Дело № 2 – 2338/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе судьи Аберкон И.В., при секретаре Шишикиной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми 24 июля 2017 года гражданское дело по иску Удод Т.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухта Республики Коми (межрайонное) о признании периода работы подлежащим включению в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости,
установил:
Удод Т.А. обратилась в Ухтинский городской суд РК с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ухте Республики Коми (межрайонное) (далее – УПФР по г. Ухта) о признании периода работы в частной фирме с 11.01.1994г. по 25.01.1996г. (далее – спорный период) подлежащим включению в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, (далее – МКС), учитываемый при определении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 32 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г., обязании ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости по указанному основанию с <...> г. (требования приведены с учетом уточнений, заявленных истицей в судебном заседании).
В обоснование требований истица указала, что при решении вопроса о назначении ей досрочной страховой пенсии в связи с работой в МКС ответчик необоснованно исключил из подсчета её северного стажа (МКС) спорный период работы в частной фирме с 11.01.1994г. по 25.01.1996г., что повлекло необоснованный отказ в назначении пенсии (решения об отказе в установлении пенсии от 13.02.2017г. ...., от 26.03.2014г. ....).
В проведенных по делу судебных заседаниях истица и её представитель Лобанов И.Н., допущенный к участию в судебном заседании по устному ходатайству истицы согласно ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, на удовлетворении иска (с учетом уточнений) настаивали, доводы иска поддержали. Истица дополнительно пояснила, что в спорный период работы она фактически осуществляла трудовую деятельность в частной фирме (Индивидуальном частном предприятии ), куда устроилась по объявлению в газете, работала кладовщиком на складе (Ухта-2, УРМЗ), занималась приемкой и отпуском продуктов питания, закуп товара производился в г. Сыктывкаре и в г. Кирове, отпуск товара она производила закупщикам на городские рынки, задания по работе ей выдавала З.Е. – руководитель фирмы и непосредственный руководитель истца. Истица указала, что она работала по 6-дневной рабочей неделе полный рабочий день (с 8.00 до 17.00) и одним выходным днем (воскресенье); заработной плату получала наличными деньгами на складе; в настоящее время у неё утеряна трудовая книжка, содержащая запись о работе за спорный период, поэтому возникла необходимость подтверждения данного периода в судебном порядке.
Представитель ответчика по доверенности Зеленцов Д.В. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что в пенсионном деле истицы имеется выписка из трудовой книжки, заверенная надлежащим образом, в которой зафиксирован факт работы истицы в частной фирме с 11.01.1994г. по 25.01.1996г.; в страховой стаж спорный период ответчиком учтен, однако, он не включен в стаж работы истицы в МКС, поскольку в расчетных ведомостях по уплате страховых взносов в ПФР за период с 1-го квартала 1994года и до 1995г. содержатся сведения о численности работающих в указанной фирме – 2 человека (руководитель и главный бухгалтер), в наблюдательном деле ИЧП имеется письмо руководителя фирмы о том, что организация деятельность не осуществляет.
Свидетель Е.И. в настоящем судебном заседании показал, что он знаком с истицей с 1995года по работе в частной фирме руководителем которой была его мать З.Е., впоследствии она умерла. Свидетель указал, что он сам работал в данной фирме в 1994-1996гг. водителем, помогал матери, с 1997года был официально трудоустроен в указанную организацию; знает, что истица работала в этой же фирме в 1994-1996г. кладовщиком, её рабочее место находилось на складе в Рабочем поселке (Ухта-2), истица работала на продовольственной базе, занималась приемом и отпуском товара (продуктов питания); заработная плата работникам фирмы выдавалась наличными деньгами по ведомости.
Выслушав участвующих в деле лиц, свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, пенсионного дела Удод Т.А., наблюдательного дела ИЧП , суд приходит к следующему.
Как следует из материалов пенсионного дела, решением Управления ПФР в г. Ухте РК от 26.03.2014г. .... Удод Т.А., <...> г. года рождения, обратившейся за назначением пенсии 20.12.2013г., отказано в установлении досрочной трудовой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным пп. 1 п. 1 ст. 28 и пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. в связи с отсутствием требуемого законом страхового стажа и стажа работы в МКС, (протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, от 26.03.2014г. ....). При этом, как следует из имеющихся в деле результатов расчета стажа, ответчиком определен истице страховой стаж (календарно) 16 лет 0 месяцев 4 дня, страховой стаж (с учетом постановления Конституционного суда РФ №2-П) – 18 лет 2 месяца 21 день; стаж работы в МКС (календарно) – 7 лет 5 месяцев 20 дней.
Решением Управления ПФР в г. Ухте РК от 13.02.2017г. .... Удод Т.А., <...> г. года рождения, обратившейся в орган пенсионного обеспечения за назначением пенсии 13.12.2016г., отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной пп. 6 п. 1 ст. 32 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием требуемого по закону стажа работы в МКС. При этом ответчиком определен страховой стаж (календарно) 17 лет 09 месяцев 9 дней, страховой стаж (с учетом 1 год за 1 год и 6 месяцев) – 20 дет 16 дней, стаж работы в МКС 08 лет 7 месяцев 4 дня.
Согласно положениям ст. 8 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г., вступившего в силу с 01.01.2015г., право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (пункт 1); страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (пункт 2).
В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 32 этого же Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет; гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере; при этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера; гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах; при работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В силу п. 4 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Как следует из представленных ответчиком таблиц расчета стажа, спорный период работы истицы в Частной фирме «Константа ЛТД» с 11.01.1994г. по 25.01.1996г. не был учтен ответчиком при подсчете стажа работы истицы в МКС, поскольку отсутствуют сведения о работе в наблюдательном деле ИЧП «ЕСТ-ЛТД-Константа», сведения о начислениях заработной платы за спорный период.
Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости", утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 N 258н (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.05.2011 N 20777), данный Порядок применяется по настоящее время, в соответствии с ним подтверждению подлежит, в т.ч., работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2, подпункт 22).
Пунктом 3 указанного Порядка предусматривается, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, относящиеся ко времени до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. При этом в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 4 вышеназванного Порядка).
Для периодов работы до регистрации гражданина в системе обязательного пенсионного страхования основным документом для назначения досрочных пенсий в связи с особыми условиями труда является трудовая книжка, если в нее внесены все необходимые сведения о работе, которыми определяется право на льготное пенсионное обеспечение.
Следует отметить, что до 01.01.2002г. работа по трудовому договору (контракту) в качестве рабочих, служащих включалась в подсчет общего трудового стажа независимо от факта уплаты страховых взносов в ПФР, что следует из положений ст. 89 Закона РФ №340-1 «О государственных пенсиях в РФ» от 29.11.1990г., действовавшего до 01.01.2002г.
Установлено, что Удод Т.А. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 12.05.2003г. (выписка из индивидуального лицевого счета в материалах дела представлена), т.е. весь спорный период относится ко времени до регистрации гражданина в системе обязательного пенсионного страхования.
В указанный период времени действовало «Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР», утвержденное приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991г. № 190. В соответствии с данным Положением трудовой стаж устанавливался на основании документов, выданных с места работы, службы, учебы и иной деятельности, засчитываемой в стаж работы, либо вышестоящими организациями, а также архивными учреждениями; при отсутствии документов о трудовом стаже периоды работы устанавливаются по свидетельским показаниям с соблюдением правил, предусмотренных настоящим Положением; основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка; при отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неточные записи либо не содержится записи об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, удостоверения, характеристики, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их исполнении, трудовые, послужные и формулярные списки, членские книжки членов кооперативных, промысловых артелей и кооперативных артелей инвалидов и иные документы, содержащие сведения о периодах работы (пункт 1).
Судом установлено, подтверждается данными о стаже и объяснениями представителя ответчика, что спорный период работы истицы включен ответчиком в страховой стаж. Таким образом, ответчиком оспариваются лишь территориальные условия работы истицы в данный период.
Учитывая, что сам факт работы истицы в спорный период по сути ответчиком не оспаривается, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что спорный период подлежит включению также и в стаж работы истицы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Так, по имеющейся в деле выписке из трудовой книжки, удостоверенной специалистом УПФР по г. Ухте, истица 11.01.1994г. принята на работу в Частную фирму на должность кладовщика продтоваров (приказ .... от 11.01.1994г.), 25.01.1996г. уволена по ст. 31 КЗоТ РФ по уходу за ребенком (приказ .... от 25.01.1996г.). данные записи о работе удостоверены подписью и печатью фирмы.
По материалам наблюдательного дела ИЧП установлено, что Индивидуальное частное предприятие было зарегистрировано в УПФР по г. Ухте в качестве страхователя и плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование 12.08.1993г. рег. ...., за спорный период отчетность в УПФР по г. Ухта представлена. В содержании оттиска печати организации имеется указание на место нахождения организации – г. Ухта Республика Коми.
Согласно справке, выданной при жизни генеральным директором Частной фирмы З.Е., Сафронова Т.А. (добрачная фамилия истицы) работала кладовщиком продовольственных товаров на её предприятии в период с 11.01.1994г. по 25.01.1996г., средняя заработная плата за декабрь 1995года и январь 1996года составляла 398000 рублей в месяц.
Таким образом, суд полагает, что совокупностью имеющихся в деле доказательств подтверждается факт работы истицы в спорный период в г. Ухта Республики Коми, отнесенном Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в связи с чем исковые требования Удод Т.А. о признании данного периода подлежащим включению в стаж работы в МКС суд находит подлежащими удовлетворению.
Согласно части 1 ст. 22 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Учитывая положения данной нормы и то обстоятельство, что истица дважды обращалась за назначением досрочной пенсии (20.12.2013г. и 13.12.2016г.), и в обоих случаях ей было отказано, а по расчету ответчика, не оспоренному стороной истицы, при условии включения спорного периода работы в стаж работы в МКС право истицы на досрочное пенсионное обеспечение определяется на 25.12.2015г., суд полагает возможным удовлетворить требование истицы об обязании ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости по пп. 6 п. 1 ст. 32 ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 25.12.2015г.
В силу п. 1 ст. 98 ГПК РФ и в связи с удовлетворением иска с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию понесенные ею расходы по уплате госпошлины при подаче иска в суд.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:Исковые требования Удод Т.А. удовлетворить.
Признать период работы Удод Т.А. с 11.01.1994г. по 25.01.1996г. подлежащим включению в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, для досрочного пенсионного обеспечения по пп. 6 п. 1 ст. 32 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухта Республики Коми (межрайонное) назначить Удод Т.А., <...> г..р., досрочную страховую пенсию по старости по основаниям, предусмотренным пп. 6 п. 1 ст. 32 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях», с 25 декабря 2015года.
.Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Ухте Республики Коми (межрайонное) в пользу Удод Т.А. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия .
Судья Ухтинского городского суда РК И.В. Аберкон