ДЕЛО № 2-899/15
Р Е Ш Е Н И Е.
Именем Российской Федерации.
г.Темрюк 03.04.2015 г.
Темрюкский районный суд Краснодарского Края в составе:
Председательствующего судьи Курбановой Е.Н.
При секретаре Матвиенко Л.Ю.
С участием помощника прокурора Темрюкского района Мушкетова А.С.
Представителя администрации Курчанского сельского поселения Темрюкского района, действующего по доверенности Ропай В.Л.
Представителя Управления социальной защиты населения Министерства социального развития и семенной политики КК в Темрюкском районе, действующего по доверенности Черникова О.И.
Рассмотрев в отрытом судебном заседании заявление прокурора Темрюкского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Курчанского сельского поселения Темрюкского района и устранении выявленных нарушений,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Темрюкского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Курчанского сельского поселения Темрюкского района и устранении выявленных нарушений.
Свои требования прокурор обосновал тем, что по заданию прокуратуры Краснодарского края прокуратурой района с привлечением специалистов УСЗН в Темрюкском районе проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в части доступности объектов социальной инфраструктуры для маломобильной категории граждан. В ходе, которой было установлено, что администрацией Курчанского сельского поселения допущены существенные нарушения законодательства о социальной защите инвалидов.
По мнению прокурора Темрюкского района, бездействие администрации Курчанского сельского поселения нарушает права неопределенного круга маломобильных граждан на беспрепятственный доступ к объектам социальной и транспортной инфраструктуры, в связи с чем, прокурор Темрюкского района обратился с указанным заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и просит суд признать бездействие администрации Курчанского сельского поселения по не созданию условий для беспрепятственного доступа к зданию администрации Курчанского сельского поселения и остановочных комплексов, расположенных по четной и нечетной сторонам ул.Красной в ст. Курчанской Темрюкского района Краснодарского Края, являющихся объектами социальной и транспортной инфраструктуры, незаконным.
Обязать администрацию Курчанского сельского поселения устранить выявленные нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, а именно:
-оборудовать поручнями на высоте 90см. обе стороны наружной лестницы на входе в здание администрации Курчанского сельского поселения в соответствие с п.4.1.14 СП 59.13330.2012; параметры уклона пандуса привести в соответствие с требованиям п.4.1.15 СП 59.13330.2012; на прозрачное полотно входной двери навести контрастную маркировку; ширину проема одной створки входной внутренней двери в свету на пути движения к функциональной зоне (зоне оказания услуг) привести в соответствие с требованиям п.5.1.4 СП 59.13330.2012; в функциональной зоне (зоне оказания услуг) ширину проема дверей в кабинеты привести в соответствие с требованиям п. 6.3.2 СП 59.125330.2012; доступные элементы здания обозначить специальными символами, указателями направления движения в соответствии с требованиями п.5.5.1 СП 59.13330.2012; установить световые текстовые табло для вывода оперативной информации в соответствии с требованиями п.п. 5.5.3, 5.5.4 СП 59.13330.2012;
-высоту посадочных площадок на территории остановочных комплексов,расположенных по четной и нечетной сторонам ул.Красной в ст.Курчанской, привести в соответствие с требованиями п.3.14 МДС 35-2.2000; на территории остановочных комплексов предусмотреть места для инвалидов на креслах- колясках площадью не менее 0,9x1,2 м. в соответствии с п.3.14 МДС 35-2.2000; оборудовать остановочные комплексы тактильными схемами организации движения, а также табличками с номерами маршрутов и расписанием движения, выполненными крупным контрастным шрифтом на высоте не более 1,5 м. в соответствии с п.3.14 МДС 35-2.2000.
В судебном заседании помощник прокурора Темрюкского района Мушкетов А.С. поддержал заявленные требования, ссылаясь на те же обстоятельства.
Представитель администрации Курчанского сельского поселения Темрюкского района, действующий по доверенности Ропай В.Л. (л.д.34) в судебном заседании с заявленными требования прокурора Темрюкского района не согласился, суду пояснил, что в заявлении указано на нарушения положений, содержащихся в ч.1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», имеются ссылки на Закон Краснодарского края от 27.04.2007 г. № 1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, информации и связи в Краснодарском крае», на требования СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп граждан», на требования МДС35 - 2.2000 «Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учётом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения», однако при этом не учтено главное обстоятельство: эти акты или не вступили в силу, либо носят рекомендательный (не императивный характер), либо не имеют отношения к состоянию здания администрации Курчанского сельского поселения в связи со следующим:
Текст части 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» приведён в редакции Федерального закона от 01.12.2014г. №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (далее - «Закон об изменениях»). Однако согласно части 3 ст.26 «Закона об изменениях» положения части 1 статьи 15 в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам. Сам же «Закон об изменениях», согласно ч.1 ст.26 этого Закона, вступает в силу с 01.01.2016 года.
В соответствии с п.3 ст.1 Закона Краснодарского края от 27.04.2007г. №1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, информации и связи в Краснодарском крае» к объектам социальной инфраструктуры относятся, в том числе здания административного назначения, то есть здание, в котором расположена администрация Курчанского сельского поселения. Таким образом, если после 01 июля 2016 года здание администрации поселения будет подвергаться реконструкции, модернизации, то будет необходимо учитывать положения статьи 15 вышеназванного Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ;
То же условие изложено в части 2 ст.5 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 г. № 1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, информации и связи в Краснодарском крае»: «При разработке проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов социальной, транспортной инфраструктур независимо от форм собственности этих объектов должны предусматриваться все необходимые мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан в соответствии со строительными нормами и правилами.
СП 59.13330.2012 2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп граждан» содержит тоже условие (пункты 1.1, 1.2.) - Свод правил предназначен для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, требования СП необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. При этом, как сказано в СП (п. 1.2.), в случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения следует осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения и учётом мнения общественных объединений инвалидов.
МДС 35 - 2.2000 «Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учётом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения» содержат рекомендации по проектированию элементов городской (сельской) среды - пешеходных путей, автостоянок и остановок транспорта и др. В разделе «Остановки общественного транспорта» (п. 3.14.) сказано об организации остановок всех видов городского общественного транспорта изложен пример оборудования автобусных остановок специального автобуса, имеющего техническую возможность въезда в автобус с откидным пандусом инвалида на коляске. В Темрюкском районе на маршруте г. Темрюк -ст. Курчанская - пос. Красный Октябрь работают маршрутные автобусы, не имеющие откидных пандусов и никаким другим образом не приспособленные для въезда инвалида на коляске. Таким образом, требование прокурора обустроить остановочные комплексы не только не основано на МДС 35- 2.2000, но и не может быть реализовано при имеющемся техническом оснащении маршрутных автобусов.
Как считает представитель администрации Курчанского сельского поселения, в настоящее время отсутствует программа, предусматривающая, кто инициирует, кто должен выполнять все указанные мероприятия, как должно быть это реализовано и за счет расходов казны субъекта или Российской Федерации. Федеральная казна не предусматривает участие в социальной защите инвалидов, участие предусмотрено только на условиях софинансирования. Согласно ст.ст. 131, 133 Конституции РФ, никто не вправе ограничивать или умалять полномочия местного самоуправления.
Представитель Управления социальной защиты населения Министерства социального развития и семенной политики КК в Темрюкском районе действующий по доверенности Черников О.И. (л.д.37), в судебном заседании заявленные требования прокурора поддержал в полном объеме, суду пояснил, что в соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
На территории Краснодарского края с 2012 года действует программа «Доступная среда», в которую может вступить любой объект. Расходы на проведение всех указанных прокурором мероприятий предусмотрены ст.5 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», где указано, что осуществляются из других источников, которые не противоречат законодательству.
Суд, выслушав всех участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему:
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Темрюкского района с привлечением специалистов УСЗН в Темрюкском районе, проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в части доступности объектов социальной инфраструктуры для маломобильной категории граждан.
Так, в ходе проведенной проверки было установлено, что в нарушение требований СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011г. № 605 (далее - СП 59.13330.2012), обе стороны наружной лестницы на входе в здание администрации Курчанского сельского поселения (ст. Курчанская, ул. Красная, 120), не оборудованы поручнями на высоте 90 см.; параметры уклона пандуса не соответствуют требованиям СП 59.13330.2012; на прозрачное полотно входной двери не нанесена контрастная маркировка; ширина проема одной створки входной внутренней двери в свету на пути движения к функциональной зоне (зоне оказания услуг) не соответствует требованиям п.5.1.4 СП 59.13330.2012; ширина проема дверей в кабинеты не соответствует требованиям п.6.3.2 СП 59.13330.2012.
Помимо этого, в нарушение п.5.5.1 СП 59.13330.2012 доступные элементы здания не обозначены специальными символами, указатели направления движения отсутствуют; в нарушение п.п.5.5.3, 5.5.4 СП 59.13330.2012 отсутствуют световые текстовые табло для вывода оперативной информации.
Таким образом, в настоящее время здание администрации Курчанского сельского поселения, расположенное по адресу: ст. Курчанская, ул. Красная, 120, недоступно для всех 4 категорий инвалидов, что является недопустимым.
Также, прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в части доступности объектов транспортной инфраструктуры для маломобильной категории граждан, в ходе которой установлено, высота посадочных площадок на территории остановочных комплексов, расположенных по ул.Красной в ст.Курчанской (с четной и нечетной стороны), не соответствует требованиям п.3.14 МДС 35-2.2000 «Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения»; не предусмотрены места для инвалидов на креслах-колясках площадью не менее 0,9x1,2 м.; в нарушение п. 3.14 СП 59.13330.2012 на территории остановочных комплексов отсутствует тактильная схема организации движения, а также таблички с номерами маршрутов и расписанием движения, выполненных крупным контрастным шрифтом на высоте не более 1,5 м.
Таким образом, вышеуказанные остановочные комплексы в настоящее время являются недоступными для инвалидов-колясочников, инвалидов по зрению и по слуху.
Вышеуказанные выявленные нарушения подтверждаются паспортами доступности здания администрации Курчанского сельского поселения и остановочных комплексов по ул.Красной в ст.Курчанской с приложенными фототаблицами к ним (л.д.12-19,20-23,24-27).
В судебном заседании представитель администрации Курчанского сельского поселения Темрюкского района Ропай В.Л., возражая против удовлетворения заявленных требований прокурора Темрюкского района, ссылается на то, что в тексте заявления прокурора, ч.1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» приведен в редакции Федерального закона от 01.12.2014г. №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», что по его мнению, не соответствует действительности – текст указанной нормы изложен в редакции Федерального закона от 08.08.2001г. №123-ФЗ. Кроме того, как пояснил представитель Ропай В.Л., ч.1 ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» будет применима с 01.07.2016 года. Также, при обосновании своего возражения представитель Ропай В.Л. ссылался на положения п.2 ст.5 Закона Краснодарского края от 27.04.2007г. №1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа малобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» в которой указано, что при разработке проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур независимо от форм собственности этих объектов должны предусматриваться все необходимые мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан в соответствии со строительными нормами и правилами РФ.
Между тем, выявленные прокуратурой Темрюкского района нарушения имеют отношение не к проектируемым либо возводимым, а к уже введенным в эксплуатацию зданию, а также остановочным комплексам, в связи с чем, ссылка на вышеуказанную норму суд считает необоснованной.
Изменения части 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защиты инвалидов в Российской Федерации» претерпит изменения 01 июля 2016 года, а пока действуют требования от 01.12.2014 г.
Согласно части 6 и части 7 статьи 5 ФЗ №181от 24.11.1995 г., оснащение действующих объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, средств связи и информации специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан осуществляется в период как нового строительства, так и при проведении их реконструкции, капитального ремонта, если планировка позволяет осуществить эти работы.
В случае невозможности выполнения в полном объеме требований беспрепятственного доступа маломобильных граждан к действующим объектам, в том числе к объектам, представляющим историческую и культурную ценность, собственниками таких объектов должны быть приняты меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей данной категории граждан в необходимой для конкретной ситуации степени с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
Возражая против удовлетворения заявления прокурора Темрюкского района, представитель администрации Курчанского сельского поселения Ропай В.Л. привел довод о невозможности полного приспособления здания администрации Курчанского сельского поселения для нужд маломобильных категорий граждан, а также довод о необходимости «разумного приспособления».
Однако, согласно п.1.2 СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» в случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
Таким образом, полжения п. 1.2 СП 59.13330.2012 применимы лишь к проектируемым зданиям и сооружениям.
Ссылку представителя Ропай В.Л., на то что МДС 35-2.2000 «Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения» не имеют нормативного характера, суд считает также необоснованной, поскольку в соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В МДС 35-2.2000 изложены правила обустройства объектов транспортной инфраструктуры для нужд маломобильных категорий граждан.
Таким образом, положения МДС 35-2.2000 во взаимосвязи с ч.1 ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» приобретают нормативный характер и являются обязательными для исполнения.
Кроме того, в соответствии с преамбулой МДС 35-2.2000 данные правила содержат рекомендации по проектированию элементов городской (сельской) среды - пешеходных путей, автостоянок и остановок транспорта, благоустройству территорий, а также принципы расчета и размещения объектов общественного обслуживания.
Таким образом, требования п. 3.14 МДС 35-2.2000 применяются также и к обустройству остановок всех видов общественного транспорта в сельской местности.
Доводы возражения об отсутствии на территории района специального транспорта для инвалидов являются необоснованными в связи с тем, что данное обстоятельство не освобождает уполномоченный орган местного самоуправления от исполнения обязанности по приведению объектов транспортной инфраструктуры в соответствие с действующими требованиями.
Кроме того, отсутствие соответствующей транспортной инфраструктуры является обстоятельством, препятствующим созданию на территории района автопарка специализированных транспортных средств для инвалидов.
Статьей 10 Закона № 1229-КЗ предусмотрено, что контроль за выполнением требований законодательства в области обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур осуществляется отраслевыми органами исполнительной власти, органами местного самоуправления в соответствии с установленной компетенцией.
Учитывая вышеизложенное, администрацией Курчанского сельского поселения допущены существенные нарушения законодательства о социальной защите инвалидов. Бездействие администрации Курчанского сельского поселения нарушает права неопределенного круга маломобильных граждан на беспрепятственный доступ к объектам социальной и транспортной инфраструктуры.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 258, ст.198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать бездействие администрации Курчанского сельского поселения по не созданию условий для беспрепятственного доступа к зданию администрации Курчанского сельского поселения и остановочных комплексов, расположенных по четной и нечетной сторонам ул.Красной в ст. Курчанской Темрюкского района Краснодарского Края, являющихся объектами социальной и транспортной инфраструктуры, незаконным.
Обязать администрацию Курчанского сельского поселения устранить выявленные нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, а именно:
-оборудовать поручнями на высоте 90см. обе стороны наружной лестницы на входе в здание администрации Курчанского сельского поселения в соответствие с п.4.1.14 СП 59.13330.2012; параметры уклона пандуса привести в соответствие с требованиями п.4.1.15 СП 59.13330.2012; на прозрачное полотно входной двери навести контрастную маркировку; ширину проема одной створки входной внутренней двери в свету на пути движения к функциональной зоне (зоне оказания услуг) привести в соответствие с требованиями п.5.1.4 СП 59.13330.2012; в функциональной зоне (зоне оказания услуг) ширину проема дверей в кабинеты привести в соответствие с требованиями п. 6.3.2 СП 59.125330.2012; доступные элементы здания обозначить специальными символами, указателями направления движения в соответствии с требованиями п.5.5.1 СП 59.13330.2012; установить световые текстовые табло для вывода оперативной информации в соответствии с требованиями п.п. 5.5.3, 5.5.4 СП 59.13330.2012;
-высоту посадочных площадок на территории остановочных комплексов,расположенных по четной и нечетной сторонам ул.Красной в ст.Курчанской, привести в соответствие с требованиями п.3.14 МДС 35-2.2000; на территории остановочных комплексов предусмотреть места для инвалидов на креслах- колясках площадью не менее 0,9x1,2 м. в соответствии с п.3.14 МДС 35-2.2000; оборудовать остановочные комплексы тактильными схемами организации движения, а также табличками с номерами маршрутов и расписанием движения, выполненными крупным контрастным шрифтом на высоте не более 1,5 м. в соответствии с п.3.14 МДС 35-2.2000.
Решение суда может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции, в Краснодарский Краевой суд через Темрюкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 08.04.2015 г.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: