, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ст.27 ч.1, ст.40 ч.1).
В соответствии со ст. 60 ЖК Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Как установлено судом, Чернова Т.В. проживает и зарегистрирована в одноквартирном жилом доме общей площадью <данные изъяты> кв. м, жилой площадью <данные изъяты> кв. м, площадью (веранд, террас) <данные изъяты> кв. м, расположенном по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ, одна, является нанимателем данного жилого помещения на основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № и дополнительного соглашения к данному договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, на ее имя открыт лицевой счет, что подтверждается копией паспорта истца, выписками из лицевого счета и домовой книги, копией договора социального найма жилого помещения, копией дополнительного соглашения к договору социального найма жилого помещения.
По данным Единого государственного реестра недвижимости сведений о зарегистрированных правах на указанное недвижимое имущество не имеется. Отсутствие в ЕГРН сведений о правах на указанный объект следует из выписок из ЕГРН Управления Росреестра по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, а также содержания справки – паспорта для приватизации от ДД.ММ.ГГГГ.
Данная квартира состоит в реестре муниципального имущества МО Бегичевское Богородицкого района, что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества МО Бегичевское Богородицкого района от ДД.ММ.ГГГГ №.
Изложенные обстоятельства позволяют отнести спорное жилое помещение к муниципальной собственности.
Согласно технической инвентаризации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ одноквартирный жилой дом по адресу: <адрес> имеет общую площадь <данные изъяты> кв. м, жилую площадь <данные изъяты> кв. м, площадь (веранд, террас) <данные изъяты> кв. м.
Решением заместителя главы администрации МО Бегичевское Богородицкого района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в приватизации, рекомендовано обратиться в суд для реализации своего права в соответствии с законом.
Судом установлено, что истец не может реализовать свое право, получила отказ администрации в передаче жилья в собственность в порядке приватизации.
Правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище, и в связи с этим устанавливающего объективные критерии бесплатной передачи в собственность граждан Российской Федерации занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде установлены Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Судом установлено, что спорная квартира отнесена к муниципальному жилищному фонду, соответственно подлежит приватизации.
Как установлено судом, спорное жилое помещение предоставлено на условиях договора социального найма, решения о передаче спорного имущества в частную собственность истца его собственником не принималось.
Статьями 6,7 названного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
В соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Согласно разъяснениям постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", содержащимся в пункте 4, разрешая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 года) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья. Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу статьи 18 названного Закона, поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулировавшее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения. Это положение не должно применяться, если правопреемники, изменившие форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, на свои средства построили либо приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора о приватизации, в том числе и после введения в действие статьей 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции Закона от 23 декабря 1992 года).
То обстоятельство, что право собственности за МО на спорную квартиру не зарегистрировано, не может являться ограничением жилищных прав граждан, в том числе их права на приватизацию законно занимаемого жилого помещения, не имеющем статуса общежития, служебного жилого помещения, не находящегося в аварийном состоянии.
Исходя из смысла преамбулы и ст. 1, 2 указанного закона гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию занимаемого им по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Чернова Т.В. ранее не принимала участие в приватизации жилья, что подтверждается выпиской из ЕГРН о правах данного лица на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая во внимание, что Чернова Т.В. имеет право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения, пользуется спорным жилым помещением на законном основании и в соответствии с его назначением, ранее участия в приватизации жилья не принимала, проживает в данном помещении, исполняя надлежащим образом свои обязанности нанимателя, то согласно положениям Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» спорная квартира подлежит приватизации.
При таких обстоятельствах, исковые требования являются обоснованными, основаны на законе и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░. ░, ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░. ░, ░░░░░░░░ (░░░░░░, ░░░░░░) <░░░░░░ ░░░░░░> ░░. ░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░