К делу №2а-751/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Новороссийск 27 марта 2018 года
Приморский районный суд г. Новороссийска в составе:
судьи Семенова Н.С.,
при секретаре Вьюговой Н.А.,
с участием представителей: административного истца – Погосовой К.Х., административного ответчика – Воронцова Д.В., заинтересованного лица – Федерального государственного унитарного предприятия «Главное военно-строительное управление №4» - Иванова А.М., рассмотрев в открытом судебной заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Метрополис» к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае об оспаривании действий должностных лиц,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Метрополис» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором указало на то, что ему на праве собственности принадлежит нежилое строение, расположенное на земельном участке с кадастровым номером <№> находящемся по адресу: <адрес>. Желая приобрести указанный земельный участок в собственность за плату, ООО «Метрополис» обратилось <ДД.ММ.ГГГГ> в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее «ТУФА») с соответствующим заявлением, которое осталось без рассмотрения. Просило суд признать незаконным бездействие ТУФА, выразившееся в непринятии в установленный законом срок, решения по заявлению о предоставлении ООО «Метрополис» в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером <№> и обязать административного ответчика подготовить, на основании предоставленных административным истцом документов, договор купли-продажи земельного участка площадью 2 584 кв.м. с кадастровым номером <№> в трех экземплярах, подписать его и направить проекты указанных договоров для подписания ООО «Метрополис».
В ходе рассмотрения дела ООО «Метрополис» уточнило свои исковые требования и просило суд: признать незаконными действия ТУФА, выразившиеся в отказе ООО «Метрополис» в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером <№> и обязать административного ответчика подготовить, на основании предоставленных административным истцом документов, договор купли-продажи земельного участка площадью 2 584 кв.м. с кадастровым номером <№> в трех экземплярах, подписать его и направить проекты указанных договоров для подписания ООО «Метрополис». В обосновании своих требований ООО «Метрополис» сослалось на свое право на приобретение спорного земельного участка без проведения торгов, по причине расположения на земельном участке объекта недвижимости, находящегося в собственности административного истца.
В судебном заседании Погосова К.Х. поддержала исковые требования ООО «Метрополис», пояснив, что считает незаконной ссылку ТУФА и заинтересованного лица на наличие на спорном земельном участке бетонной площадки для отдыхающих, находящейся в хозяйственном ведении Федерального государственного унитарного предприятия «Главное военно-строительное управление №4» (далее «ГВСУ №4»), поскольку на спорный земельный участок практически весь забетонирован и определить на нем площадку, находящуюся в ведении ГВСУ №4, не представляется возможным.
Воронцов Д.В. в судебном заседании требования ООО «Метрополис» не признал, сославшись на законность принятого ТУФУ решения об отказе в предоставлении истцу в собственность испрашиваемого земельного участка. Причинами отказа в предоставлении истцу указанного земельного участка послужили несоответствие площади земельного участка, который по свидетельству о государственной регистрации права составляет 3 200 кв.м., а по сведениям ЕГРН – 2 584 кв.м. Кроме того, указанный земельный участок относится к землям особо охраняемых территорий и объектов, в связи с чем не может быть отчужден из федеральной собственности. На указанном земельном участке расположен объект недвижимости – площадка для отдыхающих, площадью 302.6 кв.м., находящийся в федеральной собственности и переданный в хозяйственное ведение ГВСУ №4 и, в случае передачи земельного участка в собственность истцу, будет нарушено право, как Российской Федерации, так и ГВСУ №4.
Иванов А.М. в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении требований административного истца и, в дополнении к обстоятельствам, изложенным представителем ответчика, истец просит передать ему в собственность весь земельный участок, площадь которого значительно превышает площадь строения, находящегося в собственности ООО «Метрополис», для обслуживания которого и испрашивается этот земельный участок. Помещение, принадлежащее истцу расположено на берегу Черного моря и фактически используется не под спасательную станцию, а под коммерческое заведение. В настоящее время, по заявлению ГВСУ №4, ТУФУ формирует земельный участок, необходимый для эксплуатации и обслуживания площадки для отдыха, находящейся в хозяйственном ведении ГВСУ №4. Удовлетворение требований истца приведен к нарушению прав ГВСУ №4.
Выслушав участников рассмотрения дела, исследовав и оценив представленные суду доказательства, суд признает требования ООО «Метрополис» незаконными, в связи с чем считает необходимым отказать в их удовлетворении.
Частью 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено право граждане и юридических лиц на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены ст. 39.1 этого же кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Подпунктом 6 п. 2 названной статьи установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Как определено ч. 1 ст. 39.20 этого же кодекса, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Свидетельством о государственной регистрации права, выданным 22.072002 г. подтверждается право собственности ООО «Метрополис» на спасательную станцию лит. «В, В1» общей площадью 327.8 кв.м. из которых жилая площадь – 53.5 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>
Представленным суду заявлением, датированным 13.07.2016 г., подтверждается обращение ООО «Метрополис» к ТУФА с просьбой о предоставлении ему в собственность земельного участка с кадастровым номером <№>, необходимого для использования по целевому назначению, принадлежащего на праве собственности нежилого строения, расположенного на этом земельном участке.
20.09.2016 г. ТУФА направило в адрес ООО «Метрополис» письменное уведомление об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером <№>. Причинами отказа указано несоответствие площади испрашиваемого земельного участка по правоудостоверяющему документу, его площади по данным ЕГРН, а также обращение ГВСУ №4 с заявлением о предоставлении в аренду части этого же земельного участка, необходимой для обслуживания находящейся в их ведении бетонной площадки для отдыхающих. Кроме того, заявителю указано на то, что испрашиваемый земельный участок имеет обременения в виде аренды, договор которого заключен с ООО «Метрополис» на неопределенный срок и, для снятия этого обременения, заявителю необходимо расторгнуть договор аренды земельного участка. Испрашиваемый земельный участок входит в состав земель особо охраняемых территорий и объектов, в связи с чем, его отчуждение невозможно.
Выпиской из ЕГРН подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером <№> площадью 2 584 кв.м., земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенный по адресу: <адрес>», пляжная зона, находится в федеральной собственности. На указанный земельный участок имеется обременение в виде аренды, на основании договора аренды земельного участка от 10.11.202 г. <№>, заключенного с ООО «Метрополис».
Из свидетельства о государственной регистрации права, выданного 03.08.2015 г., следует, что площадь земельного участка с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес> составляет 3 200 кв.м. и указанный земельный участок находится в собственности Российской Федерации.
Исходя из требований ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации, определяющей, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи, суд приходит к выводу о том, что несоответствие площади одного и того же земельного участка в правоудостоверяющем документе и в данных государственного кадастрового учета, исключает возможность признания земельного участка с кадастровым номером <№>, в качестве объекта сделки купли-продажи до приведения в соответствие характеристик указанного объекта недвижимости, определяющих его как индивидуальную вещь (площади и границ).
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Земельного кодекса Российской Федерации объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.
Наличие в хозяйственном ведении ГВСУ №4 объекта недвижимости в виде сооружения – площадки для отдыхающих площадью 302.6 кв.м., расположенной в <адрес> подтверждается выпиской из ЕГРН, из которой следует, что указанный объект недвижимости находится в собственности Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Поскольку на спорном земельном участке имеются разные объекты недвижимости, находящиеся в собственности ООО «Метрополис» и в хозяйственном ведении ГВСУ №4, суд признает, что передача в исключительную собственность ООО «Метрополис» земельного участка с кадастровым номером <№> будут нарушены интересы ГВСУ №4, имеющего право на аренду часть указанного земельного участка в силу закона.
Частью 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Частью 1 ст. 94 этого же кодекса установлено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
К землям особо охраняемых территорий, в соответствии с ч. 2 этой же статьи, относятся земли: 1) особо охраняемых природных территорий; 2) природоохранного назначения; 3) рекреационного назначения; 4) историко-культурного назначения; 5) особо ценные земли.
В силу п. 1 ч. 5 ст. 27 этого же кодекса, находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий ограничены в обороте.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером <№> в установленном законом порядке отнесен к категории земель особо охраняемых территорий, включающих в себя особо охраняемые природные территории и ограниченных законом в обороте, указанный земельный участок не может быть предметом купли-продажи.
С учетом изложенного суд признает законным и обоснованным отказ ТУФА в передаче в собственность ООО «Метрополис» земельного участка с кадастровым номером 23:47:0118015:61, в связи с чем у суда отсутствуют законные основания для удовлетворения требований административного истца.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Общества с ограниченной ответственностью «Метрополис» к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае об оспаривании действий должностных лиц – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Приморский районный суд г. Новороссийска в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение не вступило в законную силу
Судья Н.С. Семенов