дело № 2-994/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
06 сентября 2018 года город Набережные Челны
Тукаевский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Р.Р. Гайфуллина, при секретаре Д.М. Ахметовой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Т.Г. Тимербаева к исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан о включении в список лиц, имеющих право на получение земельного пая, признании права на получение земельного пая,
У С Т А Н О В И Л :
Т.Г. Тимербаев обратился в суд с иском в вышеприведенной формулировке, в обоснование указав, что является наследником родителей ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ, умершей ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ, умершего ДД.ММ.ГГГГ. При создании колхозов отец сдал лошадь, корову, отдал земельный участок, родители до выхода на пенсию проработали в колхозе <данные изъяты> который впоследствии переименовался в <данные изъяты>». При распределении земельных паев мать не была включена в список лиц, которым выделялся земельный пай. Указав изложенное как нарушение своих прав как наследника, просил обязать исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан включить его в список лиц, имеющих право на получение земельного пая, и признать за ним право на получение земельного пая при реорганизации колхоза <данные изъяты>
В судебном заседании Т.Г. Тимербаев поддержал заявленные требования к исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан по указанным в иске основаниям.
Представитель исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан и Бурдинского сельского поселения Е.И. Митрофанова не признала иск, указав на отсутствие доказательств обоснования иска и на необоснованность требований к Исполкому.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно пункту 1 статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со статьей 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных названным Кодексом.
Согласно части 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В силу части 5 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В силу части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 года N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" все члены колхоза и работники совхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности.
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 02.03.1992 года N 213 "О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан" в целях упорядочения бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан постановлено установить, что при определении среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность вся площадь сельскохозяйственных угодий в пределах сельскохозяйственных предприятий района, за исключением земель, передаваемых в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, делится на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве (включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе).
Согласно пункту 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.1995 года N 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев" размер земельной доли в гектарах рассчитывается путем деления общей площади сельскохозяйственных угодий, переданных в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия), на число лиц, имеющих право на получение в собственность земельных долей. Общая площадь сельскохозяйственных угодий определяется по данным инвентаризации, а при их отсутствии - по государственному акту (свидетельству).
Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 года N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" местные администрации обязаны были обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственниками земли, соответствующих свидетельств на право собственности на землю, которые имеют законную силу до выдачи документов, удостоверяющих это право. Свидетельства о праве собственности на земельные доли выдавались по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 года N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения" и по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 года N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России".
При проведении земельной реформы в Российской Федерации земля, закрепленная в пользование за реорганизуемыми колхозами и совхозами, подлежала бесплатной передаче в коллективную собственность с определением земельных долей (паев) членов колхоза и работников совхоза. Право собственности на земельную долю возникало с момента принятия уполномоченным органом решения о передаче земли в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации и подлежало удостоверению свидетельствами о праве собственности на земельные доли.
Как следует из материалов дела, Т.Г. Тимербаев является наследником после матери ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Из справки главы Бурдинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО11 проживала в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется также запись в домовой книге.
Согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ в книгах учета расчетов по оплате труда по отделению <данные изъяты> имеется запись об отработке ФИО11 с ДД.ММ.ГГГГ
В акте согласования списка невостребованных земельных долей, составленных ДД.ММ.ГГГГ главой Бурдинского сельского поселения и председателем Палаты имущественных и земельных отношений, не значится фамилия ФИО11, как нет ее и в списке работников совхоза <данные изъяты> получивших свидетельства о праве собственности на земельные доли.
Истец не представил доказательства обращения ФИО11 о включении ее в списки лиц, имеющих право на земельную долю земель <адрес> Поскольку право собственности на спорную земельную долю не было зарегистрировано за ФИО11 суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о включении истца в список лиц, имеющих право на получение земельного пая.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При отсутствии доказательств возникновения за наследодателем права собственности на спорные земельные доли, законных оснований для возникновения за истцом права собственности на спорную земельную долю в порядке наследования не имеется.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 76 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", согласно которым при разрешении вопросов о праве наследодателя на земельную долю суд проверяет правомерность включения наследодателя в прилагавшийся к заявке трудового коллектива реорганизуемого колхоза, совхоза, приватизируемого сельскохозяйственного предприятия на предоставление земли в избранную им форму собственности список лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 года N 213 "О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан", а также пунктом 9 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 года N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса"), пунктом 7 Рекомендаций по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи (одобрены постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 1995 года N 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев"). В указанных случаях судам надлежит также выяснять, была ли земельная доля внесена наследодателем в уставный капитал реорганизованной сельскохозяйственной организации.
Достоверных доказательств, подтверждающих, что при жизни ФИО11 претендовала на выделение ей земельной доли, оспаривала бездействие трудового коллектива колхоза, органов местного самоуправления по утверждению списков собственников земельных долей, истцом в суд не представлено. При этом истцом не представлены также доказательства невозможности обращения ФИО11 в соответствующие органы с заявлениями, направленными на реализацию права на бесплатное однократное получение земельной доли.
Кроме того, необоснованными являются требования к Исполкому, который не наделен полномочиями межевания и выделения земельной доли.
В деле не имеется сведений о передаче земельной доли матери истца как невостребованную в фонд перераспределения земель района либо оформления их в собственность иного физического или юридического лица; основанием для обращения в суд явилось отсутствие выделенной в натуре земельной доли, принадлежащей матери истца на праве собственности; в связи с изложенным, с учетом поддержания истцом требований к Исполкому, суд считает избранный истцом способ защиты нарушенного права, ненадлежащим.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска Т.Г. Тимербаева к исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан о включении в список лиц, имеющих право на получение земельного пая, признании права на получение земельного пая - отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Татарстан через Тукаевский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья: