№2-336/2014
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
15 апреля 2014 года село Иглино
Иглинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сафиной Р.Р.,
с участием помощника прокурора Иглинского района Республики Башкортостан Мигранова Р.М.,
истца Ульяновой Г.П.,
представителя ответчика администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан Прокофьевой В.И. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ №),
представителя третьего лица администрации муниципального района Урманский сельский совет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан Халиковой Г.Ф. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ),
при секретаре Насибуллиной Э.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Иглинского района Республики Башкортостан в интересах Ульяновой Г.П. к администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, администрации сельского поселения Иглинский сельский совет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, признании права собственности, прекращении права собственности на жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Иглинского района Республики Башкортостан обратился в суд в интересах Ульяновой Г.П. к администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан (далее по тексту - администрации МР Иглинский район РБ), администрации сельского поселения Иглинский сельский совет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан (далее по тексту - администрации сельского поселения Иглинский сельский совет МР Иглинский район РБ) о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, признании права собственности, прекращении права собственности на жилое помещение, указывая в обоснование, что в прокуратуру Иглинского района поступило заявление Ульяновой Г.П. о содействии в реализации ее прав на документарное оформление квартиры, предоставленной ей взамен утраченного жилого помещения в результате взрывов складов боеприпасов в войсковой части <адрес>. В ходе проверки установлено, что Ульянова Г.П. на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № является собственником дома №, расположенного по <адрес>. Указанный дом в результате чрезвычайного происшествия - взрывов склада боеприпасов в войсковой части № уничтожен. Из информации, предоставленной администрацией МР Иглинский район Республики Башкортостан, следует, что Ульяновой Г.П. ДД.ММ.ГГГГ администрацией района предоставлено жилое помещение в новом многоквартирном доме по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. В то же время какие-либо документы по предоставлению указанного жилого помещения отсутствуют. Согласно письмам КУМС администрации МР Иглинский район РБ № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ администрации МР Иглинский район РБ № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ Ульяновой Г.П. в целях обеспечения жильем предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Между тем, в настоящее время каких-либо документов, подтверждающих предоставление Ульяновой Г.П. квартиры по вышеуказанному адресу, не имеется. Вопрос о документарном оформлении фактически предоставленной Ульяновой Г.П. квартиры неоднократно откладывался по причине непередачи квартиры в муниципальный жилой фонд. Как следует из договора о безвозмездной передаче объектов жилого фонда, находящегося в <адрес>, из муниципальной собственности МР Иглинский район РБ в собственность сельского поселения Иглинский сельсовет МР Иглинский район РБ № от ДД.ММ.ГГГГ, а также акта приема-передачи № от ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанная квартира передана в собственность сельскому поселению Иглинский сельсовет МР Иглинский район РБ. На основании указанных документов ДД.ММ.ГГГГ сельским поселением Иглинский сельсовет МР Иглинский район РБ в отношении указанной квартиры зарегистрировано право собственности. Ульянова Г.П., являясь собственником жилого дома, уничтоженного в результате чрезвычайной ситуации, в соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» имеет право на защиту личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Порядок оказания помощи в приобретении жилого помещения гражданами Российском Федерации, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995 года №561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями». Во исполнение вышеуказанного постановления Правительства РФ 10 июля 1995 года Министром РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министром строительства РФ, Министром финансов РФ утверждены Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов, в соответствии с которыми государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (пункт 1). В целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата (пункт 2). Для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы: заявление о выдаче государственного жилищного сертификата; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу; справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (пункт 3). Списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации (пункт 4). Лицам, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий и получившим в связи с этим компенсацию, государственные жилищные сертификаты не выдаются (пункт 6). Постановлением Правительства РФ от 09 октября 1995 года №982 утвержден Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, п. 20 которого предусмотрено, что приобретаемое жилое помещение оформляется в общую долевую собственность всех членов семьи владельца сертификата, а при отсутствии членов семьи - в собственность владельца сертификата. В связи с поступившим в администрацию сельского поселения Урманский сельсовет МР Иглинский район РБ заявлением о предоставлении жилищного сертификата Ульяновой Г.П. была включена в списки получателей жилищного сертификата. По результатам рассмотрения её заявления должностными лицами УНД ГОУ МЧС России по РБ на основании абз. 2 п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995 года №561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» принято решение об отказе Ульяновой Г.П. в получении жилищного сертификата в связи с отсутствием регистрации по адресу уничтоженного дома, принадлежавшего ей на праве собственности (<адрес>), а также в связи с отсутствием постоянного жительства по указанному адресу. Между тем, ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» установлено, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. Исходя из положений Постановления Конституционного Суда РФ от 02 февраля 1998 года №4-П сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства. Учитывая вышеизложенное, а также то обстоятельство, что право частной собственности охраняется государством (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ, ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»), волокита с документарным оформлением права собственности Ульяновой Г.П. в отношении фактически предоставленной квартиры является нарушением ее прав. Ульянова Г.П. фактически пользуется предоставленной ей квартирой, заключила договора на обслуживание с <данные изъяты>, несет бремя содержания указанной квартиры, оплачивает счета за услуги ЖКХ. Из анализа вышеприведенных норм, следует, что государством гарантируется предоставление жилья посредством выдачи государственного жилищного сертификата гражданам в составе своей семьи, которые, имея жилое помещение и проживая в нем на законных основаниях, лишились его в результате стихийного бедствия. Несмотря на отсутствие Ульяновой Г.П. в списках граждан претендующих на получение государственного жилищного сертификата, последняя, на момент чрезвычайной ситуации на законных основаниях находилась на территории дома принадлежащего ей на праве собственности, потеряла имущество (жилой дом) в результате чрезвычайной ситуации, и соответственно имеет право на возмещение причиненного вреда в независимости от наличия регистрации по месту пребывания, поскольку указанное право прямо прописано в законе и охраняется государством. Учитывая, что Ульянова Г.П. в силу своего преклонного возраста и отсутствия необходимых юридических знаний самостоятельно не в состоянии обратиться в суд за защитой нарушенных прав, прокурором района подготовлено настоящее исковое заявление. На основании изложенного, прокурор просит признать Ульянову Г.П. пострадавшей в результате чрезвычайной ситуацией - взрывов складов боеприпасов Минобороны России, произошедших ДД.ММ.ГГГГ, признать за ней право собственности на квартиру по адресу: <адрес>, прекратить право собственности сельского поселения Иглинский сельсовет МР Иглинский район РБ в отношении объекта недвижимости - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
В ходе судебного заседания помощник прокурора Иглинского района РБ Мигранов Р.М. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, ссылаясь на то, что в результате чрезвычайной ситуации в <адрес>, произошедшей ДД.ММ.ГГГГ, Ульянова Г.П. лишилась принадлежащего ей недвижимого имущества в виде жилого дома, первоначально она была включена в список граждан, имеющих право на получение жилищного сертификата, однако, впоследующем её из данного списка исключили со ссылкой на то, что Ульянова Г.П. не состояла на регистрационном учете по месту нахождения недвижимого имущества на момент чрезвычайной ситуации. Вместе с тем, данное обстоятельство не может служить препятствием в получении жилья в связи с повреждением имущества, в ДД.ММ.ГГГГ Ульяновой Г.П. предоставлена спорная квартира, в которую она вселилась и проживает.
Истец Ульянова Г.П. в ходе судебного заседания исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, суду пояснила, что жилой дом по адресу: <адрес> принадлежал ее родителям, впоследующем на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ был продан ей, в ДД.ММ.ГГГГ она вышла на пенсию и с этого времени постоянно проживала в <адрес>, на регистрационном учете состояла в <адрес> в связи с необходимостью прохождения медицинского обследования, на момент чрезвычайной ситуации она проживала в указанном жилом доме и была эвакуирована вместе с мужем, когда вернулась, выяснилось, что её дом полностью разрушен, она написала заявление о предоставлении нового жилья и была включена в список граждан, имеющих право на получение жилищного сертификата. В конце ДД.ММ.ГГГГ её пригласили в администрацию для получения ключей от квартиры по адресу: <адрес>, однако, ей не смогли пояснить статус данного жилого помещения, никаких документов на квартиру не предоставили, поэтому она не стала брать ключи на квартиру. ДД.ММ.ГГГГ её вновь пригласили в администрацию и предложили ключи от квартиры. Полагая, что может остаться совсем без какого -либо жилья, она зяла ключи от квартиры и в скором времени вселилась в неё. Какой-либо договор с ней при этом не заключался. В настоящее время она не может оформить права на квартиру.
Представитель ответчика администрации МР Иглинский район РБ Прокофьева ВИ. против удовлетворения исковых требований не возражала, суду пояснила, что изначально Ульянова Г.П. была включена в список граждан, имеющих право на получение жилищного сертификата, однако, впоследующем её исключили из-за отсутствия у неё регистрации по месту нахождения недвижимого имущества.
Представитель третьего лица администрации сельского поселения Урманский сельский совет МР Иглинский район РБ Халикова Г.Ф. не возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика администрации сельского поселения Иглинский сельский совет МР Иглинский район РБ на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, в письменном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражал.
Представитель третьего лица Правительства РБ на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил и не просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель третьего лица Министерства финансов РБ на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил и не просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель третьего лица Главного управления МЧС России по РБ на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, ранее в письменном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие, в письменных возражениях на исковое заявление с требованиями не согласился, просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица Государственного комитета РБ по строительству и архитектуре (далее по тексту - Госстрой РБ) на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Комитета, в возражениях на исковое заявление с требованиями не согласился, просил в их удовлетворении отказать.
Представитель третьего лица МЧС России на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, ранее в письменном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие представителя Министерства.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав объяснения истца Ульяновой Г.П., помощника прокурора Иглинского района РБ Мигранова Р.М., представителя ответчика администрации МР Иглинский район РБ Прокофьевой В.И., представителя третьего лица администрации сельского поселения Урманский сельский совет МР Иглинский район РБ Халиковой Г.Ф., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" дано понятие чрезвычайной ситуации, как обстановки на определенной территории, сложившейся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ гарантировано право каждого на жилище.
Частью 1 ст. 30 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ, никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами.
В силу п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации в случае возникновения чрезвычайных ситуаций имеют право на защиту личного имущества и на возмещение ущерба, причиненного имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Как следует из материалов дела, Ульянова Г.П. является собственником земельного участка, площадью <данные изъяты> кв..м, с кадастровым №, с разрешенным видом использования: для строительства и обслуживания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ №.
Расположенный на этом земельном участке жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с надворными постройками приобретен Ульяновой Г.П. у Береснева П.Л. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года №122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Поскольку право собственности на вышеуказанный жилой дом у Ульяновой Г.П. возникло до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" оно в силу ст. 6 названного Закона признается юридически действительным и при отсутствии государственной регистрации.
Таким образом, Ульянова Г.П. являлась собственником жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с надворными постройками, расположенного по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> произошел взрыв боеприпасов на складах артиллерийского вооружения войсковой части №.
Согласно справке, выданной начальником ОНД Карамовым Б.Н., согласованного с и.о. главы администрации сельского поселения Урманский сельский совет МР Иглинский район РБ Калкамановым Р.Б., в результате чрезвычайной ситуации в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ уничтожен жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Из акта обследования помещения, составленного межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации МР Иглинский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение, по адресу: <адрес>, полностью уничтожено в результате пожара.
Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ данное жилое помещение признано непригодным для проживания.
Постановлением главы администрации МР Иглинский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о непригодности жилого дома по вышеуказанному адресу непригодным для проживания.
Согласно списку помещений (жилых домов), признанных непригодным для проживания, утвержденному постановлением главы администрации МР Иглинский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ №, жилой дом по <адрес> признан непригодным для проживания.
Постановлением главы администрации МР Иглинский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ № жилые помещения, в том числе, жилой дом по <адрес>, исключен из жилищного фонда муниципального района, Иглинскому филиалу ГУП БТИ РБ рекомендовано снять данное жилое помещение с технического учета жилищного фонда.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, с учетом того, что в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, пострадало имущество истца в виде жилого дома, расположенного по адресу: РБ, <адрес>, суд считает возможным признать Ульянову Г.П. пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, а стало быть, она в силу ст. 18 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" имеет право на возмещение ущерба, причиненного имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Согласно п. "з" ст. 10 указанного Федерального Закона Правительство Российской Федерации обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской
Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 года №750 установлен порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера. В соответствии с п. 12 этого Порядка, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются в целях погашения в установленном порядке государственных жилищных сертификатов, выданных гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства РФ от 9 октября 1995 года №982 утвержден "Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями", согласно которому сертификат является свидетельством, удостоверяющим право гражданина Российской Федерации на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований. Владелец сертификата подает в соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по выбранному месту жительства заявление о предоставлении ему жилого помещения, размер общей площади которого указан в сертификате. Уполномоченный орган в срок, не превышающий 3 месяцев с даты получения заявления и сертификата, выделяет владельцу сертификата жилое помещение из имеющегося в его распоряжении жилищного фонда.
Приобретаемое жилое помещение оформляется в общую долевую собственность всех членов семьи владельца сертификата, а при отсутствии членов семьи - в собственность владельца сертификата.
Согласно со ст. 2 Постановления Правительства РФ от 07 июня 1995 года №561 "О Государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий", государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями.
Из системного анализа п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановления Правительства РФ от 9 октября 1995 года №982, следует, что жилищные сертификаты, выдаваемые гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, представляют собой форму финансовой помощи, оказываемой государством гражданам, пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации, и носит компенсационный характер.
Распоряжением Правительства РБ от 29 июня 2011 года №784-р в целях оказания мер государственной поддержки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в с. Урман Иглинского района РБ вследствие взрыва боеприпасов на складах артиллерийского вооружения Центрального военного округа Министерства обороны РФ, утвержден список граждан на получение жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации в с. Урман, а также сводный реестр жилых помещений, непригодных для постоянного проживания, разрушенных в результате взрыва боеприпасов в войсковой части 67684 с. Урман МР Иглинский район РБ.
В указанный сводный реестр включен, в том числе, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, а Ульянова Г.П. под № включена в список граждан, имеющих право на получение жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения.
20 июля 2011 года МЧС России вернуло Правительству РБ список граждан на получение государственных жилищных сертификатов по мотиву того, что указанный документ составлен и утвержден в нарушение абз. 2 п.2 постановления Правительства РФ от 07 июня 1995 года №561, а именно в список граждан на получение государственных жилищных сертификатов включены граждане имеющие регистрацию по месту пребывания, не зарегистрированные на момент чрезвычайной ситуации в утраченном жилом помещении.
Распоряжением Правительства РБ от 12 августа 2011 года №1042-р утвержден список граждан на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей 26 мая 2011 года в с. Урман, а также сводный реестр жилых помещений, не пригодных для постоянного проживания, разрушенных 26 мая 2011 года в результате взрыва боеприпасов в войсковой части №67684 с. Урман МР Иглинский район РБ.
В указанных Списке и Сводном реестре сведения об Ульянове Г.П. и о пострадавшем её доме отсутствуют.
Таким образом, Ульянова Г.П. исключена из списка граждан на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, в связи с тем, что она не состояла на момент чрезвычайной ситуации на регистрационном учете по месту нахождения пострадавшего имущества.
Однако, согласно ст. 2 Закона РФ № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 вышеуказанного закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 04 апреля 1996 года №9-П и 02 февраля 1998 г. №4-П, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июля 2000 года №185-О и 06 октября 2008 года №619-О-П).
Из справок, выданных администрации сельского поселения Урманский сельский совет МР Иглинский район РБ ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что Ульянова Г.П., до ДД.ММ.ГГГГ проживала, но не была зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Согласно справке начальника ГО ЧС муниципального района Каюмова М.Г. от ДД.ММ.ГГГГ № Ульянова Г.П. эвакуирована ДД.ММ.ГГГГ из <адрес> во время взрывов боеприпасов на складах артиллерийского вооружения войсковой части № совместно с мужем - Ульяновым В.И. и внучкой Харисовой М.М.
Кроме того, в ходе судебного заседания судом допрошены свидетели Самасюк В.Т., Мугатаров А.М., Ульянов В.И., которые подтвердили, что Ульянова Г.П. с ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживала по адресу: <адрес>, на момент чрезвычайной ситуации находилась по указанному адресу и была эвакуирована.
При таком положении, суд приходит к выводу, что местом постоянного и преимущественного проживания Ульяновой Г.П. являлся жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Поскольку в результате чрезвычайной ситуации Ульянова Г.П. лишилась жилого помещения, являющегося её постоянным и преимущественным местом проживания и принадлежащего ей на праве собственности, она вправе претендовать на компенсационные выплаты в счет возмещения поврежденного имущества, в том числе, на получение жилищного сертификата.
В этой связи суд приходит к выводу, что Ульянова Г.П. необоснованно была исключена из списка граждан на получение жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации в <адрес>.
В то же время судом установлено, в ДД.ММ.ГГГГ администрацией МР Иглинский район РБ Ульяновой Г.П. предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В ходе судебного заседания сторонами данное обстоятельство не оспаривалось, так же как и то, что документально факт передачи Ульяновой Г.П. указанного жилого помещения оформлен не был.
В указанной квартире Ульянова Г.П. проживает с ДД.ММ.ГГГГ, заключила с коммунальными службами соответствующие договора на обслуживание жилого помещения, по настоящее время осуществляет оплату коммунальных услуг.
Оценив представленные в суд доказательства, суд приходит к выводу, что спорное жилое помещение предоставлено Ульяновой Г.П. уполномоченным органом в счет компенсации поврежденного имущества в виде жилого дома, являвшегося для неё место постоянного и преимущественного проживания.
При таком положении, когда фактически указанное жилое помещение передано истице взамен принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения, суд считает, что она имеет право оформить его в собственность.
Однако, в настоящее время она лишена такой возможности.
Так, из писем администрации МРО Иглинский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, без даты и без номера письма главы администрации МР Иглинский район РБ Мусина Р.Н., направленных в адрес Ульяновой Г.П., следует, что оформление документов неоднократно откладывалось в связи с тем, что жилое помещение не передано в муниципальный фонд.
Согласно договору №1010 от 18 февраля 2013 года на основании распоряжения Правительства РБ от 09 декабря 2011 года №1581-р Минземимущество РБ передало муниципальному образованию Иглинский район РБ объекты жилищного фонда, в том числе квартиру № дома № по <адрес>. Регистрация данного договора в ЕГРП произведена ДД.ММ.ГГГГ.
На основании договора безвозмездной передачи объектов жилого фонда, находящегося в <адрес> из муниципальной собственности МР Иглинский район РБ в собственность сельского поселения Иглинский сельский совет МР Иглинский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ № вышеуказанная квартира передана в собственность сельского поселения Иглинский сельский совет МР Иглинский район РБ.
Согласно свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ право собственности за сельским поселением Иглинский сельский совет МР Иглинский район РБ зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч.1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Рассматривая действительность совершенной сделки по передаче МР Иглинский район РБ спорного жилого помещения в собственность сельского поселения МР Иглинский район РБ, суд полагает, что муниципальное образование Иглинский район РБ не имело право отчуждать её, поскольку право собственности в отношении спорной квартиры возникло у Ульяновой Г.П.
При таком положении, суд считает, что зарегистрированное право собственности на квартиру № дома № по <адрес> за сельским поселением Иглинский сельский совет МР Иглинский район РБ подлежит прекращению.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд полагает, что исковые требования прокурора, заявленные в интересах Ульяновой Г.П., подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора Иглинского района Республики Башкортостан в интересах Ульяновой Г.П. удовлетворить.
Признать Ульяновой Г.П. пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> вследствие взрыва склада боеприпасов Министерства обороны Российской Федерации.
Прекратить право собственности сельского поселения Иглинский сельский совет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан на квартиру № дома № по <адрес>.
Признать право собственности Ульяновой Г.П. на квартиру № дома № по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Иглинский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда изготовлено в окончательной форме 25 апреля 2014 года.
Председательствующий Р.Р.Сафина