Решение по делу № 2-2354/2023 от 20.02.2023

Дело

42RS0-67

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд города Новокузнецка Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Оленбург Ю.А.

При секретаре Забеловой К.Ю.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новокузнецке

14 сентября 2023 г.

Дело по иску Стешиной В. А.,Смелякова В. А.,Кожемякина М. А. к Администрации Новокузнецкого городского округа о признании права на предоставление социальной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с иском к Администрации г.Новокузнецка о признании права на выделение денежных средств на переселение с подработанных территорий, получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ.

Требования мотивированы тем, что принадлежащий им дом по <адрес>, полученный по наследству после смерти отца Кожемякина А.В.,находится на подработанной территории ликвидированной «Шахты им.Димитрова». Они обращались в Администрацию <адрес> по поводу признания права на получение данной выплаты. Однако ответчиком было отказано в признании данного права.

В судебном заседании представитель истцов Рыбаков К.Н., действующий на основании доверенности, поддержала заявленные исковые требования.

Представитель Администрации г.НовокузнецкаШилова А.Е., действующая на основании доверенности, возражала против исковых требований.

Определением Центрального районного суда г.Новокузнецка в качестветретьего лица, не заявляющего самостоятельных требований было привлечено Министерство энергетики РФ.

Представитель Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил возражения на исковое заявление.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно ст.5 Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев).

Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 года № 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 20.06.1996 года № 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, среди которых предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития, в частности снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого.

Согласно Правилампредоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 года № 428 "О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" на реализацию программ местного развития местным бюджетам шахтерских городов предоставляются межбюджетные трансферты за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с п. 5 указанных Правил межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий: содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

Согласно п.8 Правил содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.

Основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются:

- рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;

- государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению;

- снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье.

Предусмотренный настоящим пунктом перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим.

(данные абзацы введены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2016 № 976)

Согласно п. 9 Правил, размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).

Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.

Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.

Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2008 года № 266-0-0, положения Правил направлены на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.

Из анализа ст.12 Федерального закона от 17.07.1999г. №178 «О государственной социальной помощи» следует, что социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, то есть имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказание материальной помощи определенным слоям населения.

Предоставление социальной выплаты – это одна из форм социальной защиты граждан подлежащих переселению из ветхого жилья ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющем иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.

Государственное предприятие «Шахта имени Димитрова» было ликвидировано на основании Постановления Правительства РФ от 01.07.1996. №767, а 25 сентября 2003 г. в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации юридического лица ГП «Шахта имени Димитрова» в связи с его ликвидацией.

По запросу председателя ликвидационной комиссии шахты им. Димитрова СФ ВНИМИ было проведено обследование местности и домов для определения технического состояния жилья в районе расположения условно-опасных зон и в зоне подработки.На дату ликвидации шахты в 1999г. были составлены Списки домов, находящихся на подработанных территориях, ставших в результате ведения горных работ не пригодными для проживания по критериям безопасности, и лиц, проживающих там.

Согласно заключению СФ ВНИМИ от 17.06.1999 г. по результатам обследования территории по запросу ликвидационной комиссии шахты им. Димитрова, дом по <адрес>, был отнесен к числу домов, расположенных в зоне влияния подработки и на ее границе, построенных до их подработки, подработанным.

В списке подработанных домов и граждан, проживающих в них, составленных ликвидационной комиссией ГП «Шахта им. Димитрова» в июле 1999 г., значится Кожемякин А.В.

Кожемякин А.В. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти. Социальная выплата для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, Кожемякину А.В. предоставлена не была. Размер такой выплаты также не определялся, соглашения с Кожемякиным не заключалось.

Установлено, что истцы Стешина В.А., Смеляков В.А., Кожемякин М.А. являются детьми Кожемякина А.В., и на основании свидетельств о праве на наследство после смерти Кожемякина А.В. в настоящее время являются собственниками жилого дома по <адрес> (по 1\3 доле каждый).

Как следует из домовой книги, истцы были зарегистрированы в указанном доме по <адрес>, после оформления ими права собственности - в 2015г.

Материалами дела подтверждается, что ранее, до оформления наследственных прав, истцы в доме по <адрес>, не проживали. Их родители жили раздельно, и они проживали с матерью.

Так, истцы проживали в жилом помещении в <адрес>,34-15, которое приобрели на основаниидоговораприватизации от 30.08.2001г. в общую собственность. Право собственности прекращено 05.02.2002г.

На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ истцы являются собственниками жилого помещения по <адрес>1 в г.<адрес>ю 51,9 кв.м.

Приказом Администрации Куйбышевского района от 24.06.2004г. была установлена опека над Кожемякиным М.А., Кожемякиной В.А., Смеляковым В.А. Закреплено жилье по <адрес>1. Основанием установления опеки указано, что местонахождение отца Кожемякина А.В. – не определено, мать Смелякова С.Е. воспитанием детей не занимается.

После смерти матери Смеляковой С.Е., приказом Управления опеки и попечительства Администрации <адрес> от 28.12.2012г. Кожемякин М.А. был назначен опекуном Смелякова В.А., Кожемякиной В.А.

Таким образом, из представленных документов следует, что на дату ликвидации угольного предприятия, обследования домов и составления списков истцы не проживали в доме по <адрес>, не имели самостоятельных прав на этот дом, а имели право собственности на иное помещение, где и проживали.

С учетомустановленных в совокупности, суд приходит к выводу, что отсутствуют необходимые условия для признания за истцами права на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья, взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ликвидируемой шахтой им. Димитрова.

Доводы истцов о признании за ними такого права в порядке наследования после смерти отца признаются несостоятельными.

В силу положений ст.1112 ГК РФ не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.

Право на социальную выплату на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасноёсти в результате ведения горных работ, носит личный характер, имеет целью защиту жилищных прав лица, жилое помещение которого стало непригодным для проживания, тесно связано с личностью владельца жилого помещения и членов его семьи, постоянно проживающих в помещении.

Поскольку соглашение с Кожемякиным А.В. относительно приобретаемого помещения взамен утраченного не заключалось, размер социальной выплаты не был определен, у наследников не возникло имущественного права требовать получения такой выплаты в порядке наследования.

С учетом изложенного, в удовлетворении требований о признании права на социальную выплату,о включении в списки на предоставление такой выплаты, и соответственно, о выплате следует отказать.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных исковых требований Стешиной В. А.,Смелякова В. А.,Кожемякина М. А. отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Составление мотивированного решения откладывается на срок пять дней.

    Председательствующий                                          Оленбург Ю.А.

    Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ

    Судья                                                                      Оленбург Ю.А.

2-2354/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Смеляков Вадим Андреевич
Стешина Виктория Андреевна
Кожемякин Максим Андреевич
Ответчики
Администрация Новокузнецкого городского округа
Другие
Министерство энергетики РФ
Суд
Центральный районный суд г. Новокузнецк Кемеровской области
Дело на сайте суда
centralny.kmr.sudrf.ru
20.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.02.2023Передача материалов судье
21.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.04.2023Подготовка дела (собеседование)
06.04.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
26.04.2023Предварительное судебное заседание
26.04.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
01.06.2023Предварительное судебное заседание
01.06.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.06.2023Предварительное судебное заседание
28.06.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
14.09.2023Предварительное судебное заседание
14.09.2023Судебное заседание
20.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее