Дело № 2-1-3285/2022
64RS0042-01-2022-005135-73
Решение
именем Российской Федерации
28 сентября 2022 года г. Энгельс
Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи ФИО7
при секретаре судебного заседания ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению первого заместителя прокурора Саратовской области в интересах ФИО1 к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области об обеспечении пригодным для проживания помещении,
установил:
Первый заместитель прокурора Саратовской области обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области об обеспечении пригодным для проживания помещении.
Требования истец обосновывают тем, что ответчиком ФИО1 по договору найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от ДД.ММ.ГГГГ, предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда по адресу: <адрес>, однако данное жилое помещение не отвечает установленным строительным (техническим) и санитарным нормам и правилам, не пригодно для постоянного проживания, что подтверждается заключением ООО «НИЛСЭ» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Указывает, что прокуратурой Саратовской области проведена проверка по обращению ФИО1 по вопросу соблюдения министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее - министерства) жилищных прав заявителя. Как показала проверка, ФИО1 относится к категории детей-сирот. Министерством ДД.ММ.ГГГГ заявителю предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда по вышеуказанному адресу.
В соответствии с заключением ООО «НИЛСЭ» от ДД.ММ.ГГГГ фактический износ жилого дома на дату проведения экспертного исследования составляет 14 %. Так, на уровне второго и третьего этажей первого подъезда со стороны несущей стены, расположенной между подъездами, имеются трещины, расположенные по замкнутой линии. С наружной стены лицевого фасада имеются трещины (разрыв) оконного заполнения лоджии, расположенные в вертикальной плоскости трещин второго и третьего этажей. Со стороны второго подъезда вдоль наружных стен имеются сквозные трещины между конструкциями стен и отмостки. В верхней части лицевого фасада стены имеются трещины, расположенные по всей длине здания. Данные дефекты связаны с осадкой конструкций фундаментов строения. Исходя из того, что жилой дом окружает территория с постоянным воздействием воды, возможны дальнейшие процессы осадки и увеличения трещин.
В жилом помещении, представленном ФИО1 по договору найма специализированного жилого помещения, в процессе его эксплуатации обнаружены отклеивание обойных полотен, наличие налета темного цвета («положительно грибок), характерных для воздействия влаги на поверхность конструкций. Со стороны расположения перегородки между жилой комнатой и кухней нижней части имеются аналогичные следы воздействия влаги. На поверхности пола жилой комнаты с покрытием из линолеума имеются дефекты в виде наличия деформации покрытия из линолеума и наличия воды на поверхности пола, расположенного под диваном, характерные для воздействия влаги на поверхность конструкций пола. Оконный проем заполнен конструкцией оконного блока из ПВХ профиля. На внутренней поверхности оконного блока и подоконной доске имеются дефекты в виде скопления воды, характерные для воздействия влаги на поверхность конструкции, в связи с чем проживание в квартире невозможно. Вышеуказанные недостатки также отражены в экспертном исследовании ООО «НИЛСЭ».
Таким образом, министерством надлежащим образом обязанности по обеспечению лица из числа детей-сирот жилым помещением, к соответствующим установленным строительным (техническим) и санитарным нормам и правилам, для постоянного проживания не исполнены.
Кроме того, согласно информации Управления Роспотребнадзора по <адрес> относительная влажность в квартире не соответствует СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». Измеренная относительная влажность в квартире составила 65,4-67,4 % при допустимой норме не более 60 %.
Требования для жилых помещений специализированного жилищного фонда установлены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Однако министерством данные требования должным образом не исполнены, ФИО1 представлено жилое помещение, не отвечающее требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства. Следовательно, обязанность по обеспечению жилищных прав ФИО1 исполнена министерством ненадлежащим образом.
Просит расторгнуть договор найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., на предоставление для проживания жилого помещения по адресу: <адрес>; обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области предоставить ФИО1 жилое помещение, общей площадью не менее 30 кв.м., пригодное для проживания, отвечающее требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда Саратовской области взамен предоставленного жилого помещения по адресу: Саратовская ДД.ММ.ГГГГ
Представитель процессуального истца ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Материальный истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, просила в иске отказать, указала, что на момент заключения договора дом был пригодный для проживания. В процессе эксплуатации выявлены дефекты, сотрудниками Министерства данные дефекты и несоответствия не могли быть выявлены ранее.
Третье лицо Министерство финансов Саратовской области, администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки неизвестна.
Суд счел возможным рассмотреть заявление в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению в следующем объеме по следующим основаниям.
В силу положений ст. 123 Конституции РФ и ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены подпунктами "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей.
С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом право носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом. Ненадлежащее исполнение соответствующим органом власти установленных законом обязанностей не может служить препятствием для реализации гражданином его прав, в том числе жилищных.
Из положений ч. ч. 1, 2 ст. 52 ЖК РФ следует, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как признание гражданина малоимущим и нуждающемся в предоставлении жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Специализированный жилищный фонд - это совокупность помещений, которые предназначены для проживания отдельных категорий граждан и предоставляются из состава государственного или муниципального жилищного фондов по определенным правилам (п. 2 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ). К специализированному жилищному фонду относятся, в том числе жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ч. 1 ст. 92 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах, содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказ родителей взять своих детей из воспитательных лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Федеральным законом от 20 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» были внесены изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (п.1). Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с п. 1 настоящей статьи, составляет пять лет (п.6). По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8).
Согласно ст. 3 Закона Саратовской области от 02.08.2012 г. № 123-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если в соответствии со статьей 4 настоящего Закона их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного государственного жилищного фонда области по договорам найма специализированных жилых помещений (п. 1). Предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, осуществляется, если имеется хотя бы одно из следующих условий: 1) местом регистрации их рождения является Саратовская область; 2) местом их выявления и первичного устройства в семью или на воспитание в соответствующее учреждение является Саратовская область; 3) лица, у которых они находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемных семьях на основании решения органов опеки и попечительства, проживали на территории Саратовской области; 4) учреждения, в которых они находились на воспитании и полном государственном обеспечении, расположены в Саратовской области (п.2). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее - лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет), до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.3). Если лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет, с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным настоящим Законом, то указанные граждане не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области (п.4). Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области для одиноко проживающего гражданина (п. 5).
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 ранее имела статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком ФИО1 по договору найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда, общей площадь. 33,4 кв.м., по адресу: <адрес>
Строительство жилого дома по адресу: <адрес> - осуществляло ООО «Современные технологии строительства» на основании заключенного с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области государственного контракта на участие в долевом строительстве жилых помещений с последующим переходом в государственную собственность Саратовской области, по условиям которого предметом договора является участие в строительстве однокомнатных квартир по адресу: <адрес>. Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «Современные технологии строительства» прекратило свою деятельность в качестве юридического лица. Управление МКД осуществляло ООО «Дом Сервис» до признания его решением Арбитражного суда Саратовской области признано банкротом, после чего управление МКД осуществляет ООО «УК Скала».
Многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> не отвечает требованиям, установленным строительным (техническим) и санитарным нормам и правилам, что подтверждается заключением ООО «НИЛСЭ» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Как следует из экспертного заключенного от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «НИЛСЭ», фактический износ жилого дома на дату проведения экспертного исследования составляет 14 %. Так, на уровне второго и третьего этажей первого подъезда со стороны несущей стены, расположенной между подъездами, имеются трещины, расположенные по замкнутой линии. С наружной стены лицевого фасада имеются трещины (разрыв) оконного заполнения лоджии, расположенные в вертикальной плоскости трещин второго и третьего этажей. Со стороны второго подъезда вдоль наружных стен имеются сквозные трещины между конструкциями стен и отмостки. В верхней части лицевого фасада стены имеются трещины, расположенные по всей длине здания. Данные дефекты связаны с осадкой конструкций фундаментов строения. Исходя из того, что жилой дом окружает территория с постоянным воздействием воды, возможны дальнейшие процессы осадки и увеличения трещин.
Судом по инициативе ответчика была назначена судебная строительно-техническая экспертиза в ООО «Прайдэксп». Согласно выводам экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ №.22 жилое помещение по адресу: <адрес> для постоянного проживания людей не пригодно, в помещениях квартиры в холодный период года не созданы минимально допустимые параметры микроклимата.
Также в судебном заседании был допрошен эксперт ФИО5, который пояснил, что в силу того, что повреждения, которые были установлены экспертизой, появились в течении длительного срока эксплуатации, на момент сдачи дома, приемки этого дома в эксплуатацию, они могли быть скрыты, невидимы; дефекты являются значимыми и неустранимыми, а именно: промерзают стены, теплопередачи недостаточно, но, по какой причине это происходит, на момент проведения экспертизы установить было невозможно; данный дом имеет эксплуатационные дефекты, такие как деформация, провалы, трещины, которые не влияют на механическую безопасность этого дома, однако дефекты, касающиеся того, что стены промерзают, могут быть устранены только путем увеличения теплопередачи стен, а если это утепление производить, то это внесение изменений в несущие конструкции, то есть фактически это реконструкция, которая должна производиться по отдельно разработанному проекту. Данный дом не упадет, но, что бы жить в нормальных условиях, его нужно утеплить.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу ч. 3 ст. 86 ГПК РФ заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 настоящего Кодекса.
Вместе с тем, оценивая по правилам ст. 67 ГПК РФ заключение эксперта по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд кладет в основу своих выводов данное заключение, так как заключение составлено экспертом, предупрежденными об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ, незаинтересованным в исходе дела, с соблюдением формы, имеет необходимые реквизиты, согласуется с другими доказательствами, представленными сторонами и исследованными в ходе судебного разбирательства.
У суда нет оснований ставить под сомнение достоверность данных проведенной судебной экспертизы, исходя из вида экспертного учреждения, опыта эксперта и квалификации и примененных методик исследования, ясности выводов, отсутствия противоречий, внешнего вида документов и их содержания, поэтому суд принимает результаты судебной экспертизы в качестве допустимого доказательства и берет его за основу при определении непригодности для постоянного проживания людей помещения квартиры по адресу: <адрес> в холодный период года в связи с отсутствием минимально допустимых параметров микроклимата.
Выводы экспертного заключения ООО «Прайдэксп» не противоречат выводам экспертного заключения ООО «НИЛСЭ», представленного в материалы дела процессуальным истцом.
Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес> непригодно для постоянного проживания людей в холодный период года в связи с отсутствием минимально допустимых параметров микроклимата.
Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
Требования для жилых помещений специализированного жилищного фонда установлены Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 42.
Согласно п. 4 указанного Постановления жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
С учетом установленных обстоятельств в совокупности с представленными суду доказательствами суд приходит к выводу о том, что предоставленное истцу по договору найма из специализированного государственного жилищного фонда Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по адресу: <адрес>, не отвечает нормативным требованиям, техническим нормам и правилам действующего законодательства, что в дальнейшем может негативно отразиться на использовании квартиры по назначению и может создать угрозу жизни, здоровью граждан.
По существу действия ответчика по непредоставлению ФИО1 по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области, пригодного для проживания, отвечающего требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям взамен ранее предоставленного жилого помещения, не отвечающего указанным требованиям, суд расценивает как невыполнение Министерством возложенной на него законом обязанности обеспечения прав и законных интересов вышеуказанной категории детей, к которой относится истец, что свидетельствует о наличии у истца права на предоставление иного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области, пригодного для проживания, отвечающего требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно п. 16 договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Министерством и ФИО1, может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон.
Принимая решение о возложении обязанности на ответчика предоставить ФИО1 жилое помещение, общей площадью не менее 30 кв.м., пригодное для проживания, отвечающее требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда <адрес> в <адрес> взамен предоставленного жилого помещения по адресу: <адрес>, суд исходит из наличия угрозы жизни и здоровью проживающего, то есть объективной нуждаемости истца в другом жилом помещении, неисполнении уполномоченным органом обязанности по предоставлению жилого помещения взамен жилого помещения, не отвечающего вышеуказанным требованиям закона.
Доводы ответчика о том, что на момент заключения договора найма жилого не было видимых недостатков квартиры, не могут служить основанием к отказу в удовлетворении исковых требований, поскольку ответчик должен был обеспечить ФИО1 жилым помещения, отвечающим требованиям закона, санитарным и техническим нормам.
С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В судебном заседании установлено, что по ходатайству ответчика проведена судебная экспертиза стоимостью 38 000 рублей, которая на день рассмотрения дела по существу не оплачена.
С учетом того, что суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований к ответчику, с ответчика в пользу общества с ограниченной ответственностью «Прайдэксп» подлежат взысканию расходы по оплате судебной экспертизы в размере 38 000 рублей
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования первого заместителя прокурора Саратовской области в интересах ФИО1 к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области об обеспечении пригодным для проживания помещении удовлетворить.
Расторгнуть договор найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., на предоставление для проживания жилого помещения по адресу: <адрес>
Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> (ИНН № предоставить ФИО1 (ИНН №) жилое помещение, общей площадью не менее 30 кв.м., пригодное для проживания, отвечающее требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда Саратовской области в г. Энгельсе взамен предоставленного жилого помещения по адресу: <адрес>
Расходы по оплате судебной экспертизы в размере 38 000 рублей взыскать в пользу общества с ограниченной ответственностью «Прайдэксп» (ИНН №) с Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (ИНН №).
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд Саратовской области.
Мотивированное решение суда составлено 05.10.2022 г.
Судья ФИО8