Решение по делу № 2-327/2015 от 09.06.2015

Гражданское дело №2-327/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 августа 2015 года                             пгт.Смирных

    Смирныховский районный суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Михайловой О.А.

при секретаре Задорожной Н.А.

с участием

истца – старшего помощника прокурора Смирныховского района Сахалинской области Константиновой Е.О.

представителя ответчика администрации МО ГО «Смирныховский» Шаламай А.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Смирныховского района Сахалинской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования городской округ «Смирныховский» о возложении обязанности организовать проведение и финансовое обеспечение утилизации свалки твердых бытовых отходов на территории населенного пункта пгт.Смирных вблизи от перекрестка ул.Южная - ул.Лесная

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Смирныховского района, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Смирныховский» о возложении обязанности в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать на территории пгт.Смирных вблизи от перекреста ул.Южная – ул.Лесная несанкционированную свалку твердых бытовых отходов. В обоснование заявленных требований указал о том, что в ходе рассмотрения жалобы депутата Болотникова А.А., проверки соблюдения ответчиком требований природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства и пожарной безопасности органами местного самоуправления МО ГО «Смирныховский» установлено, что в нарушение положений ст.3, 51 федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002г., ст.ст.1, 2, 21, 22 федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.16 федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.8 федерального закона «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от 24.06.1998 года, п.2.2.3, п.3.1, 3.2. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», ст.1, ст.20 федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.19 Постановления Правительства РФ от 25.04.1012 года №390 «О противопожарном режиме» на территории населенного пункта – пгт.Смирных вблизи перекрестка ул.Южная - ул.Лесная имеется скопление бытовых отходов, строительного мусора: использованной бумажной, пластиковой, стеклянной, полиэтиленовой упаковки и тары, упаковки от пищевых продуктов и товаров хозяйственного назначения, изделий, утративших свои потребительские свойства. Выявленные нарушения требований действующего законодательства ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц, создают опасность причинения вреда окружающей среде, могут привести к возникновению пожара, создают угрозу воспламенения газового трубопровода, расположенного в непосредственной близости от данной свалки.

    В ходе рассмотрения гражданского дела истец уточнил исковые требования и просил обязать администрацию МО ГО «Смирныховский» в срок до 01 октября 2016 года организовать проведение и финансовое обеспечения утилизации свалки твердых бытовых отходов на территории населенного пункта пгт.Смирных вблизи от перекрестка ул.Южная – ул.Лесная.

    В судебном заседании старший помощник прокурора Константинова Е.О. настаивала на удовлетворении исковых требований, дала пояснения, соответствующие изложенным выше обстоятельствам. Не оспаривала, что спорная свалка является несанкционированной, образована в 60-х годах 20 века, занимает площадь около 8 га и имеет глубину залегания на менее 6 м., расположена на расстоянии около 1 км от газового трубопровода.

    В судебном заседании представитель ответчика Шаламай А.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Не оспаривала факт наличия свалки твердых бытовых отходов на территории населенного пункта - пгт.Смирных вблизи от перекрестка ул.Южная - ул.Лесная. Поскольку утилизация свалки требует больших финансовых затрат, а ее рекультивация является более экономически выгодной, полагала, что в удовлетворении исковых требований о ликвидации свалки должно быть отказано, они намерены постепенно данную свалку рекультивировать. Спорная свалка является несанкционированной, образована в 60-х годах 20 века, занимает площадь около 8 га и имеет глубину залегания на менее 6 м., расположена на расстоянии около 1 км от газового трубопровода.

    В судебном заседании свидетель ФИО5 пояснил, что занимает должность главного специалиста отдела капитального ремонта администрации МО ГО «Смирныховский», им составлялась примерная смета рекультивации и ликвидации свалки, и примерные затраты на ликвидацию свалки, т.е. вывоз ТБО составил <данные изъяты>, а ее рекультивация, т.е. захоронение на месте – <данные изъяты>, а общий объем доходов муниципального бюджета на 2015 года составил <данные изъяты>.

    Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

    Статьей 3 федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены следующие принципы охраны окружающей среды: соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В силу ст.12 Земельного кодекса РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

В соответствии со ст.1, ч.ч.1, 2 ст.2 федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается среди прочего посредством соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

    В соответствии со ст.51 федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды. При этом п.2 указанной статьи установлен запрет на сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В силу п.5 ст.12 федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

    Аналогичное положение закреплено в ст.22 федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

    Согласно ст.1 Федерального закона «Об отхода производства и потребления» под утилизацией отходов понимается использование отходов для производства товаров (продукции) выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применения отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврата в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

    В соответствии с п.п. 11, 24 ч.1 ст.16 федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

    В соответствии с ч.3 ст.8 ст.13, подп. 14 п. 1 ст. 15Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потреблении» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Территории муниципальных образования подлежат регулярной очистки от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В силу требований СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88) обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях (пункт 3.1). Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации (3.2.). На территории частных домовладений места расположения мусоросборников, дворовых туалетов и помойных ям должны определяться самими домовладельцами, разрыв может быть сокращен до 8 - 10 метров (п.п.2.2.3). б

    Кроме того, в соответствии со ст.ст.1.3 федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Система обеспечения пожарной безопасности – совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности.

    В соответствии со ст.53.1 Лесного кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечения средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

    Согласно п.9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417 запрещается засорение леса бытовыми, строительными и иными отходами и мусором.

В соответствии с п.п.8, 10, 11, 23 ст.7 Устава МО ГО «Смирныховский» к вопросам местного значения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа бобеспечение первичных мер пожарной безопасности и организация мероприятий по охране окружающей средств в границах округ, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В судебном заседании установлено, что в ходе проведения прокурорской проверки 01 июня 2015 года в юго-западной черте границы населенного пункта пгт.Смирных вблизи от перекрестка ул.Южная – ул.Лесная выявлено наличие несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, строительного мусора (деревянных конструкций разбираемых домов) использованной бумажной, пластиковой, стеклянной, полиэтиленовой упаковки и тары, упаковки от пищевых продуктов и товаров хозяйственного назначения, строительного мусора, изделий, утративших свои потребительские свойства. Какой-либо барьер между свалкой и окружающей природной средой отсутствует. Свалка не ликвидирована. Доказательств законности свалки суду никем из участников процесса не представлено.

Спорный земельный участок захламлен бытовыми и промышленными отходами и не очищен, его рекультивация в установленном постановлением Правительства РФ от 23 февраля 1994 года N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" и Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденными приказом Минприроды РФ N 525 и Роскомзема N 67 от 22 декабря 1995 года, не произведена. Размещенная на нем свалка бытовых и промышленных отходов в нарушение требований ст. 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" образовалась без разрешения федерального органа исполнительной власти в области обращения с отходами, в государственный реестр объектов размещения отходов не внесена.

Кроме того, в судебном заседании сторонами не оспаривалось, что свалка организована в 1960-х годах, имеет площадь 8 га и глубину захоронения около 6 метров.

Данные обстоятельства не оспаривались ответчиками в судебном заседании и подтверждаются материалам дела актом проверки от 01 июня 2015 года, фотографиями, актом от 17.08.2015г., представлением от 03.06.2015г., вступившими в законную силу постановлениями о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности от 15.06.2015г., от 24.07.2015г.

    Поскольку в судебном заедании установлено, что на территории МО ГО «Смирныховский» - в границе населенного пункта - пгт.Смирных имеется несанкционированная свалка бытовых отходов и строительного мусора в непосредственной близости от жилых домов, что запрещено требованиями действующего законодательства, а сброс и вывоз бытовых отходов и мусора, обеспечение надлежащего состояния окружающей среды относится к вопросам местного значения городского округа, требования прокурора, направленные на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них законодательством, подлежат удовлетворению.

    Учитывая, что утилизация свалки относится к обязательствам администрации МО ГО «Смирныховский», ответчик должен выполнить ее за счет собственных или привлеченных им в установленном законом порядке денежных средств. Таким образом, ответчик также обязан организовать финансовое обеспечение утилизации спорной свалки.

    Удовлетворяя исковые требования, суд также учитывает, что неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации вывоза отходов производства и потребления, может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, а также к реальной угрозе возгорания лесного массива и воспламенении газового трубопровода, расположенного в непосредственной близости от свалки.

    При этом суд, принимает во внимание, что на территории Смирныховского района имеется полигон твердых бытовых отходов.

    Также принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд учитывает, что выбор способа утилизации несанкционированной свалки, к которым относится в том числе и рекультивация, относится к исключительным полномочиям органа местного самоуправления и не может быть определен судом или прокурором. На основании изложенного не принимает во внимание доводы ответчика о том, что судом должно быть принято решение именно о рекультивации несанкционированной свалки.

В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

    Судом принято решения о возложении обязанности убрать твердые бытовые отходы, и с учетом их опасности, нарушения фундаментальных права человека на благоприятную среду, с учетом площади несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, необходимых объемов работ, суд соглашается со сроком исполнения решения суда, предложенным прокурором, и полагает необходимым установить его до 01 октября 2016 года.

Доводы ответчика об экономической нецелесообразности ликвидации спорной свалки, суд не принимает во внимание, как не имеющие значения для рассмотрения гражданского дела по существу. Право граждан на благоприятную окружающую среду действующим законодательством не поставлено в зависимость от стоимости затрат на его реализацию.

В соответствии с п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождается прокурор по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Оснований для взыскания судебных расходов с администрации МО ГО «Смирныховский» не находит, поскольку она в силу положения п.19 ст.333.36 НК РФ освобождена от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

    Исковые требования прокурора Смирныховского района Сахалинской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования городской округ «Смирныховский» о возложении обязанности организовать проведение и финансовое обеспечение утилизации свалки твердых бытовых отходов на территории населенного пункта пгт.Смирных вблизи от перекрестка ул.Южная-ул.Лесная- удовлетворить.

    Обязать администрацию муниципального образования городской округ «Смирныховский» организовать проведение и финансовое обеспечение утилизации свалки твердых бытовых отходов на территории населенного пункта пгт.Смирных вблизи от перекрестка ул.Южная - ул.Лесная в срок до 01 октября 2016 года.

Решение может быть обжаловано и/или на него может быть подано представление прокурора в Сахалинский областной суд в течение месяца через Смирныховский районный суд Сахалинской области.

Судья                                О.А. Михайлова

Решение в окончательной форме постановлено 24 августа 2015 года.

Судья                                Михайлова О.А.

2-327/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Смирныховского района
Ответчики
Администрация МО ГО "Смирнрыховский"
Другие
Козинский Н.И.
Константинова Е.О.
Шаламай А.А.
Суд
Смирныховский районный суд Сахалинской области
Дело на сайте суда
smirnihovskiy.sah.sudrf.ru
09.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.06.2015Передача материалов судье
11.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.06.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.07.2015Судебное заседание
13.07.2015Судебное заседание
20.07.2015Судебное заседание
27.07.2015Судебное заседание
18.08.2015Судебное заседание
24.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.08.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее