Решение по делу № 33-2336/2022 от 07.02.2022

Судья – Шевченко В.Ю. гражданское дело № 33-2336/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 марта 2022 года в городе Волгограде судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Данилова А.А.,

судей Волковой И.А., Лымарева В.И.,

при секретаре Сергеевой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-273/2021 по иску Тябина Б.А. к обществу с ограниченной ответственностью «Ситиматик-Волгоград» о защите прав потребителей,

по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Ситиматик-Волгоград»

на решение Руднянского районного суда Волгоградской области от 18 ноября 2021 года, которым на общество с ограниченной ответственностью «Ситиматик-Волгоград» возложена обязанность по установлению контейнера для вывоза ТБО от <адрес> в соответствии с требованиями абзаца 1 пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», производству Тябину Б.А., проживающему по адресу: <адрес> перерасчёта размера платы за вывоз ТБО за период с ДД.ММ.ГГГГ до устранения нарушений норм СанПин в сторону уменьшения до 50% от норматива, при этом с общества с ограниченной ответственностью «Ситиматик-Волгоград» взысканы в пользу Тябина Б.А. компенсация морального вреда в сумме 500 рублей, штраф в размере 250 рублей, в доход местного бюджета – государственная пошлина в размере 600 рублей.

Заслушав доклад судьи Волковой И.А., выслушав объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью «Ситиматик-Волгоград» Яшина А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

установила:

Тябин Б.А. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Ситиматик-Волгоград» (далее по тексту – ООО «Ситиматик-Волгоград») о защите прав потребителей, в обоснование требований указав, что проживает по адресу: <адрес>.

С 2019 года вывозом твёрдых бытовых отходов в селе занимается ООО «Управление отходами-Волгоград», которое в 2021 году изменило своё наименование на ООО «Ситиматик-Волгоград».

Поскольку ООО «Ситиматик - Волгоград» является исполнителем услуги по обращению с ТБО, то обязано предоставить истцу указанную услугу в соответствии с требованиями законодательства.

В соответствии с абзацем 1 пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.

Между тем, расстояние от его дома до ближайшего контейнера для сбора ТБО составляет более 200 метров, что является нарушением нормы СанПиН.

5 апреля 2021 года он обратился с претензией к ООО «Управление отходами - Волгоград», в которой просил произвести перерасчёт платы за вывоз ТБО в связи с нарушением норм СанПин, однако ответа на претензию не получил.

Также он обращался с заявлением в прокуратуру Руднянского района, которое было перенаправлено в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Камышине. Согласно ответу ТО Управления Роспотребнадзора в администрацию Руднянского муниципального района Волгоградской области было направлено предложение об обеспечении мероприятий по выполнению требований абзаца 1 пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21, однако нарушения вышеуказанных норм СанПиН 2.1.3684-21 не устранены.

Полагая, что ООО «Ситиматик-Волгоград», оказывая ему услугу ненадлежащего качества, требует оплату за вывоз ТБО в полном объёме, тогда как фактически он этой услугой не пользуется, обратился в суд и просил обязать ООО «Ситиматик-Волгоград» устранить нарушение абзаца 1 пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21, обязать ООО «Ситиматик-Волгоград» произвести перерасчёт размера платы и суммы задолженности за вывоз ТБО за период с 2020 года до момента устранения нарушений норм СанПин в сторону уменьшения до 10% от норматива, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей, штраф.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ООО «Ситиматик-Волгоград» оспаривает законность и обоснованность судебного решения, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права, просит его отменить, оставив исковые требования Тябина Б.А. без удовлетворения.

В силу пункта 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.

Согласно статье 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении» № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Постановленное судом первой инстанции решение названным требованиям не соответствует.

Инициируя иск, Тябин Б.А. указал, что он является собственником земельного участка и расположенного на нём индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, <адрес> ООО «Ситиматик-Волгоград» является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО на территории <адрес>. На расстоянии более 200 метров от его жилого дома обустроена контейнерная площадка для сбора твёрдых коммунальных отходов.

Судом также установлено, что истцу Тябину Б.А. ответчиком начисляется ежемесячно задолженность по коммунальной услуге «Обращение с ТКО», которая на август 2021 года составляет 13752 рубля 13 коп.

5 апреля 2021 года Тябин Б.А., полагая нарушенными свои права, обратился с претензией в ООО «Управление отходами - Волгоград», в которой просил произвести перерасчёт платы за вывоз ТБО в связи с нарушением норм СанПин, а также в прокуратуру Руднянского района Волгоградской области с заявлением о привлечении ООО «Управление отходами - Волгоград» к ответственности в случае выявления нарушения его прав.

Согласно ответу ТО Управления Роспотребнадзора, в администрацию Руднянского муниципального района Волгоградской области было направлено предложение об обеспечении мероприятий по выполнению требований абзаца 1 пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что между сторонами фактически сложились правоотношения по оказанию (потреблению) услуги по обращению с ТКО и, установив, что расстояние от дома Тябина Б.А. до ближайшего контейнера для сбора ТБО составляет более 200 метров, что является нарушением нормы СанПиН, пришёл к выводу о привлечении к ответственности ООО «Ситиматик-Волгоград» в виде возложения обязанности по перерасчёту платы за коммунальную услугу за вывоз ТКО в сторону ёё уменьшения путём снижения до 50 % от начисляемой суммы, взыскании компенсации морального вреда и штрафа.

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

В силу пункта 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее по тексту – Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).

Согласно пункту 148 (22) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объёмах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и производить расчёт размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО и при наличии оснований производить перерасчёт размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлен Правилами обращения с ТКО, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 (далее по тексту – Правила обращения с ТКО).

Согласно пункта 9 Правил обращения с ТКО потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определённых договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. В случае, если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления ТКО, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления ТКО в орган исполнительной власти субъекта РФ, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в неё сведений о местах (площадках) накопления ТКО.

Требования к расположению контейнерных площадок установлены пунктом 4 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года, согласно которым расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населённых пунктах – не менее 25 метров, в сельских населённых пунктах – не менее 15 метров.

Порядок предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, их права и обязанности, определены в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

В соответствии со статьёй 10 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Вместе с тем, согласно положений статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту – Закон об отходах производства и потребления), пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон об общих принципах организации местного самоуправления в РФ) к полномочиям органов местного самоуправления относится, в том числе участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов.

Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ во взаимосвязи со статьёй 13.4 Закона об отходах производства и потребления и пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации № 1039 от 31 августа 2018 года «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведения их реестра» органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов путём принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твёрдых коммунальных отходов.

Правила обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, требования к его содержанию.

В целях реализации полномочий субъекта Российской Федерации, установленных статьёй 6 Закона об отходах производства и потребления, пунктом 2.2 Порядка накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Волгоградской области, утверждённого приказом комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области № 1923 от 12 июля 2019 года, установлено, что места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области.

Поскольку в данном случае речь идёт об организации места (площадки) накопления ТКО, решением данного вопроса должен заниматься орган местного самоуправления с учётом предоставленных ему полномочий.

Однако, суд первой инстанции при рассмотрении дела, возлагая на ответчика обязанность по перерасчёту платы за коммунальную услугу за вывоз ТКО, а также взыскивая компенсацию морального вреда и штраф, требования вышеуказанных норм во внимание не принял, в связи с чем при данных обстоятельствах судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции ошибочными.

Исходя из установленного, довод апелляционной жалобы о том, что ООО «Ситиматик-Волгоград» является ненадлежащим ответчиком по настоящему спору, по мнению судебной коллегии, заслуживает внимания.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции допущено неправильное применение норм материального права, выразившееся в неправильном истолковании закона, что в соответствии с пунктами 3 и 4 части 1, пунктами 2 и 3 части 2 статьи 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке, с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска Тябина Б.А. к ООО «Ситиматик-Волгоград» в полном объёме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Руднянского районного суда Волгоградской области от 18 ноября 2021 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Тябина Б.А. к обществу с ограниченной ответственностью «Ситиматик-Волгоград» об устранении нарушений абзаца 1 пункта 4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, обязании общества с ограниченной ответственностью «Ситиматик-Волгоград» произвести перерасчёт размера платы и суммы задолженности за вывоз ТБО за период с 2020 года до момента устранения нарушений норм СанПин в сторону уменьшения до 10% от норматива, взыскании компенсации морального вреда, штрафа отказать.

Председательствующий:

Судьи:

33-2336/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Тябин Борис Александрович
Ответчики
ООО Ситиматик - Волгоград
Другие
Администрация Руднянского муниципального района Волгоградской области
Администрация Осичковского сельского поселения Руднянского района Волгоградской области
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Камышине, Камышинском, Котовском, Жирновском, Руднянский районах
Яшин Александр Алексеевич
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Волкова Ирина Алексеевна
Дело на сайте суда
oblsud.vol.sudrf.ru
08.02.2022Передача дела судье
09.03.2022Судебное заседание
21.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.03.2022Передано в экспедицию
09.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее