к делу №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
«8» ноября 2010 года г. Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе
председательствующего судьи Куадже Т. А.,
при секретаре Кваш А. А.,
с участием представителя истца – Ильина В.И. (по доверенности),
представителя Военного комиссариата Республики Адыгея - Быканова С. Д. (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Ляшенко Феликса Дмитриевича к Военному комиссариату Республики Адыгея о взыскании суммы задолженности по пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Ляшенко Ф.Д. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Республики Адыгея о взыскании суммы задолженности по пенсии. В обоснование своего иска указал, что был уволен из Вооруженных Сил с должности «заместителя командира эскадрильи по инженерно-авиационной службе» в 1986 году. Исчисление пенсии производилось с 10.10.1977г. из должностного оклада 160 руб. на основании Закона СССР от 12.10. 1967 г. «О всеобщей воинской обязанности». Размер пенсии на основании Закона СССР №1467-1 от 28.04.1990 г. «О пенсионном обеспечении военнослужащих» устанавливался: с 01.01.91г. из должностного оклада 210 руб., а с 01.01.1992 г.-1168 руб. при надлежащем 1187,50 руб. Ежемесячная недоплата составила 15,88 р. Указом Президента РФ от 16.07.1992 г. №781 с 01.08.1992 г. устанавливается периодический пересмотр пенсий исходя из среднего уровня денежного содержания соответствующих категорий военнослужащих. На 01.08.1992 г. работниками Военного комиссариата РА Постановлением Правительства РФ от 14.10.1992 г №783 устанавливается увеличение окладов по должности и воинскому званию с 01.11.1992 г. в 1,5 раза, тогда как работниками Военного комиссариата на указанную дату произведено увеличение пенсии в 1,3 раза, и составило 7098 руб., при надлежащей 8864,94 руб. Постановлением Правительства РФ от 27.01.1993 г. №65 устанавливаются новые размеры окладов по «типовым»должностям с 01.01.1993 г.,с предоставлением права МО РФ применительно к ним устанавливать оклады и по остальным должностям. В примечании к этому приказу указывается, что тарифные разряды определяются исходя из размеров должностных окладов, предусмотренных в штатах с 1 февраля 1992 г. (с учетом увеличения их с 1 июня и с 1 ноября 1992г.).работниками военного комиссариата РА проявилось игнорирование данного постановления ввиду чего задолженность за январь 1993 г. составила 13051,39 руб. Всоответствии с Законом РСФСР от 24.10.1991г. №1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан РСФСР»государственные пенсии подлежат индексации. Применив индекс потребительских цен за период с 01.01.1993 г. по 31.05.2010 г. задолженность по пенсии за период с 01.01.1992 г по 31.12.1992 г, составит 8603,26 деноминированных руб. Выплата пенсии с 01.02.1993 г. по 30.06.2002 г. исчислялась из должностного оклада по 5 тарифному разряду, при надлежащем 10. Исчисление пенсии из заниженного должностного оклада происходило до 30.06.2002 г. Производя расчет недоплаты за период с 01.02.1993 г. по 30.06.2002 г. в соответствии с Директивой Главного Управления военного бюджета и финансирования от. 2001г. №180/13/1-127 работники Военного комиссариата РА не могли не знать того, занижение размеров окладов у пенсионеров по сравнению с военнослужащими тех же категорий, происходит со времени введения их в действие - с 01.01.1993 г. и должны были произвести расчет задолженности также и за период с 01.02.1993 г. по 30.06.2002 г. задолженность по пенсии возникла по вине работников Военного комиссариата РА. Из Департамента социальных гарантий о размерах должностного оклада по состоянию на 1992 - январь 1993 г. поступил ответ от 15.06.2010 г. №182/3/1/95446из которого видно, что с 01.01.1993 г. пенсия должна была исчисляться не из 18000, а из 19000 руб.(среднее значение 18500 -19500) оклада, что соответствовало 1005 тарифному разряду военнослужащих. В связи с чем задолженность за период с 01.02.1993 г. по 30.06.2002 г. с учетом индексации всего составляет 350835,62 руб. Эту сумму он и просит взыскать в его пользу.
Представитель Военного комиссариата Республики Адыгея возражал против удовлетворения требований истца просил отказать за необоснованностью, указав что должностной оклад по последней штатной должности на день увольнения, который учитывался для исчисления пенсии на основании записи в расчетной книжке составлял 160 руб.Данный должностной оклад и брался за основу при пересчетах пенсий. Так с 01.01 1991 г. в соответствии с Законом СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих» уволенным с действительной военной службы до введения в действие данного закона пенсии исчислялись из денежного довольствия, установленного для состоявших на военной службе по состоянию на 1 января 1991 г. соответствующих категорий военнослужащих. С 1 января 1991 г. истцу установлен оклад по воинской должности в размере 210 руб.При всех последующих индексациях в расчет бралась именно эта сумма. Приказом МО СССР от 24 декабря 1991 г. №585 был предусмотрен ежегодныйпересмотр размеров пенсий пенсионерам МО с учетом повышения уровня денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, состоящих на действительной военной службе, начиная с 1 января 1992 г. При данном пересчете пенсий военный комиссариат руководствовался указаниями Центрального финансового управления МО СССР от 25 декабря 1991 г. №180/13/1-8444 и таблицами пересчета, прилагаемыми к данным указаниям. Истцу с 1 января 1992 г. был установлен оклад по должности 1168 руб. В связи с тем, что в 1992 году военнослужащим, проходящим службу повышалось денежное довольствие с 1 февраля 1992 г, с 1 июня 1992 г. и оклады по воинским званиям с 1 августа 1992 г., а правовых оснований для перерасчета пенсий пенсионерам МО не было, Указом Президента РФ от 16 июля 1992 г. № 781 и приказом МО РФ от 16 июля 1992 г. №70 был определен порядок пересчета пенсий с 1 августа 1992 г., исходя из среднего уровня денежного содержания соответствующих категорий военнослужащих на указанную дату. При данном пересчете пенсий военный комиссариат руководствовался указаниями Центрального финансового управления МО РФ от 25 июля 1992 г. №180/13/1 и таблицами пересчета, прилагаемыми к данным указаниям. Истцу с 1 августа 1992 г. был установлен оклад по должности 4180 руб. Приказ МО РФ № 020 от 27.01.1993 г. «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации и усилении их социальной защиты», на который ссылается истец, гласит: «выплачивать должностные оклады военнослужащим в размерах: офицерскому составу согласно приложения. № 3, в зависимости от тарифного разряда, установленного этим приложением по занимаемой должности». В примечании к этому приказу указывается, что тарифные разряды, устанавливаемые по конкретнымдолжностямпо состоянию на 1 января 1993 года, определяются исходя из размеров должностных окладов, предусмотренных в штатах с 01 февраля 1992 г. (с учетом увеличения их с 1 июня и 1 ноября 1992 года). В примечании к приказу МО РФ № 020 от 27.01.1993 г. «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации и усилении их социальной защиты» также сказано, что «...военнослужащим, назначенным на должности, по которым в соответствии с тарифными разрядами предусмотрены оклады от минимума до максимума, конкретные размеры должностных окладов (в пределах тарифного разряда) устанавливаются и изменяются (повышаются или понижаются) решениями соответствующих командиров (начальников) в зависимости от сложности, объема работы и отношения к выполнению служебных обязанностей, а там, где вилочные оклады не установлены, то рассчитанный оклад является максимальным в тарифном разряде». Тарифные разряды вводились действующим военнослужащим офицерского состава. Пенсионерам тарифные разряды не вводились. Так как в личных делах пенсионеров имелись сведения о размере должностного оклада на августовский перерасчет 1992 года, в котором были применены размеры должностных окладов по состоянию на июнь 1992 года, а оклады по воинским званиям на 1 августа 1992 года, то в полном соответствие с приказом МО РФ №020 1993 года по размерам должностных окладов июня 1992 года были установлены размеры должностных окладов на 1 января 1993 года. Так как в постановлении Правительства РФ №65 от 27 января 1993 года были определены размеры должностных окладов по типовым должностям, то согласно п.2 того же Постановления Министру обороны было предписано установить размеры должностных окладов всем остальным категориям военнослужащих, а также привести пенсии пенсионерам Минобороны в соответствие с должностными окладами действующих военнослужащих соответствующих категорий. Для пересчета пенсий в соответствие с должностными окладами действующих военнослужащих соответствующих категорий и по нормам нового Закона, были разработаны Указания Главного Управления военного бюджета и финансирования МО РФ. Кроме того, для автоматизации пересчета пенсий для пенсионеров были введены так называемые машинные коды должностей, состоящие из 4 цифр. Первые две цифры обозначали, тарифный разряд, а две последующие, от 01 до 10, «шаг тарифного разряда». В соответствии с Указаниями Главного Управления военного бюджета и финансирования МО РФ от 25 февраля 1993 г. № 180/13/1-91 военный комиссариат РА пересчитал пенсии пенсионерам МО РФ. И в соответствии с таблицами пересчета (приложениями №1 и 3 к данным Указаниям) должностному окладу на 1 июня 1992 года, равному 4180 руб. на 1 января 1993 года соответствовал должностной оклад, равный 18000 руб. С 01.02.1993 года истцу был установлен должностной оклад, равный 18000 руб., код должности 0710. В соответствии с Федеральным Законом РФ № 49-ФЗ от 07.05.2002г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот», Указом Президента Российской Федерации № 537 от 01.06.2002г. «О денежном довольствии военнослужащих», Постановлением Правительства Российской Федерации № 462 от 26.06.2002г. «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих», размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливаются не ниже размеров должностных окладов и надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд соответствующих категорий государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, соответствие которых утверждается Президентом РФ, а размеры определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министра обороны РФ. Оклады по нетиповым воинским должностям устанавливаются Министром обороны РФ применительно к окладам по типовым воинским должностям. В связи с чем просил отказать в удовлетворении иска.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает исковые требования Ляшенко Ф.Д. подлежащими частичному удовлетворению.
Согласно ст. 43 данного Закона пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Советом Министров Российской Федерации, оклады по должности, воинскому званию и специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава. Указанное денежное довольствие, не превышающее 10-ти кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством России, учитывается при исчислении пенсии полностью, а остальная его часть – в размере 50 процентов».
Пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации №4469-1 от 12 февраля 1993 года «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» было предусмотрено произвести перерасчет пенсий, ранее назначенных уволенным со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и другим военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и их семьям, если они имеют право на более высокую пенсию в соответствии с указанным Законом.
Статьей 49 п. «б» Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468 – 1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» установлены основания пересмотра пенсии, в том числе лицам рядового и начальствующего состава, проходившим военную службу и службу в органах внутренних дел. Ранее назначенные пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. На основании п. 2 этой же статьи Закона порядок пересмотра пенсий определяется Правительством Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 16.07.1992г. №781 устанавливается: производить периодический перерасчет пенсий при увеличении денежного содержания военнослужащих с 01.08.1992 г. исходя из среднего уровня денежного содержания соответствующих категорий военнослужащих.
Постановлением Правительства РФ от 27.01.1993 г. № 65 установлены новые размеры должностных окладов по «типовым» должностям с 01.01.1993 г. с предоставлением права МО РФ применительно к ним устанавливать оклады по остальным должностям.
Постановлением Правительства РФ от 14.10.1992 г №783 устанавливается увеличение окладов по должности и воинскому званию с 01.11.1992 г. в 1,5 раза.
Из пенсионного дела видно, что ответчиком на указанную дату произведено увеличение пенсии в 1,3 раза, а для перерасчёта пенсии новые размеры должностного оклада, оклада по воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет были применены только с 01.02.1993 года, а с января 1993 года был увеличен в 2 раза ранее установленный размер пенсии, в связи с чем, пенсия истцу за январь 1993 года была выплачена в меньшем размере, чем это было предписано действовавшими на тот момент нормативно-правовыми актами.
Из представленных истцом расчётов видно, что недоплата пенсии с 01.01.1992 года по 31.01.1993 года, составила с учётом индексации 21654,66 руб., которые суд считает необходимым взыскать с ответчика.
Кроме того, рассматривая требования истца о взыскании задолженности с ответчика в пользу истца из-за занижения тарифного разряда при расчете пенсии суд приходит к следующему выводу.
Из ответа Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ от 15.06.2010 года за № 182/3/1/95446 видно, что должностному окладу, выплачиваемому на день увольнения в размере 160 руб., с 01.01.1993 года соответствует должностной оклад 18500 – 19500 рублей. (18 тарифный разряд).
Из табличных данных установления тарифных разрядов и соответствующих им окладов видно, что приведенный в вышеуказанном ответе Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ должностной оклад истца (среднее его значение) на 01.07.2002 года соответствует 18 тарифному разряду, а не 5 тарифному разряду по которому ему производился расчет пенсии до этой даты.
Из личного дела истца видно, что ему производился расчет пенсии в соответствии с 13 тарифным разрядом, тогда как должен был производится в соответствии с 18 тарифным разрядом.
Представителем истца и ответчика представлены расчеты, которые проверены в ходе судебного заседания.
При разрешении требований о частичном удовлетворении иска о взыскании задолженности за указанный период времени суд исходит из ныне действующего порядка исчисления задолженности для военных пенсионеров, в связи с чем принимает во внимание расчет представленный представителем ответчика.
Соответственно 01.02.1993 года по 30.06.2002 года задолженность составляет 15982,72 руб. исходя из разницы между 13 и 18 тарифными разрядами.
Данный способ подсчета задолженности разработан компетентными финансовыми органами военного управления, для использования и применения при расчете и выплате задолженности в отношении специальной категории лиц – военных пенсионеров. Кроме того, применяемый судом в данном случае способ подсчета образовавшейся задолженности соответствует и способу указанному в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000г. N9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» (с изменениями от 6 февраля 2007 г.), согласно которому, при присуждении ко взысканию в пользу военнослужащего своевременно не выданного ему денежного и иного довольствия, а также других выплат суд в случае признания заявления обоснованным в соответствии с законом, должен восстановить нарушенные права заявителя в полном объеме. Поэтому военнослужащему, право которого на своевременное получение денежных выплат было нарушено, должен быть в полном объеме компенсирован понесенный в связи с этим ущерб и в частности потери от инфляции, а также иной ущерб, причиненный неправомерными действиями командования и иных органов или должностных лиц.
Способ подсчета установленный письмом начальника управления социального обеспечения Главного финансово-экономического управления от 17.01.2007 года разработан с учетом компенсации ущерба и в частности потерь от инфляционных процессов, так как основан на выплате исходя из окладов денежного довольствия на день перерасчета задолженности, ввиду чего данный способ является верным и поэтому применяется судом при удовлетворении иска.
Согласно ч. 2 ст. 58 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», сумма пенсии, неполученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким – либо сроком.
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию в пользу истца по вышеуказанному основанию за период с 01.02.1993 года по 30.06.2002 года сумма в размере 15982,72 руб.
В связи с вышеизложенным суд считает способ подсчета истцом образовавшейся задолженности не подлежащим применению, ввиду чего в удовлетворении остальной части исковых требований надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Лешенко Феликса Дмитриевича к Военному комиссариату Республики Адыгея о взыскании суммы задолженности по пенсии, удовлетворить частично.
Взыскать с Военного комиссариата Республики Адыгея в пользу Ляшенко Феликса Дмитриевича с 01.01.1992 года по 31.01.1993 года сумму в размере 21654,66 руб.
Взыскать с Военного комиссариата Республики Адыгея в пользу Ляшенко Феликса Дмитриевича с 01.02.1993 года по 30.06.2002 года сумму в размере 15982,72 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований Ляшенко Феликса Дмитриевича к Военному комиссариату Республики Адыгея о взыскании суммы задолженности по пенсии, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий Куадже Т.А.