Материал № 12-116/2021
УИД 43RS0003-01-2021-002969-29
Р Е Ш Е Н И Е
13 сентября 2021 года г. Слободской Кировской области
Судья Слободского районного суда Кировской области Старкова А.В., при секретаре Гришиной Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО1 на постановление <данные изъяты> ФИО2 № 18-25-2021 от 08 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Елькина Дмитрия Владимировича,
у с т а н о в и л:
постановлением <данные изъяты> ФИО2 № 18-25-2021 от 08 июня 2021 года Елькин Д.В. привлечен к административной ответственности по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнут административному штрафу в размере 20000 рублей.
На данное постановление защитником по доверенности ФИО1 подана жалоба с прошением о его отмене и прекращении производства по делу. Автор жалобы указал, что устройство дорожного полотна на <адрес> было выполнено в июле 2018 года на законном основании, в соответствии с документацией по планировке территории, утверждённой администрацией Шиховского сельского поселения Слободского района. Только по истечении значительного периода выяснилось, что земельный участок <адрес> не является муниципальной собственностью сельского поселения, а относится к землям лесного фонда Кировской области.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, Елькин Д.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайство об отложении дела не направил. Не признавая его явку в судебное заседание обязательной, считаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Защитник ФИО1 в судебном заседании на жалобе настаивает по изложенным в ней основаниям, настаивает, что у Елькина Д.В. отсутствовал умысел на самовольный захват земель лесного фонда.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, - <данные изъяты> ФИО2 вынесенное постановление считает законным и обоснованным, поскольку Елькин обустроил дорогу на землях лесного фонда, без соответствующего разрешения. Представленные защитником документы о согласовании проекта организации <адрес> не подтверждают отсутствие умысла Елькина на совершение правонарушения, так как до начала обустройства дороги он не сформировал земельный участок и не поставил его на кадастровый учет.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из решений, предусмотренных частью 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 21 Лесного кодекса РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых; использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты); переработки древесины и иных лесных ресурсов; осуществления рекреационной деятельности; осуществления религиозной деятельности (часть 1).
Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях иных категорий, на которых расположены леса, допускаются в случаях, определенных другими федеральными законами в соответствии с целевым назначением этих земель (часть 2 данной статьи).
В силу статьи 45 Лесного кодекса РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута (часть 1). Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства линейных объектов (часть 2).
В силу пункта 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с частью 1 статьи 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством. Порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается Земельным кодексом РФ и лесным законодательством.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в соответствии с поручением и.о. министра лесного хозяйства Кировской области № 116 от 06.04.2021 <данные изъяты> поручено организовать патрулирование территории лесного фонда, примыкающей к <адрес>.
15.04.2021 в ходе патрулирования лесов в квартале № выдела № <данные изъяты> выявлена самовольная постройка на землях лесного фонда дороги из бетонных плит, отсыпанной гравием, на площади 0,04 га, о чем составлен акт патрулирования территории лесного фонда, из схемы и приложения к которому следует, что указанная дорога является проездом в <адрес>.
Сведений о предоставлении гражданам, юридическим лицам указанного участка лесного фонда в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства линейного объекта, выдачи специального разрешения на строительство линейного объекта, нет.
Из обращений старосты ТОС «<данные изъяты>» ФИО3 в МО МВД России «Слободской», в лесной отдел Паркового лесничества, ее объяснений от 15.04.2021 следует, что данную дорогу оборудовал и использует Елькин Д.В. в качестве подъездной дороги к участку №, также данная дорога активно используется иными собственниками земельных участков <адрес> (около 120 участков под ИЖС), при наличии иного законного подъездного пути.
То обстоятельство, что строительство рассматриваемой дороги осуществлено именно Елькиным Д.В. следует и из его объяснений от 13.11.2020, полученных в ходе проведения проверки в порядке ст. 144-145 УПК РФ по факту хищения плит с дороги, и объяснений свидетеля ФИО4 от 26.11.2020, постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 27.11.2020 (КУСП №).
В связи с установленным нарушением 27.05.2021 <данные изъяты> в отношении Елькина Д.В. составлен протокол об административном правонарушении по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, результатом рассмотрения которого явилось обжалуемое постановление.
Оценив в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изложенные доказательства, должностное лицо пришло в правильному выводу о доказанности состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вины в нем Елькина Д.В.
Так, объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ, являются общественные отношения в области охраны права собственности на лесные участки и установленный порядок пользования ими.
Использованием лесных участков без специальных разрешений могут быть признаны активные действия, нарушающие установленные правила использования лесных участков, в том числе строительство, т.е. возведение, сооружение (из имеющихся на месте или специально привезенных материалов) жилых построек, сараев, сторожек, сушилен и проч., дорог путем укладывания плит, насыпки гравия, щебня и т.п., что образует объективную сторону рассматриваемого правонарушения.
Обязательным условием является отсутствие специального разрешения на проведение работ на лесных участках.
Надлежащим является разрешение на проведение отдельных видов работ, возведение сооружений (производственных, хозяйственных, бытовых), прокладку лесных дорог и иных элементов лесной инфраструктуры и т.п. в соответствии с условиями специальных разрешительных документов, выданных (согласованных) по установленным процедурам, а также в соответствии с условиями договоров аренды, безвозмездного срочного или бессрочного пользования лесным участком.
В ходе производства по делу об административном правонарушении Елькин Д.В., не оспаривая факта обустройства проезда из железобетонных плит, пояснял, что действовал на законных основаниях, в соответствии с утверждённым проектом планировки проезда в <адрес>, разработанным по инициативе ФИО5.
Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в форме умысла или неосторожности.
Из представленных защитником документов следует, что в соответствии с распоряжением <данные изъяты> № 597 от 28.12.2012 ФИО5 (в дальнейшем продала свои участки Елькину Д.В.) разрешено разработать документацию по планировке территории (проект планировки, совмещенный с проектом межевания) для размещения проезда в южной части <адрес> сельского поселения <адрес> в соответствии с градостроительным заданием, подготовленным в отделе строительства и землеустройства администрации <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Шиховского сельского поселения <адрес> было согласовано заказчику ФИО5 задание на разработку документации по планировке <адрес>, в соответствии с которым предусмотрена разработка проекта межевания территорий.
По заказу ФИО5 архитектурной мастерской «<данные изъяты>» в 2013 году разработан проект планировки в <адрес>, предусматривающий организацию дорожного покрытия на площади 0,125 га.
Данный проект планировки, совмещенный с проектом межевания <адрес>, был рассмотрен начальником отдела градостроительства и землеустройства администрации Слободского района, главным архитектором района. Им дано заключение о соответствии представленных материалов требованиям градостроительного законодательства, региональных нормативов градостроительного проектирования Кировской области, проект рекомендован для рассмотрения на публичных слушаниях.
С учетом публичных слушаний распоряжением главы администрации Шиховского сельского поселения Слободского района № 105 от ДД.ММ.ГГГГ утверждена документация по планировке проезда в <адрес> с основными расчетными показателями: площадь территории общего пользования 0,179 га, площадь дорожных покрытий 0,125 га.
Однако, вопреки суждениям защитника, изложенные документы не доказывают отсутствие в действиях Елькина Д.В. субъективной стороны административного правонарушения по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку свидетельствуют о выполнении с его стороны только части необходимых действий до начала обустройства проезда.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется, в том числе для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (п.1 ч.2 ст. 43 ГрК РФ).
Согласование проекта межевания - это стадия процесса оформления прав заинтересованного лица на земельный участок до начала возведения на нем какого-либо объекта.
Из ответа Министерства строительства Кировской области от 09.03.2021 № 81-56-01-07/С-28 следует, что в нарушение требований п.1 ч.2 ст. 43 ГрК РФ на чертеже проекта межевания проезда в <адрес> не отображены границы образуемого земельного участка.
Границы земельного участка под планируемым проездом возможно было определить исключительно посредством межевания, поскольку при его проведении устанавливаются (восстанавливаются) и закрепляются на местности границы земельного участка, определяется его местоположение, площадь, в рассматриваемом случае возможное наложение на земли лесного фонда. Оно проводится в обязательном порядке, так как без его проведения невозможна постановке участка на кадастровый учет, сведения из которого являются основанием для оформления лицом права на земельный участок (собственность, аренда и иные).
В данном случае, в противовес мнению защитника, не имеет значения, кто должен был провести межевание (администрация поселения или Елькин Д.В.). Во всяком случае, не получив необходимые документы, не удостоверившись в местоположении проезда и не определив его границы, не закрепив документально свои права на земельный участок для обустройства проезда, Елькин Д.В. выполнил строительство линейного объекта на землях лесного фонда. В этой связи доказано, что Елькин Д.В. осознавал противоправный характер своего действия и сознательно допускал его вредные последствия либо относился к ним безразлично, в связи чем доказана субъективная сторона вменяемого ему административного правонарушения.
Каких-либо процессуальных нарушений по делу не допущено.
Постановление вынесено с соблюдением правил подведомственности, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел.
Административное наказание назначено Елькину Д.В. в пределах санкции статьи 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статьей 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере.
Учитывая характер и общественную опасность административного правонарушения, отсутствие со стороны Елькина Д.В. мер по устранению нарушения, вопреки требованию лесного отдела по демонтажу проезда, совершенное им административное правонарушение не может быть признано малозначительным, поэтому оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░2 № 18-25-2021 ░░ 08 ░░░░ 2021 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 7.9 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ - ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░