Дело №а- 905/19
Решение
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 июля 2019 года г. Владивосток
Первомайский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего судьи Лысенко Е.А.
при секретаре Дорошенко М.С.,
с участием представителя административного истца ФИО2 ФИО5, представителя административных ответчиков администрации г. Владивостока, управления муниципальной собственности г. Владивостока ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2
к администрации Приморского края, департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края, администрации г. Владивостока, управлению муниципальной собственности г. Владивостока, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю о признании решения незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с данным административным иском, указывая, что 30.10.2017 им в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края подано заявление о предварительном согласовании предоставления в собственность без проведения торгов земельного участка площадью 1169 кв. м. 28.04.2018 им подано дополнительное заявление о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 25:28:030001:111 площадью 862 кв. м, расположенного под объектом недвижимости по <адрес>. Ему известно о принятии Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю решения об отказе в снятии с учета земельного участка с кадастровым номером 25:28:030001:2549 по обращению департамента земельных и имущественных отношений Приморского края. Он является собственником объекта недвижимости – индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. При проведении кадастровых работ по координированию жилого дома выявлено, что фактически занимаемая с 1927 года и используемая под жилым домом и хозяйственными постройками территория земельного участка с кадастровым номером 25:28:030001:111 частично накладывается на земельный участок с кадастровым номером 25:28:030001:2549, который поставлен на государственный кадастровый учет 28.10.2015 с видом разрешенного использования: офисы, служебные помещения. 23.10.2018 в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории отказано. Считает, что департаментом не учтен тот факт, что пересечение границ испрашиваемого земельного участка с земельным участком с кадастровым номером 25:28:030001:2549 являлось кадастровой ошибкой. Также отказ содержал ответ только в части снятия земельного участка с кадастровым номером 25:28:030001:2549. Просит суд признать отказ департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 23.10.2018 № 20/03/02-09/37292 в предварительном согласовании земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории незаконным. Обязать администрацию Приморского края в лице департамента земельных и имущественных отношений Приморского края предварительно согласовать предоставление в собственность без проведения торгов земельного участка площадью 862 кв. м с кадастровым номером 25:28:030001:111 с видом разрешенного использования: под жилой дом и хозяйственные. Обязать администрацию Приморского края в лице департамента земельных и имущественных отношений Приморского края предоставить ему право провести государственный кадастровый учет в связи с уточнением границ данного земельного участка. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю произвести работы по исключению сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:030001:2549 из сведений ЕГРН.
В судебном заседании 22.05.2019 представитель административного истца уточнил заявленные требования в части возложения обязанности, просил суд обязать администрацию г. Владивостока предварительно согласовать предоставление в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 25:28:030001:111 с видом разрешенного использования: под жилой дом и хозяйственные постройки. Обязать администрацию г. Владивостока предоставить ему право провести государственный кадастровый учет в связи с уточнением границ данного земельного участка. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на земельный участок с кадастровым номером 25:28:030001:2549 с последующим снятием указанного земельного участка с кадастрового учета.
Определениями суда от 26.02.2019, от 10.04.2019, от 22.05.2019 к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены соответственно департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, администрация г. Владивостока, управление муниципальной собственности г. Владивостока.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования по доводам административного иска, дополнительно суду пояснив, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:030001:2549 передан в аренду ИП ФИО7 Договор аренды в последующем расторгнут, земельный участок передан департаменту земельных и имущественный отношений Приморского края по акту приема-передачи. Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 25:28:030001:111 не зарегистрировано. Участок имеет статус «ранее учтенный», вид использования – для индивидуальной жилой застройки. Постановка земельного участка с кадастровым номером 25:28:030001:2549 на кадастровый учет препятствует реализации права ФИО2 на оформление в собственность земельного участка, расположенного под его домом. Возможность аннулирования и исключения из государственного кадастра недвижимости внесенных сведений при постановке на учет образованного объекта недвижимости предусмотрена ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости». Поскольку постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 25:28:030001:2549 привела к нарушению законных прав ФИО2, считает, что необходимо обязать уполномоченный орган устранить допущенное нарушение путем исключения участка с кадастрового учета. Полагает, что у ФИО2 отсутствует иная возможность восстановления и защиты его права, кроме как посредством рассмотрения спора об обязании уполномоченного органа исключить сведения о местоположении земельного участка с кадастровым номером 25:28:030001:2549 из государственного кадастра недвижимости. Просит суд признать незаконным отказ департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 23.10.2018 № 20/03/02-09/37292 в предварительном согласовании земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории незаконным. Обязать департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, администрацию г. Владивостока предварительно согласовать предоставление в собственность без проведения торгов земельного участка площадью 862 кв. м с кадастровым номером 25:28:030001:111 с видом разрешенного использования: под жилой дом и хозяйственные. Обязать департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, администрацию г. Владивостока предоставить ему право провести государственный кадастровый учет в связи с уточнением границ данного земельного участка, расположенного под жилым домом. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю произвести действия по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 25:28:030001:2549, а также обязать исключить сведения из ЕГРН о нем.
В судебном заседании представитель административных ответчиков администрации г. Владивостока, управлению муниципальной собственности г. Владивостока возражал против удовлетворения административного иска, поддержал отзыв, согласно которому администрация г. Владивостока заявление ФИО2 с приложенными документами не рассматривала, решений об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка не принимала, а значит, права и законные интересы административного истца не нарушала. Кроме этого, полагает, что отказ департамента земельных и имущественных отношений Приморского края является законным и обоснованным, поскольку испрашиваемый земельный участок налагается на земельный участок, стоящий на кадастровом учете с кадастровым номером 25:28:030001:2549. В соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 25:28:030001:2549 имеет вид разрешенного использования «для размещения административных зданий», имеет статус «учтенный». При выявленных наложениях невозможно будет осуществить процедуру постановки на кадастровый учет земельного участка по <адрес>, в силу положений Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости». Просит в удовлетворении административного иска отказать.
Согласно возражениям представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю частью 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. Согласно ч. 3 ст. 41 указанного Закона снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости. Федеральный закон № 218-ФЗ не содержит положений, предусматривающих исключение из ЕГРН сведений о таких основных характеристиках земельного участка, как описание местоположения его границ и площадь. Исключение из ЕГРН сведений о местоположении границ земельных участков возможно при поступлении в орган регистрации прав вступившего в законную силу решения суда. При этом, правовое регулирование допустимости снятия с кадастрового учета земельных участков по обстоятельствам, установленным в рамках рассматриваемого спора, отсутствует. В компетенцию Управления не входит фактическое изучение местоположения объектов недвижимости на местности. Данные полномочия возложены на кадастровых инженеров, которые, в свою очередь, подготавливают информацию, необходимую для осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости, в виде, установленном нормами действующего законодательства.
В судебное заседание административные истец, представители административных ответчиков администрации Приморского края, департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю не явились, извещены судом о дате и времени судебного заседания. Представители департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю просили суд рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии со ст.ст. 150, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителей административного истца, административных ответчиков администрации г. Владивостока, управления муниципальной собственности г. Владивостока, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как следует из материалов дела, департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края рассмотрено заявление ФИО2 о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером 25:28:030001:111. Заявителю указано на невозможность принятия положительного решения по заявлению в связи с отказом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю в снятии с учета земельного участка с кадастровым номером 25:28:030001:2549.
В судебном заседании стороны подтвердили факт наложения земельного участка с кадастровым номером 25:28:030001:111 на земельный участок с кадастровым номером 25:28:030001:2549.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Подпунктом 2 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено такое основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, как полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.
При таких обстоятельствах суд соглашается с ответом административного ответчика о наличии основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В части требований о возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю судом установлено следующее.
Административный истец не обжалует бездействие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, при установлении которого возможно возложить обязанность на административного ответчика совершить предусмотренное законом действие. Также предметом настоящего спора не является проверка законности действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю по постановке земельного участка с кадастровым номером 25:28:030001:2549.
При этом, частью 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. Согласно ч. 3 ст. 41 указанного Закона снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.
Федеральный закон № 218-ФЗ не содержит положений, предусматривающих исключение из ЕГРН сведений о таких основных характеристиках земельного участка, как описание местоположения его границ и площадь.
Судом не установлено нарушений действующего законодательства со стороны Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю.
Оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 о признании решения незаконным, возложении обязанности отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Первомайский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.А. Лысенко
Мотивированный текст решения изготовлен 08.07.2019