Дело № 2а-3229 / 2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес> 14 декабря 2017 года
Ковровский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Самойлова Д.Е., при секретаре Акимовой Е.С., с участием административного истца Федосеева А.П., представителя административных соответчиков Призывной комиссии <адрес> и Военного комиссариата <адрес> по доверенностям Дятел А.С., заинтересованного лица должностного лица- врача руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан призывной комиссии <адрес> Смединской И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Коврове административное дело по административному исковому заявлению Федосеева Александра Павловича об оспаривании и признании незаконными Решения Призывной комиссии <адрес> от <дата> о призыве Федосеева А.П. на военную службу и об установлении категории годности к военной службе «Б-3»,
У С Т А Н О В И Л:
<дата> Федосеев Александр Павлович обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании и признании незаконными Решения Призывной комиссии <адрес> от <дата> о призыве Федосеева А.П. на военную службу и об установлении категории годности к военной службе «Б-3».
Определением суда от <дата> к участию в деле в качестве соответчика привлечена призывная комиссия <адрес> и района.
В обоснование административного искового заявления, которое в судебном заседании поддержал административный истец Федосеев А.П. указано, что <дата> он прошел военно-врачебную комиссию в <адрес>, по результатам которой ему была установлена категория годности к военной службе «Б-3» и решением Призывной комиссии <адрес> от <дата> Федосеев А.П. призван на военную службу
Федосеев А.П. полагает, что установленная ему категория годности к военной службе «Б-3 является неверной и незаконной, поскольку имеющиеся у него заболевания, в т.ч. желудка и кишечника влияют на назначение ему категории годности к военной службе.
Административный истец Федосеев А.П. также полагал, что выводы комиссии об установлении категории годности к военной службе являются незаконными. Диагноз ему был установлен врачом самостоятельно, без учета предоставленных им при прохождении комиссии медицинских документов, и при проведении комиссии он должен был быть в обязательном порядке направлен еще раз на дополнительное обследование врачей в амбулаторном или стационарном порядке.
Указал, что обстоятельства могут быть доказаны имеющимися в деле документами о медицинских обследованиях.
В судебном заседании представитель административных соответчиков Призывной комиссии <адрес> и Военного комиссариата <адрес> по доверенности Дятел А.С. возражал против административного иска и указывали, что решение Призывной комиссии <адрес> от <дата> о призыве Федосеева на военную службу и об установлении ФедосеевуА.П. категории годности к военной службе «Б-3» - годен к военной службе с незначительными ограничениями, произведено на законном основании, по результатам данных объективного осмотра врачей с учетом данных анамнеза и результатов исследований. При установлении категории врачами учитывались и исследовались представленные в личное дело призывника ФедосееваА.П. медицинские документы, медицинский диагноз в разные периоды устанавливался стабильно последовательно разными врачами.
Заинтересованное лицо должностное лицо- врач руководящая работой по медицинскому освидетельствованию граждан призывной комиссии <адрес> Смединская И.В. в судебном заседании полностью поддержала возражения представителя административных соответчиков.
Изучив доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 01 апреля по 15 июля и с 01 октября по 31 декабря на основании Указа Президента Российской Федерации.
Призыв организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии (п. 1 ст. 26 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"). Вопрос об определении категории годности к военной службе подлежит решению при медицинском освидетельствовании при проведении мероприятий по призыву, включающих, в том числе явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии.
В соответствии со ст. 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане при призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами, по результатам которого врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
При этом согласно п. 4 ст. 5.1 названного Закона в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
В соответствии с п. 13 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 г. № 565, организация медицинского освидетельствования при призыве на военную службу возлагается на призывную комиссию.
Категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития (п. п. 6, 11 Положения).
В соответствии с п. 4 Положения под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе.
Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты. Персональный состав врачей-специалистов, привлекаемых для проведения медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет, утверждается председателями соответствующих комиссий (п. 16 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Согласно п. 17 Положения врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по категориям, которые предусмотрены ст. 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и указаны выше.
Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 г. № 565 являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
Согласно п. 19-20 Положения гражданин на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара может быть направлен в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения.
Согласно п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ, при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд (пункт 7 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
При наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса (п. 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663).
Решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в протокол заседания призывной комиссии, подписываемый председателем призывной комиссии и ее членами. Это решение также заносится в удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и учетную карту призывника (п. 15 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации).
В соответствии с п. 9 Положения о военно-врачебной экспертизе гражданин вправе обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд. Заключение военно-врачебной комиссии о категории годности к военной службе действительно в течение года с даты медицинского освидетельствования, если иное не определено в этом заключении. По решению вышестоящей военно-врачебной комиссии гражданин может быть направлен на контрольное обследование и повторное медицинское освидетельствование. Кроме того, при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574.
В отношении граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу на военно-врачебные комиссии возлагается контроль за проведением медицинского освидетельствования, медицинского обследования (лечения), и не возлагается организация и проведение медицинского освидетельствования и определение категории годности по состоянию здоровья к военной службе (п. 3 Положения о военно-врачебной экспертизе).
При этом не предусмотрено обжалование результатов медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, в том же порядке, что и заключение военно-врачебной комиссии о категории годности к военной службе, вынесенное такой комиссией при проведении медицинского освидетельствования той категории лиц, непосредственно организация и проведение медицинского освидетельствования которых и определение категории годности по состоянию здоровья к военной службе которых отнесены п. 3 Положения о военно-врачебной экспертизе к компетенции военно-врачебной комиссии.
При несогласии гражданина с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, порядок его оспаривания предусмотрен путем заявления о несогласии с заключением о годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствовании в Призывную комиссию субъекта Российской Федерации, которая организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования (п. 2 ст. 29 Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе") и путем производства независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года N 574 (п. 9 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Исходя из Положения о военно-врачебной экспертизе, прерогатива оценки состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования с учетом представленных актов исследования состояния здоровья призывника, принадлежит непосредственно к врачам-специалистам, проводившим медицинское освидетельствование граждан, подлежащих учету.
В силу статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" принятие с учетом определенной категории годности к военной службе решения отнесено к компетенции призывной комиссии.
Судом установлено, что Призывная комиссия <адрес> (основной и резервный состав) создана Постановлением администрации <адрес> от 25.09.2017 г. № 830 «О задачах очередного призыва граждан на военную службу…» Установлен перечень медицинских организаций государственной системы здравоохранения <адрес>, в которых осуществляется обследование (лечение) граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Постоянная нештатная военно-врачебная комиссия призыва граждан на военную службу осенью 2017 г. создана приказом начальника ОВК <адрес> от <дата> <№>.
Судом установлено, что Федосеев А.П. проходил лечение и обследование в период призывов на воинскую службу в период 2013-2014 г.
Судом установлено, что постоянная нештатная военно-врачебная комиссия призыва граждан на военную службу производила медицинское освидетельствование Федосеева А.П. ранее с заключением о годности гражданина к военной службе.
<дата> Федосеев А.П. прошел военно-врачебную комиссию в <адрес>, по результатам которой ему была установлена категория годности к военной службе «Б-3» - «Пониженное питание с ИМТ-19.1. Хронический гастрит с незначительными нарушениями функции» и Цветослабость 2-ой степени обоих глаз».
Решением Призывной комиссии <адрес> от <дата> Федосеев А.П. призван на военную службу.
По результатам данных объективного осмотра врачей, с исследованием представленные в личное дело призывника Федосеева А.П. медицинских документов, и в силу п.20 Положения о военно-врачебной экспертизе у комиссии не возникло сомнения относительно правильности выставленного диагноза. В связи с этим основания для направления призывника Федосеев А.П. на дополнительное обследование врачей в амбулаторном или стационарном порядке, у комиссии отсутствовали на законном основании.
В силу императивных предписаний ст.61 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» и п.п.3,4,18 Положения о военно-врачебной экспертизе определение годности к военной службе относится к исключительной компетенции военно-врачебной комиссии. Допустимым доказательством позволяющим оспорить заключение врачебной комиссии об определении степени годности к военной службе, является заключение независимой военно-врачебной экспертизы. При этом определение степени годности к военной службе в функции суда не входит.
Административный истец Федосеев А.П. правом на проведение независимой врачебно- медицинской экспертизы не воспользовался, доказательств, свидетельствующих о необъективности, неверности и (или) незаконности выводов военно-врачебной комиссии об установлении годности к военной службе «Б-3», суду не представил.
С учетом правовой позиции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 г. № 36 "О некоторых вопросах применения КАС РФ», процессуальный порядок признания судом недействительным решения должностного лица предусмотрен Главой 22 КАС РФ с учетом наличия следующей совокупности: нарушением оспариваемых действий требований действующего законодательства и нарушением оспариваемым актом прав и свобод лица.
Суд полагает, что незаконных действий призывной комиссией <адрес> не допускалось, а решение Призывной комиссии <адрес> от <дата> о призыве Федосеева А.П. на военную службу и об установлении Федосееву А.П. категории годности к военной службе «Б-3» годен к военной службе с незначительными ограничениями, принято в установленном порядке и рамках предоставленных полномочий, своей компетенции, и не нарушали законных прав и охраняемых законом интересов призывника Федосеева А.П., не создавали препятствий к осуществлению им прав и свобод, не возлагали на него незаконно каких-либо обязанностей, и не привлекали незаконно к ответственности.
При этом судом также учитывается и то обстоятельство, что в соответствии с п.7 ст.28 Федерального закона от <дата> N 53-ФЗ (ред. от <дата>) "О воинской обязанности и военной службе" в случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решения (действие этого заключения) приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.
Таким образом, поскольку решение суда по настоящему административному делу вступает в законную силу после окончания призыва на военную службу с 01 октября по 31 декабря 2017 года, и соответственно Федосеев А.П. в указанный призыв не сможет быть призван на военную службу, то законные права и охраняемые законом интересы Федосеева А.П. также не нарушались, и препятствий к осуществлению им прав и свобод не создано, каких-либо обязанностей не возложено, привлечения незаконно к ответственности не допущено.
Исходя из вышеизложенного, оценив в совокупности все доводы сторон и доказательства по делу, суд находит административное исковое заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.227 КАС РФ
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Федосеева Александра Павловича об оспаривании и признании незаконными Решения Призывной комиссии <адрес> от <дата> о призыве Федосеева А.П. на военную службу и об установлении категории годности к военной службе «Б-3», оставить без удовлетворения.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме.
Судья Д.Е. Самойлов
Справка: Решение изготовлено в окончательной форме <дата>