РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Город Саянск 28 февраля 2018 года
Дело № 2-102/2018
Саянский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Маничевой С.С., при секретаре Пастушкове А.В., с участием представителя истицы по доверенности Ливановой О.В., представителя муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 10 «Дюймовочка» и третьего лица на стороне ответчика муниципального казенного учреждения «Управление образования администрации муниципального образования «город Саянск» Разводовской А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым требованиям Валеевой Татьяны Борисовны к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 10 «Дюймовочка» о взыскании недоначисленной заработной платы,
установил
В Саянский городской суд Иркутской области с иском к своему работодателю - муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 10 «Дюймовочка» (далее - детский сад, ответчик) 10 января 2018 года обратилась истица Валеева Т.Б., которая просила суд признать незаконным не начисление ей ответчиком заработной платы с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Иркутской области сверхустановленной региональным соглашением минимальной заработной платы в Иркутской области. И истица просила взыскать в свою пользу с ответчика недоначисленную ей сумму заработной платы за период с 01 декабря 2016 года по 31 марта 2017 года в размере 21992,28 рублей.
В обоснование иска Валеева Т.Б. в исковом заявлении и представитель истицы Ливанова О.В. в судебном заседании с приложением соответствующих документов указали, что Валеева Т.Б. работает в детском саду на территории г. Саянска Иркутской области с 28 ноября 2016 года в должности помощника воспитателя, с 18 января 2017 года переведена на должность машиниста по стирке и ремонту спецодежды, с 07 февраля 2017 года по март 2017 года работала по совместительству на 0,5 ставки в должности уборщика производственных и служебных помещений. Месячная заработная плата начислялась детским садом истице пропорционально отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей), с чем истица согласна, однако районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате учитывались ответчиком, на которого распространяется региональное соглашение о минимальной заработной плате в Иркутской области, не сверх установленной таким региональным соглашением минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, а включались в состав минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, чем ответчиком нарушались положения ч. 11 ст. 133.1 ТК РФ в конституционно-правовом смысле, выявленном Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 № 38-П, о том, что месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с ч. 3 и ч. 4 ст. 48 ТК РФ или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном ч.ч. 6-8 ст. 133.1 ТК РФ, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности). Вследствие этого нарушения ответчиком, в отношении которого действовало региональное соглашение о минимальной заработной плате в Иркутской области, истице Валеевой Т.Б. недоначислена заработная плата за период с 01 декабря 2016 года по 31 марта 2017 года в размере 21992,28 рублей.
Представитель ответчика муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 10 «Дюймовочка» и третьего лица муниципального казенного учреждения «Управление образования администрации муниципального образования «город Саянск», осуществляющего полномочия органа местного самоуправления в сфере образования и являющегося главным распорядителем финансовых бюджетных средств в сфере образования, по доверенностям Разводовская А.С. сообщила о непризнании исковых требований Валеевой Т.Б. ответчиком и третьим лицом на стороне ответчика, подтвердила предоставленные истцовой стороной сведения о работе Валеевой Т.Б. в детском саду на территории г. Саянска Иркутской области и пояснила, что детским садом, в отношении которого действовало региональное соглашение о минимальной заработной плате в Иркутской области, месячная заработная плата в указанный истицей период начислялась ей пропорционально отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей), при этом районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате учитывались ответчиком не сверх установленной региональным соглашением минимальной заработной платы в Иркутской области, а включались в состав минимальной заработной платы в Иркутской области, что, по мнению ответной стороны, соответствовало действовавшему законодательству, в том числе положениям ч. 11 ст. 133.1 ТК РФ, иной конституционно-правовой смысл которых был выявлен позже Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 № 38-П.
Поэтому ответчик и третье лицо считают, что месячная заработная плата Валеевой Т.Б. за период с 01 декабря 2016 года по 31 марта 2017 года, то есть до принятия Конституционным Судом РФ Постановления от 07 декабря 2017 № 38-П, была начислена правильно и в удовлетворении исковых требований истице следует отказать. Расчет, предоставленный Валеевой Т.Б., суммы недоначисленной ей заработной платы за период с 01 декабря 2016 года по 31 марта 2017 года в размере 21992,28 рублей является правильным только в случае начисления ей в указанный период месячной заработной платы с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Иркутской области сверх установленной региональным соглашением минимальной заработной платы в Иркутской области. А поскольку ответчик и третье лицо не согласны с таким порядком начисления работникам месячной заработной платы до декабря 2017 года, они считают, что задолженности по начислению месячной заработной платы Валеевой Т.Б. в период с 01 декабря 2016 года по 31 марта 2017 года не имеется.
Принимая во внимание позиции по делу сторон, третьего лица на стороне ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о необходимости полного удовлетворения исковых требований Валеевой Т.Б. в связи с далее изложенным.
В ч. 1 ст. 129 ТК РФ приведено понятие заработной платы работника, которая определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с ч. 2 ст. 146 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
Согласно ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В ч. 3 ст. 133 ТК РФ приведено положение о том, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Сумма минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с 1 июля 2016 года составляла 7500 рублей в месяц (ст. 1 Федерального закона от 02 июня 2016 № 164-ФЗ), с 1 июля 2017 года - 7800 рублей в месяц (ст. 1 Федерального закона от 19 декабря 2016 № 460-ФЗ), с 1 января 2018 года - 9489 рублей в месяц (ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2017 № 421-ФЗ).
В силу ч. 11 ст. 133.1 ТК РФ месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с ч. 3 и ч. 4 ст. 48 ТК РФ или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном ч.ч. 6-8 ст. 133.1 ТК РФ, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
По смыслу приведенных законоположений и разъяснений Конституционного Суда РФ в Постановлении от 07 декабря 2017 № 38-П, минимальная заработная плата в субъекте Российской Федерации устанавливается в целях повышения уровня оплаты труда, если экономика региона развивается стабильно и создает условия для возможности учета величины прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации. При этом ст. 133.1 ТК РФ не предусматривает полномочия социальных партнеров, заключающих указанное соглашение, помимо размера минимальной заработной платы самостоятельно определять правила о включении в нее каких-либо выплат, в частности районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок.
Таким образом, минимальная заработная плата в субъекте Российской Федерации представляет собой установленную в системе социального партнерства дополнительную гарантию, которая не заменяет гарантии, предусмотренные федеральным законом, в том числе повышенную оплату труда в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями.
Исходя из этого Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 № 38-П Конституционный Суд РФ предписано признать взаимосвязанные положения ст. 129, ч. 1 и ч. 3 ст. 133, ч.ч. 1, 2, 3, 4 и 11 ст. 133.1 ТК РФ не противоречащими Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл названных положений закона является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Не смотря на то, что конституционно-правовой смысл в системе действующего правового регулирования названных законоположений был выявлен лишь в Постановлении Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года, этот смысл является общеобязательным и при проверке по иску Валеевой Т.Б. начисления ей месячной заработной платы в спорный период с 01 декабря 2016 года по 31 марта 2017 года, поскольку в указанный период положения ст. 129, ч. 1 и ч. 3 ст. 133, ч.ч. 1, 2, 3, 4 и 11 ст. 133.1 ТК РФ уже действовали и должны были применяться в соответствии с положениями Конституции РФ.
В соответствии с «Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2016 год», заключенным в г. Иркутске 23 мая 2016, зарегистрированным министерством труда и занятости Иркутской области 23 мая 2016 № 304, для работников государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в г. Саянске Иркутской области, размер минимальной заработной платы составлял с 1 июля 2016 года - 7774 рубля в месяц, с 1 октября 2016 года - 8259 рублей в месяц.
Согласно «Региональному соглашению о минимальной заработной плате в Иркутской области», заключенному в г. Иркутске 26 января 2017 и зарегистрированному министерством труда и занятости Иркутской области 26 января 2017 № 329, для работников государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в г. Саянске Иркутской области, размер минимальной заработной платы составлял с 1 января 2017 года - 8259 рублей, с 01 апреля 2017 года - 8798 рублей, с 1 июля 2017 года в размере 9286 рублей.
Наряду с этим Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС № 794 от 24 сентября 1989 года «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края» была предусмотрена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, которым выплата таких надбавок не установлена, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.
Постановлением главы администрации Иркутской области от 28 января 1993 года № 9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области» с 1 января 1993 года на территории юга Иркутской области к заработной плате рабочих и служащих применяется единый районный коэффициент в размере 1,3.
В п. 1 утвержденного Постановлением Министерства труда РФ от 11 сентября 1995 № 49 Разъяснения «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)» разъяснено, что процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет. К южным районам Восточной Сибири относятся южные районы Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия и Республики Хакасия, на территории которых применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.
На ответчика в указанный в исковом заявлении период распространялось действие «Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2016 год» и заключенного в г. Иркутске 26 января 2017 с регистрацией министерством труда и занятости Иркутской области 26 января 2017 № 329 «Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Иркутской области», в соответствии с которыми для работников государственных и муниципальных учреждений, осуществлявших деятельность в г. Саянске Иркутской области, размер минимальной заработной платы составлял с 1 октября 2016 года 8259 рублей в месяц, с 1 апреля 2017 года - 8798 рублей, с 1 июля 2017 года - 9286 рублей, что превышало установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда.
Из смысла положений ч. 3 ст. 93, ч. 1 ст. 60.2, ч. 1 ст. 285 ТК РФ следует, что оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.
Из материалов дела усматривается, чтоВалеева Т.Б. работает в детском саду на территории г. Саянска Иркутской области с 28 ноября 2016 года в должности помощника воспитателя, с 18 января 2017 года переведена на должность машиниста по стирке и ремонту спецодежды, с 07 февраля 2017 года по март 2017 года работала по совместительству на 0,5 ставки в должности уборщика производственных и служебных помещений.
В спорный период с 1 декабря 2016 года по 31 марта 2017 года месячная заработная плата правильно начислялась истице пропорционально отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей), исходя из продолжительности ее работы в южных районах Иркутской области, а также с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате, но при этом районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате ошибочно учитывались ответчиком не сверх установленного региональным соглашением размера минимальной заработной платы в Иркутской области, а включались в общую сумму месячной заработной платы, которая не могла быть ниже размера минимальной заработной платы в Иркутской области, а при таком начислении нарушалось право работника на повышенный размер заработной платы в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями.
Вследствие изложенного месячная заработная плата истице Валеевой Т.Б. с декабря 2016 года по март 2017 года была начислена ответчиком не полностью. Поэтому подлежит удовлетворению требование истицы о взыскании недоначисленной ей в этот период заработной платы, размер которой согласно расчету, произведенному сторонами в суде на основании расчетных листков за указанный период с начислением районного коэффициента и процентной надбавки сверх установленного региональным соглашением размера минимальной заработной платы в Иркутской области, был определен в 21992,28 рублей. Данный расчет судом проверен и является правильным, так как соответствует положениям ч. 11 ст. 133.1 ТК РФ и Постановлению Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 № 38-П.
Подлежащая взысканию в пользу истицы Валеевой Т.Б. сумма в размере 21992,28 рублей рассчитана путем вычета суммы фактически начисленной работодателем в спорный период заработной платы из суммы заработной платы, подлежавшей начислению истице в этот период пропорционально отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей), с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в южных районах Иркутской области сверх минимальной заработной платы в Иркутской области.
Поскольку в спорный период работы истицы в детском саду ответчиком в нарушение положений ч. 11 ст. 133.1 ТК РФ в конституционно-правовом смысле, выявленном Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 № 38-П, не учитывались при начислении месячной заработной платы Валеевой Т.Б. районный коэффициент и процентная надбавка сверх установленной региональным соглашением минимальной заработной платы в Иркутской области, необходимо удовлетворить и требование истицы о признании незаконным неначисления ей месячной заработной платы с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Иркутской области сверх установленной региональным соглашением минимальной заработной платы в Иркутской области.
Государственную пошлину на основании подп. 1 п. 1 ст. 333.36, подп. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ в доход местного бюджета городского округа муниципального образования «город Саянск» Иркутской области следует взыскать с ответчика в размере, рассчитанном в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 333.19 НК РФ: 800 рублей плюс 3 процента суммы 21992,28 рублей, превышающей 20000 рублей = 860 рублей.
На основании всего изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил
Исковые требования Валеевой Татьяны Борисовны к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 10 «Дюймовочка» о взыскании недоначисленной заработной платы полностью удовлетворить.
Признать незаконным не начисление Валеевой Татьяне Борисовне муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад комбинированного вида № 10 «Дюймовочка» заработной платы с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Иркутской области сверхустановленной региональным соглашением минимальной заработной платы в Иркутской области.
Взыскать с муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 10 «Дюймовочка» в пользу Валеевой Татьяны Борисовны недоначисленную ей сумму заработной платы за период с 01 декабря 2016 года по 31 марта 2017 года в размере 21992 (двадцать одна тысяча девятьсот девяносто два) рубля 28 копеек.
Взыскать с муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 10 «Дюймовочка» в доход местного бюджета городского округа муниципального образования «город Саянск» Иркутской области государственную пошлину в размере 860 (восемьсот шестьдесят) рублей.
Решение в течение месяца со дня его принятия может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Саянский городской суд Иркутской области.
Председательствующий: С.С. Маничева