Решение по делу № 2а-5505/2016 от 12.07.2016

Дело № 2а-5505/2016

Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль

23 сентября 2016 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Бабиковой И.Н.,

при секретаре Юрьевой О.Ю.,

с участием прокурора Демича А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №2» к мэрии года Ярославля об оспаривании постановления мэрии г. Ярославля от 13.03.2013 №516 «О порядке расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ярославля» в части,

У С Т А Н О В И Л :

13.03.2013 мэрией города Ярославля вынесено постановление № 516 «О порядке расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ярославля», которым утверждены «Положение о порядке расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности» (Приложение №1), а также ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ярославля (Приложение №2).

Постановление опубликовано в газете «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением мэрии города Ярославля от 08.02.2016 №106 в постановление мэрии города Ярославля от 13.03.2013 г. № 516 внесены изменения - Приложение №2 изложено в новой редакции. Постановление вступило в силу 01.04.2016 г.

ОАО «ТГК-2» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором указало следующее. Пунктом 4 постановления мэрии г.Ярославля № 516 предусмотрено, что коэффициенты функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Ярославля, подлежащие установление органом городского самоуправления в соответствии с п.2.3 «Положения…», утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 24.12.2008 № 710-п, соответствуют ставкам арендной платы, установленным в п.2 Постановления мэрии № 516 от 13.03.2013 г. С 01.04.2016 г. вступило в силу постановление мэрии города Ярославля от 08.02.2016 № 106 «Об индексации ставок арендной платы за землю и внесении изменения в постановление мэрии города Ярославля от 13.03.2013 № 516», которым установлена ставка арендной платы за «Земельные участки тепловых и иных видов электростанций и обслуживающих их сооружений и объектов»- группа видов использования №10 (п.26 Приложения №2 к постановлению мэрии г.Ярославля от 13.03.13 г. № 516 в редакции постановления мэрии г.Ярославля №106) на уровне 3,73%. Ставка арендной платы за вид разрешенного использования земельных участков «для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-водоснабжения» указанным постановлением не установлена. Для данного вида земельных участков подлежит применению ставка арендной платы «Земельные участки прочих объектов…»- группа видов использования №13 3,979% (п.29 Приложения №2 к постановлению мэрии г.Ярославля от 13.03.13 г. № 516 в редакции постановления мэрии г.Ярославля №106). Установление ставки арендной платы в размере 3,73%- для земельных участков тепловых и иных видов электростанций и обслуживающих их сооружений и объектов, ставки в размере 3,979%- для земельных участков для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло,-водоснабжения, противоречит Земельному кодексу РФ, постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы, а также порядка, условий, сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», а также нарушает права и свободы административного истца в сфере экономической деятельности, так как его применение влечет необоснованное завышение размера арендной платы для ОАО «ТГК-2».

Административный истец просил признать постановление мэрии г.Ярославля от 13.03.2013 № 516 «О порядке расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ярославля» в редакции постановления мэрии города Ярославля от 08.02.2016 № 106, в части ставки арендной платы для земельных участков тепловых и иных видов электростанций и обслуживающих их сооружений и объектов (группа вида использования-10) не соответствующим п.4 ст.39.7 ЗК РФ, Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 № 582, приказу Минэкономразвития России от 18.06.2013 № 347 и приказу Минэкономразвития от 23.04.2013 № 217 и не действующим со дня принятия; обязать мэрию города Ярославля привести постановление мэрии г.Ярославля от 13.03.2013 г. № 516 (в ред.постановления мэрии г.Ярославля от 08.02.2016 № 106), в соответствие с п.4 ст.39.7 ЗК РФ, Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582, приказом Минэкономразвития России от 18.06.2013 № 347 и приказом Минэкономразвития от 23.04.2013 № 217, с даты начала действия постановления мэрии г.Ярославля от 13.03.2016 № 516 (в ред.постановления мэрии г.Ярославля от 08.02.2016 №106) в обжалуемой редакции; обязать мэрию города Ярославля возместить расходы по уплате государственной пошлины.

В процессе рассмотрения административного спора административный истец уточнил требования, вместо требования о приведении оспариваемого нормативного акта в соответствие с правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, просил в соответствие с ч.4 ст.216 КАС РФ возложить на мэрию г.Ярославля обязанность принять новый правовой акт (внести изменения в Постановление мэрии города Ярославля от 13.03.2016 № 516), заменяющий нормативный акт, признанный недействующим в части, с целью приведения Постановления мэрии г.Ярославля от 13.03.2016 № 516 (в ред.постановления №106) в соответствие с нормами с п.4 ст.39.7 ЗК РФ, Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582, приказом Минэкономразвития России от 18.06.2013 № 347 и приказом Минэкономразвития от 23.04.2013 № 217.

16.09.2016 г. в суд поступило уточненное административное исковое заявление, в котором административный истец просил признать постановление мэрии города Ярославля от 13.03.2013 № 516 «О порядке расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ярославля» в редакции постановления мэрии города Ярославля от 08.02.2016 № 106, в части пункта 24 «Земельные участки объектов коммунального хозяйства; земельные участки фабрик, заводов и комбинатов; земельные участки гидрометеорологической службы; земельные участки производственных объединений, концернов, промышленно-производственных фирм, трестов; земельные участки типографий (группа видов разрешенного использования 9б), предусматривающего установление размера ставки для земельных участков, предоставленных для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло- и водоснабжения, не соответствующим п.4 ст.39.7 ЗК РФ, Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 № 582, приказу Минэкономразвития России от 18.06.2013 № 347 и приказу Минэкономразвития от 23.04.2013 № 217, и не действующим в этой части со дня принятия (с 01.04.2016 г.); возложить на мэрию города Ярославля обязанность привести постановление мэрии г.Ярославля от 13.03.2013 № 516 (в ред.постановления мэрии г.Ярославля от 08.02.2016 № 106) в части пункта 24 по установлению размера ставки арендной платы для группы видов разрешенного использования 9б в соответствие с федеральным законодательством; возложить на мэрию города Ярославля обязанность возместить расходы по уплате государственной пошлины.

Уточненный административный иск мотивирован тем, что административным истцом и административным ответчиком заявлено, что по договорам аренды земельных участков, заключенным с ОАО «ТГК-2» применяется ставки арендной платы, предусмотренная пунктом 24, номер группы видов разрешенного использования 9б «земельные участки объектов коммунального хозяйства; земельные участки фабрик, заводов и комбинатов; земельные участки гидрометеорологической службы; земельные участки производственных объединений, концернов, промышленно-производственных фирм, трестов; земельные участки типографий» на уровне 3,979%. С административным истцом заключены 28 договоров аренды земельных участков, по которым ставка арендной платы определена по ставке пункта 24 в размере 3,979%. Данные земельные участки предоставлены и используются ОАО «ТГК-2» для размещения и эксплуатации трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло- и водоснабжения (размещены объекты: центральные тепловые пункты, тепломагистрали, дренажные насосные станции и др.). Приказом Минэкономразвития России от 23.04.2013 № 217 утверждена ставка арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности РФ и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в соответствии с которым для земельных участков, занятых объектами в сфере теплоснабжения, определена ставка в размере 0,7% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка. Установление обжалуемым постановлением мэрии г.Ярославля ставки арендной платы для земельных участков под объектами ОАО «ТГК-2» (трубопроводы и иные объекты в сфере тепло,- водоснабжения) в размере 3,979% от кадастровой стоимости земельного участка, которая более чем в 5 раз превышает федеральные ставки для данного вида земельных участков, существенно затрагивает права и законные интересы ОАО «ТГК-2», так как его применение влечет необоснованное завышение размера арендной платы для ОАО «ТГК-2».

В судебном заседании представители административного истца по доверенности П.О.А. и В.С.В. уточненный административный иск поддержали, пояснили, что объекты ОАО «ТГК-2» относятся к объектам местного значения.

Представитель административного ответчика мэрии города Ярославля Ш.Т.В., действующая по доверенности, с административным иском не согласилась, подтвердила доводы отзывов на административное исковое заявление.

Согласно отзыву и дополнительному отзыву на административный иск в соответствии с п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», положений п.3 ст.39.7 ЗК РФ, а также действовавших до 01.03.2015 г. положений п.3 ст.65 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных в аренду без проведения торгов, подлежит установлению: Правительством РФ в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта РФ в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта РФ, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. В силу данного разграничения компетенции Правительство РФ уполномочено устанавливать порядок определения размера арендной платы лишь в отношении земель, находящихся в федеральной собственности. Следовательно, утвержденные Постановлением Правительства РФ №582 Правила определения размера арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации. Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без проведения торгов, расположенных на территории Ярославской области, определяется Положением о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства Ярославской области от 24.12.2008 № 710-п. Согласно п.2.3 данного Положения коэффициенты функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципальных районов и городских округов области, устанавливаются органом местного самоуправления соответствующего муниципального района или округа. Мэрия города Ярославля является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления (ст.93 Устава г.Ярославля) и реализует свои полномочия, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (ст.88 Устава г.Ярославля). То есть, оспариваемое постановление принято в соответствии с предоставленными органу городского самоуправления полномочиями. Согласно Приложению № 2 к постановлению мэрии г.Ярославля от 13.03.2013 № 516 в редакции постановления от 08.02.2016 № 106 размер ставки арендной платы для земельных участков тепловых и иных видов электростанций и обслуживающих их сооружений и объектов составляет 3,73%. Ч.4 ст.39.7 ЗК РФ подлежит применению только в отношении земельных участков, предоставленных для размещения объектов систем электро-, газоснабжения, объектов систем теплоснабжения, объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, являющихся объектами федерального, регионального или местного значения. Не все объекты, предназначенные для обеспечения электро-, тепло-,газо-,и водоснабжения, водоотведения, относятся к объектам федерального, регионального или местного значения. Удовлетворение требования административного истца может привести к обязанности органа городского самоуправления производить расчет размера арендной платы исходя из установленных Правительством Российской Федерации ставок не только в отношении объектов, относящихся к объектам регионального или местного значения, но и в отношении объектов, не являющихся таковыми. Помимо этого не все объекты ОАО «ТГК-2», расположенные на предоставленных в аренду земельных участках, относятся к объектам систем теплоснабжения и к объектам централизованных систем водоснабжения и водоотведения, по которым применяются установленные Правительством РФ размеры арендной платы. Считает, что Приложением № 2 к постановлению мэрии г.Ярославля от 13.03.2013 г. № 516 обоснованно установлен размер ставки арендной платы 3,73%. При этом были соблюдены основные принципы определения арендной платы, установленные Постановлением Правительства РФ № 582. Кроме того, административным истцом не представлены доказательства того, что оспариваемое постановление нарушает права и свободы Общества в сфере экономической деятельности. Административный ответчик возражал против удовлетворения требования о признании недействующим постановления в части со дня его принятия и против возложения обязанности привести постановление в соответствие с п.4 ст.39.7 ЗК РФ, Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582, приказом Минэкономразвития России от 18.06.2013 № 347 и приказом Минэкономразвития РФ от 23.04.2013 № 217, поскольку такое обязание будет являться нарушением компетенции мэрии г.Ярославля..

Представитель заинтересованного лица МКУ «Агентство по аренде земельных участков города Ярославля» по доверенности У.С.А. и Ю.Е.В. в ходе рассмотрения дела возражали против удовлетворения требований административного истца по тем же основаниям.

Прокурор Д.А.Н. дал заключение о необходимости частичного удовлетворения требований административного истца, считал, что следует признать недействующим с момента вступления в законную силу настоящего решения пункт 24 Приложения № 2 к оспариваемому постановлению мэрии города Ярославля от 13.03.2013 г. № 516 в части установления ставки арендной платы в размере 3,979 для земельных участков, предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-водоснабжения, относящихся к объектам государственного и местного значения.

Заслушав представителей сторон, заинтересованного лица, заключение прокурора, исследовав письменные материалы административного дела, суд находит требование административного истца подлежащим частичному удовлетворению.

Оспариваемое административным истцом постановление мэрии города Ярославля относится к нормативным правовым актам, отвечает всем существенным признакам, характеризующим нормативный правовой акт – издано в установленном порядке органом местного самоуправления, содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений (существенные признаки нормативного акта перечислены в п.9 Постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2007 №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»).

В соответствии с п.1 ст.65 ЗК РФ одной из форм платы за использование земли является арендная плата.

Согласно п.3 ст.39.7 ЗК РФ если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:

1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В п.1.3 постановления Правительства Ярославской области от 24.12.2008 № 710-п «Об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленные в аренду без торгов» указано, что расчет арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципальных районов и городских округов области, производится органами государственной власти Ярославской области и органами местного самоуправления муниципальных образований области, уполномоченными на распоряжение соответствующими земельными участками.

Согласно п.2.3 «Порядка определения размера арендной платы…», утвержденного названным постановлением Правительства Ярославской области, коэффициенты функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципальных районов и городских округов области, устанавливаются органом местного самоуправления соответствующего муниципального района или городского округа, за исключением коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа города Ярославля, предоставленных в целях капитального строительства (за исключением жилищного строительства).

Пунктом 4 постановления мэрии г.Ярославля от 13.03.2013 № 516 установлено, что коэффициенты функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Ярославля, подлежащие установлению органом городского самоуправления в соответствии с пунктом 2.3 «Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ярославской области», утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 24.12.2008 N 710-п, соответствуют ставкам арендной платы, установленным в пункте 2 настоящего постановления.

В силу ст.98 Устава города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля от 16.10.1995 № 42, мэрия города Ярославля, в том числе, осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам городского самоуправления федеральными законами, законами Ярославской области.

Таким образом, оспариваемое постановление мэрии города Ярославля № 516 издано мэрией города Ярославля в пределах своих полномочий, определенных ЗК РФ и постановлением Правительства Ярославской области № 710-п.

Порядок принятия данного нормативного правового акта соблюден. Постановление опубликовано в установленном порядке в газете «Городские новости».

В соответствии с ч.1 ст.208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

    Судом установлено, что в пользовании административного истца находится ряд земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду. Арендная плата за использование части земельных участков рассчитывается в соответствии с Приложением № 2 оспариваемого постановления мэрии города Ярославля.

В пункте 5 Приложения № 1 к постановлению мэрии города Ярославля № 516 приведена формула, по которой производится расчет размера арендной платы. Установленные Приложением № 2 ставки арендной платы являются одной из составляющих этой формулы, - размер арендной платы равен произведению удельного показателя кадастровой стоимости земли города в границах кадастрового квартала с учетом функционального использования, площади земельного участка и ставки арендной платы.

Таким образом, ОАО «ТГК-2» является субъектом отношений, регулируемых постановлением мэрии г.Ярославля от 13.03.2013 № 516, вправе оспаривать в судебном порядке данный нормативный правовой акт.

В суде административным истцом оспаривались положения пунктов 24, 26 и 29 Приложения № 2 к постановлению мэрии города Ярославля № 516, которыми установлены ставки арендной платы для земельных участков объектов коммунального хозяйства – 3,979% (п.24); для земельных участков тепловых и иных видов электростанций и обслуживающих их сооружений и объектов – 3,73% (п.26), для земельных участков прочих объектов, не указанных в настоящем приложении- 3,979% (п.29).

В судебном заседании было установлено, что при расчете размера арендной платы за пользование ОАО «ТГК-2» земельными участками ставки арендной платы, установленные пунктами 26 и 29 Приложения № 2 не применяются. В настоящее время административный истец оспаривает лишь применение в отношении занимаемых им земельных участков ставки арендной платы, установленной пунктом 24 Приложения № 2. Вместе с тем, отказа административного истца от иска в этой части не последовало. В связи с этим, поскольку в данной части нормативный правовой акт права и законные интересы административного истца не нарушает, суд отказывает в удовлетворении административного иска в этой части требоий.

Требование административного истца о признании недействующим п.24 Приложения № 2 к постановлению мэрии города Ярославля от 13.03.2013 № 516 подлежит удовлетворению частично в связи с нижеследующим.

Пунктом 24 Приложения № 2 к оспариваемому постановлению установлена ставка арендной платы для земельных участков объектов коммунального хозяйства; земельных участков фабрик, заводов и комбинатов; земельных участков гидрометеорологической службы, земельных участков производственных объединений, концернов, промышленно-производственных фирм, трестов; земельных участков типографий в размере 3,979.

Из объяснений представителей административного ответчика и заинтересованного лица следует, что в соответствии с данным пунктом рассчитывается размер арендной платы для земельных участков, переданных в аренду ОАО «ТГК-2» для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло,-водоснабжения.

Административный истец полагает, что данный пункт в целом противоречит п.4 ст.39.7 ЗК РФ, Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 № 582, приказу Минэкономразвития России от 18.06.2013 № 347 и приказу Минэкономразвития России от 23.04.2013 № 217.

В соответствии с п.4 ст.39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

В подпункте 2 ст.49 ЗК РФ перечислены виды земельных участков, используемые в целях строительства, реконструкции объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения, в том числе: объектов систем электро-, газоснабжения, объектов систем теплоснабжения, объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.

Приказом Минэкономразвития России от 23.04.2013 № 217 «Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод» установлена ставка арендной платы в размере 0,7% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

    То есть, исходя из положений п.4 ст.39.7, подп.2 ст.49 ЗК РФ, названного приказа Минэкономразвития России, размер арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные (занятые) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, относящихся к объектам государственного и местного значения, установленный в рассматриваемом случае мэрией города Ярославля, не может превышать размера, определенного приказом Минэкономразвития России, - 0,7% от кадастровой стоимости.

До 01.04.2016 г. действовало Примечание к Приложению № 2 постановления мэрии г.Ярославля от 13.03.2013 № 516, которым было предусмотрено, что в случаях превышения ставки арендной платы, установленной настоящим постановлением, над ставкой арендной платы, установленной Правительством Российской Федерации для случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, арендная плата рассчитывается по ставкам, установленным Правительством Российской Федерации для земель данного функционального назначения.

С 01.04.2016 г. в отношении земельных участков административного истца, занятых для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло – водоснабжения, применяется ставка арендной платы 3,979 -в соответствии с п.24 Приложения №2.

Ставка арендной платы в 3,979 существенно превышает размер ставки арендной платы для земельных участков, находящихся в государственной собственности Российской Федерации -0,7% от кадастровой стоимости. Установление ставки арендной платы для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, используемых в вышеназванных целях, в размере, превышающем ставки арендной платы для земельных участков, используемых в тех же целях, но находящихся в государственной собственности Российской Федерации, противоречит положениям п.4 ст.39.7 ЗК РФ.

В силу ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Суд, учитывая пояснения представителей административного ответчика и заинтересованного лица о применении п.24 Приложения №2 не только к земельным участкам, предоставленным административному истцу, но и к иным земельным участкам, в том числе, тем, на которых не располагаются объекты государственного и местного значения, считает необходимым признать недействующим п.24 Приложения № 2 к постановлению мэрии города Ярославля от 13.03.2013 г. № 516 «О порядке расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ярославля» в части установления ставки арендной платы в размере 3,979% для земельных участков, предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-водоснабжения, относящихся к объектам государственного и местного значения.

    Требование административного истца о признании недействующим нормативного акта в части с 01.04.2016 г. не подлежит удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.216 КАС РФ в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты.

    Поскольку ставка арендной платы, установленная п.24 Приложения №2 - 3,979% применяется с 01.04.2016 г., суд считает, что данное положение подлежит признанию недействующим с даты вступления решения суда в законную силу.

    Правовые основания для возложения на мэрию города Ярославля обязанности привести оспариваемое постановление мэра в соответствие с положениями законодательства, имеющего большую юридическую силу, по мнению суда, отсутствуют. Фактически требование административного истца сводится к возложению на мэрию города Ярославля обязанности принять нормативный правовой акт о внесении изменений в оспариваемое Приложение №2.

Согласно ч.4 ст.216 КАС РФ в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

    Однако суд считает, что признание п.24 Приложения №2 к постановлению мэрии города Ярославля от 13.03.2013 № 516 недействующим в части не влечет за собой недостаточную правовую урегулированность спорных правоотношений, поскольку максимальный размер ставки арендной платы определен приказом Минэкономразвития России от 23.04.2013 № 217.

На основании п.2 ч.4 ст.216 КАС РФ настоящее решение подлежит опубликованию в газете «<данные изъяты>» в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.

    Требование административного истца об обязании мэрии города Ярославля возвратить уплаченную государственную пошлину не подлежит удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.104 КАС РФ льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

    В силу подп. 19 п.1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

    Таким образом, мэрия города Ярославля освобождена от уплаты государственной пошлины даже в случае участия в административном деле в качестве административного ответчика. При этом сумма государственной пошлины, уплаченная административным истцом, может быть возвращена из бюджета по его заявлению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175,177 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №2» к мэрии года Ярославля об оспаривании постановления мэрии г. Ярославля от 13.03.2013 №516 «О порядке расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ярославля» в части удовлетворить частично.

Признать недействующим с момента вступления в законную силу настоящего решения пункт 24 Приложения № 2 к постановлению мэрии города Ярославля от 13.03.2013 г. № 516 «О порядке расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ярославля» в части установления ставки арендной платы в размере 3,979 для земельных участков, предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-водоснабжения, относящихся к объектам государственного и местного значения.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Настоящее решение подлежит опубликованию в газете «<данные изъяты>» в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Ярославля.

Судья

И.Н.Бабикова

2а-5505/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
ОАО Территориальная генерирующая компания № 2
Ответчики
Мэрия г. Ярославля
Другие
МКУ Агентство по аренде земельных участков города Ярославля
Суд
Кировский районный суд г. Ярославль
Дело на сайте суда
kirovsky.jrs.sudrf.ru
12.07.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
12.07.2016[Адм.] Передача материалов судье
15.07.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
15.07.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.07.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.08.2016[Адм.] Судебное заседание
30.08.2016[Адм.] Судебное заседание
31.08.2016[Адм.] Судебное заседание
14.09.2016[Адм.] Судебное заседание
23.09.2016[Адм.] Судебное заседание
24.10.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.10.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее