Решение по делу № 3а-255/2016 от 06.07.2016

дело № 3а-255/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Казань                          25 октября 2016 года

Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Сафиной М.М. при секретаре судебного заседания Дьяконове К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административный истец к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Кабинету Министров Республики Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, возложении обязанности внести сведения в государственный кадастр недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

административный истец обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под зданием гаража) площадью .... квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес> возложении обязанности внести сведения в государственный кадастр недвижимости.

В обоснование требований административный истец указала, что кадастровая стоимость принадлежащего ей на праве собственности земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость. Ссылаясь на нарушение своих прав как плательщика земельного налога, исчисляемого от кадастровой стоимости, просит определить кадастровую стоимость земельного участка, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере ...., обязать административного ответчика внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.

В судебном заседании представитель административного истца поддержал административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям.

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Исполнительный комитет Бикляньского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в суд не направили.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.

В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон) предусмотрено право физических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости, если они затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как видно из материалов дела, административный истец на праве собственности принадлежит земельный участок площадью .... квадратных метров с кадастровым номером .... расположенный по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12 ноября 2012 года (л.д. 16).

По данным кадастрового паспорта земельного участка (л.д. 137-140) земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования: под зданием гаража.

Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года № 2846-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта г. Казани)» кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером .... определена в размере .... по состоянию на 1 января 2015 года (л.д. 131-133).

Аналогичные сведения о кадастровой стоимости земельного участка и о дате, по состоянию на которую она определена, содержатся в кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости (л.д. 141).

Не согласившись с величиной кадастровой стоимости земельного участка, административный истец обратилась в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка поступило в комиссию 3 марта 2016 года, и 18 марта 2016 года комиссией принято решение об отклонении заявления (л.д. 18-20).

В силу статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», на административного истца также возлагается обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой. Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов административного истца эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если административный ответчик на них не ссылался.

В подтверждение своих доводов административный истец представила отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 8 декабря 2015 года № 01-028-07/15, составленный по ее инициативе <данные изъяты> (л.д. 22-83), членом саморегулируемой организации оценщиков «Российское общество оценщиков», ответственность которой застрахована в открытом страховом акционерном обществе «Ингосстрах» (л.д. 58). Согласно отчету рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2015 года составила .....

В отношении данного отчета <данные изъяты> проведена экспертиза на подтверждение стоимости, о чем составлено экспертное заключение от 22 декабря 2015 года № 6945/2015 (л.д. 93-115).

Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и Кабинетом Министров Республики Татарстан представлены возражения на административное исковое заявление, в которых указано на нарушение пунктов 5, 8, 13 федерального стандарта оценки № 3, которые выразились в отсутствии подтверждения значения скидки на торг, информации о виде права на выбранный в качестве аналога земельный участок, обоснования отказа от применения доходного подхода, исследования возможности использования экспертного мнения Лейфера Л.А. о величине корректировок на торг и на площадь.

Данные обстоятельства были вынесены судом на обсуждение, по ходатайству представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и Кабинета Министров Республики Татарстан определением Верховного Суда Республики Татарстан от 10 августа 2016 года назначена судебная экспертиза для проверки соответствия отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности и правильности определения рыночной стоимости. Обязанность оплаты расходов по проведению экспертизы возложена на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, но в установленный судом срок им не исполнена.

Согласно части 5 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае уклонения стороны от участия в экспертизе, непредставления экспертам необходимых документов и материалов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам административного дела без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для данной стороны экспертиза имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.

С учетом изложенных обстоятельств суд считает возможным разрешить дело по имеющимся в нем доказательствам установления рыночной стоимости земельного участка, оценив их по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

При исследовании отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка судом установлено, что составивший его оценщик соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности: имеет соответствующую квалификацию, является членом саморегулируемой организации оценщиков, его ответственность при осуществлении оценочной деятельности застрахована, о чем свидетельствуют приложенные к отчету документы.

В силу статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренном Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Статьей 17.1 Федерального закона предусмотрен специальный порядок проверки отчета на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности и в целях подтверждения рыночной стоимости объекта оценки – путем проведения соответствующей экспертизы. Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.

Положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), стандартов и правил оценочной деятельности, а в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки также вывод о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.

По результатам экспертизы на подтверждение стоимости, включающей в себя нормативно-методическую экспертизу, представленный отчет признан соответствующим требованиям Федерального закона, федеральным стандартам оценки, стандартам саморегулируемой организации, заданию на оценку. Выводы оценщика о величине рыночной стоимости также признаны обоснованными.

Поскольку содержание отчета и положительного экспертного заключения в ходе судебного разбирательства допустимыми доказательствами не опровергнуто, сведений об иной величине рыночной стоимости земельного участка административными ответчиками не представлено, оснований считать недостоверной рыночную стоимость земельного участка, определенную в отчете от 8 декабря 2015 года № 01-028-07/15 и подтвержденную экспертным заключением 22 декабря 2015 года № 6945/2015, у суда не имеется.

При таких обстоятельствах требования административный истец к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года подлежит удовлетворению.

Частью пятой статьи 24.20 Федерального закона 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Как разъяснено в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», установленная судом кадастровая стоимость применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Исходя из имеющихся в деле доказательств подачи заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результата определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (л.д. 18), датой подачи административный истец заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать 3 марта 2016 года. Таким образом, указанные сведения о кадастровой стоимости подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 года до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Вместе с тем требование об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка предъявлено административным истцом также к Кабинету Министров Республики Татарстан, который в данном случае не является органом, утвердившим оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости или осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, и, следовательно, не должен отвечать по требованиям административного истца.

В силу части шестой статьи 24.20 Федерального закона сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Таким образом, решение суда является самостоятельным и достаточным основанием для внесения таких сведений в государственный кадастр недвижимости, не требующим принятия каких-либо дополнительных решений. Поскольку факта неправомерного уклонения органа кадастрового учета от исполнения данной обязанности, нарушения порядка, предусмотренного статьей 24.20 Федерального закона, судом не установлено, отсутствуют основания для удовлетворения требований о возложении обязанности внести сведения в государственный кадастр недвижимости.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление административный истец удовлетворить частично.

Определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под зданием гаража), расположенного по адресу: <адрес> площадью .... квадратных метров с кадастровым номером ...., указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере .....

Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 года на период до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 3 марта 2016 года.

В удовлетворении административного искового заявления административный истец в части требований об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, заявленных к Кабинету Министров Республики Татарстан, и в части требований о возложении на федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» обязанности внести сведения в государственный кадастр недвижимости отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.

Судья Сафина М.М.

Справка: решение принято в окончательной форме 28 октября 2016 года.

Судья Сафина М.М.

3а-255/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Дырдонова Г.М.
Ответчики
МЗИО РТ
ФГБУ ФКП Росреестра
Управление Росреестра по РТ
КМ РТ
Другие
ИК Бикляньского сельского поселения Тукаевского муниципального района РТ
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
06.07.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
07.07.2016[Адм.] Передача материалов судье
08.07.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
28.07.2016[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
28.07.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.07.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.08.2016[Адм.] Судебное заседание
03.10.2016[Адм.] Производство по делу возобновлено
25.10.2016[Адм.] Судебное заседание
25.10.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее