Решение по делу № 2а-166/2019 (2а-2683/2018;) ~ М-2567/2018 от 08.11.2018

                        Дело № 2а-166/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 марта 2019 года г. Артем

Артемовский городской суд Приморского края в составе:

судьи Шестухиной Е.А.,

при секретаре Антошечкиной Н.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению кадастрового инженера Загуменной Раисы Павловны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, администрации Артемовского городского округа о признании решений незаконными,

установил:

Кадастровый инженер Загуменная Р.П. обратилась в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Приморскому краю о признании решения незаконным. В обоснование требований указала, что П.В.М.., П.Б.Н.о. являются собственниками земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , П.В.М.. также является арендатором смежного земельного участка с кадастровым номером . По заявлению Пучаховых кадастровым инженером Загуменной Р.П. при уточнении границ земельного участка выявлено, что описание местоположения границ, содержащееся в ЕГРН является ошибочным, поскольку не соответствует существующему на местности положению. Согласно техническому паспорту 2002 года в границах земельного участка Пучаховых находятся хозяйственные постройки (сарай и колодец), которые не подвергались перемещению. Территория земельного участка огорожена забором, установленным в 2002 году. Полагая, что несоответствие сведений о местоположении границ земельного участка обусловлено отсутствием соблюдения точности проводимых измерений, Загуменной Р.П. подготовлен межевой план для исправления ошибки в местоположении границ земельного участка земельного участка с кадастровым номером и исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка . Решением Управления Росреестра по Приморскому краю от 24.09.2018 действия по кадастровому учету исправления ошибки приостановлены. В обоснование приостановления регистрирующий орган указал, что сведения о координатах поворотных точек по данным ГКН не требуют уточнения (определены с точностью 0,1 м), которая соответствует нормативной, основанием для исправления ошибки может быть решение суда. Заявитель полагал, что ответчиком необоснованно указано на отсутствие необходимости уточнений, поскольку основанием обращения является устранение реестровой ошибки, а не уточнение границ, законом предусмотрен несудебный порядок исправления реестровой ошибки, конфигурация участка, установленная при проведении кадастровых работ соответствует конфигурации, имеющейся в техническом паспорте, а также конфигурации в ЕГРН. В сведениях ЕГРН указано на отсутствие сведений о точности определения координат участка с номером , а также о том, что точность определения координат участка с номером составляет 0,3, что ниже нормативной точности. При проведении кадастровых работ административным истцом использованы данные технического паспорта на домовладение, расположенное в границах земельного участка, в связи с чем основания сомневаться в точности местоположения границ земельного участка с кадастровым номером отсутствуют. Решением апелляционной комиссии от 31.10.2018 в удовлетворении заявления Загуменной Р.П. об обжаловании указанного решения отказано.

Кадастровый инженер просил признать незаконным решение Управления Росреестра по Приморскому краю от 24.09.2018 № , возложить обязанность повторно рассмотреть заявление №

В ходе рассмотрения дела административный истец увеличил требования: дополнительно просил признать незаконным решение административного ответчика от 24.122018 , которым отказано в учете изменений объекта недвижимости в связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учета изменений и неустранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении. По ходатайству административного истца определением от 04.02.2019 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрация Артемовского городского округа.

В судебном заседании кадастровый инженер Загуменная Р.П. на уточненных требованиях настаивала, пояснила, что первоначально заявители обратились к ней для проведения кадастровых работ в отношении дома, при координировании дома ею было установлено, что сведения о земельном участке Пучаховых отражены в ЕГРН неверно, ввиду неточности определения координат поворотных точек земельного участка при установлении границ на местности в 2004 году. Законодательство позволяет изменение площади земельного участка при уточнении его границ, в данном случае увеличение площади не превышает 10 процентов. При проведении работ по установлению на местности границ земельного участка было выявлено, что сведения о смежном земельном участке, собственность на который не разграничена, также отражены неверно, в связи с чем кадастровым инженером подготовлен межевой план об исправлении реестровой ошибки. Межевой план был подготовлен на основании данных технического паспорта на домовладение, извещение о согласовании местоположения границ участка было направлено в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, возражения от него не поступали. Оснований для приостановления действий по кадастровому учету изменений объекта, а также для отказа у Управления Росреестра по Приморскому краю не имелось.

Представитель администрации Артемовского городского округа Кургак М.В. в судебном заседании оставила разрешение требований административного истца на усмотрение суда, полагая, что администрация является ненадлежащим ответчиком по делу. Мнение по наличию спора о праве не выразила, полагая, что факт наличия или отсутствия реестровой ошибки уполномочено устанавливать Управление Росреестра. Пояснила, что специалистами администрации АГО был осуществлен выход на место, наличие колодцев и построек на участке с номером :118, а также на прилегающих участках не установлено, представила фотоматериалы по результатам обследования.

Представителем административного ответчика направлены в суд возражения, согласно которым с требованиями Управление Росреестра по ПК не согласилось по основаниям, изложенным в названных возражениях. Указало, что представленными в уполномоченный орган документами не подтверждается предоставление и нахождение в указанных границах на местности пятнадцать и более лет земельного участка с кадастровым номером с площадью кв.м. Согласно техническому паспорту домовладения фактическая площадь участка на 2002 год составила <данные изъяты> кв.м. Заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца.

Суд, изучив материалы дела, изучив доводы административного иска, полагает, что оснований для удовлетворения требований не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи (нарушения оспариваемым решением прав, свобод и законных интересов административного истца, соблюдение сроков обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи (законности вынесенного решения), - на орган, принявший оспариваемое решение.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ основанием к удовлетворению требований административного истца может служить нарушение требований законодательства относительно полномочий на принятие решения или совершение действия, соблюдения порядка принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.), несоответствие содержания оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный участок, как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю, является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Согласно ч. 7 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

В силу ч. 2 ст. 8 ФЗ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

Кадастр недвижимости содержит сведения об объекте недвижимости, включающий, в числе прочих, описание местоположения объекта недвижимости, площадь земельного участка (ч. 4 ст. 8 ФЗ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.

Решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета (в тех случаях, когда настоящий Федеральный закон допускает возможность осуществления государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 5, 7 - 10, 19 - 21, 24 - 35, 42, 43, 45, 49, 50, 52 части 1 настоящей статьи, могут быть обжалованы в порядке, установленном статьей 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (ч. 9 ст. 26 названного закона).

Из материалов дела следует, что в совместной собственности П.Б.Н. и П.В.М.. находится земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использование: к индивидуальному жилому дому.

18.09.2018 собственники участка обратились в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением об учете изменений земельного участка в связи с исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером и исправлением ошибки в местоположении границ смежного земельного участка с кадастровым номером

При обращении заявителями представлен межевой план от 13.09.2018, подготовленный кадастровым инженером Загуменной Р.П. в связи с исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером и исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером

Согласно заключению кадастрового инженера описание местоположения границ земельного участка с кадастровым номером внесено в ЕГРН, однако точность определения границ не установлена, в связи с чем имеются основания для уточнения границ земельного участка. При уточнении границ земельного участка выявлено, что описание местоположения границ, содержащееся в ЕГРН, является ошибочным, поскольку не соответствует существующему на местности положению. Согласно техническому паспорту домовладения по <адрес>, 2002 года в границах земельного участка находятся хоз. постройки (сарай, лит. Г3) и колодец (Г6), которые не подвергались перемещению. Территория земельного участка огорожена забором, установленным в 2002 году, несоответствие сведений ЕГРН об описании местоположения границ земельного участка обусловлено отсутствием соблюдения точности измерений. При уточнении местоположения границ участка с номером выявлено наложение границ уточняемого земельного участка на участок

Согласно сведениям ЕГРН земельные участки с кадастровыми номерами и состоят со статусом ранее учтенные. Земельный участок поставлен на кадастровый учет 12.07.2004, границы на местности установлены, площадь участка <данные изъяты> кв.м. Земельный участок поставлен на кадастровый учет 27.10.2003, границы на местности установлены, площадь участка <данные изъяты> кв.м.

Согласно сведениям подготовленного кадастровым инженером межевого плана в результате уточнения площадь земельного участка составит <данные изъяты> кв.м, площадь земельного участка составит <данные изъяты> кв.м (л.д. 15-16).

Уведомлением от 24.09.2018 № Управление Росреестра по Приморскому краю сообщило о приостановлении кадастрового учета изменений сведений об объекте недвижимости, в связи с отсутствием оснований для уточнения границ земельных участков, поскольку названные участки состоят на кадастровом учете, сведения о координатах поворотных точек не требуют уточнения, определены с точностью 0,10, которая соответствует нормативной. Указано на то, что основанием для исправления ошибки может быть вступившее в силу решение суда (л.д.9).

Решением апелляционной комиссии от 31.10.2018 принято решение об отклонении заявления Загуменной Р.П. об обжаловании решения о приостановлении осуществления кадастрового учета от 24.09.2018 (л.д. 36-39).

24.12.2018 Управлением Росреестра по Приморскому краю принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости в связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учета и не устранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления.

В соответствии с ч. 3 ст. 61 Федералього закона № 218-ФЗ воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Согласно ч. 4 ст. 61 указанного закона в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.

Согласно составленному для исправления ошибки межевому плану от 13.09.2018 в результате исправления ошибки изменяется описание местоположения двух земельных участков, а также увеличивается площадь двух объектов недвижимости, в связи с чем уполномоченным органом сделан обоснованный вывод о возможности нарушения законных интересов правообладателей или третьих лиц, и в уведомлении от 24.09.2018 указано на необходимость исправления такого рода ошибки в судебном порядке, что не противоречит положениям ч. 4 ст. 61 Федерального закона № 218-ФЗ.

В межевом плане, подготовленном в связи с исправлением ошибки, кадастровый инженер ссылается на необходимость уточнения границ земельных участков, в связи с чем его содержание верно проверено уполномоченным органом по основанию необходимости такого уточнения.

Согласно приложению № 1 к Приказу Минэкономразвития России от 01.03.2016 года № 90 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения» средняя квадратическая погрешность местоположения характерных точек земельных участков, отнесенных к землям населенных пунктов должна составлять не более 0,10 метра.

Согласно техническому паспорту на домовладение по <адрес>, по состоянию на 11.09.2002 (л.д. 23об), площадь земельного участка под домовладением по документам составляла <данные изъяты> кв.м, по фактическому землепользованию определена в размере <данные изъяты> кв.м.

Действующими на дату проведения межевания земельного участка Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства, утв. Росземкадастром 17.02.2003, в п. 1 определено, что средняя квадратическая ошибка Mt положения межевого знака относительно ближайшего пункта исходной геодезической основы в отношении земель населенных пунктов также составляла 0,10 м.

В соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" уточнением границ земельного участка является государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах. Указанный государственный кадастровый учет осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона N 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ч. 10 ст. 22).

Согласно п. 21 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" межевой план составляется на основе сведений ЕГРН об определенном земельном участке, здании, сооружении, объекте незавершенного строительства, ином объекте, который прочно связан с землей, то есть перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, и (или) сведений об определенной территории, например в случае образования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или уточнения местоположения границ земельных участков.

Для подготовки межевого плана используются картографические материалы, в том числе картографо-геодезического фонда, и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Основанием для приостановления действий по кадастровому учету административным ответчиком, в том числе, указано отсутствие документов, подтверждающих предоставление и нахождение в указанных границах на местности 15 и более лет земельного участка с кадастровым номером 25:27:030204:118 площадью 682 кв.м, поскольку согласно техпаспорту на домовладение фактическая площадь участка на дату его составления - 623 кв.м, из пояснений представителя администрации АГО, а также приложенного фотоматериала следует, что объекты, на нахождение которых ссылается административный истец, в границах участка не обнаружены, фактическое землепользование, отраженное административным истцом в межевом плане, материалами дела не подтверждается.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что административный ответчик правомерно принял решение о приостановлении осуществления кадастрового учета на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ, порядок принятия оспариваемого решения Управлением Росреестра по Приморскому краю соблюден, само решение отвечает требованиям закона и соответствует установленным обстоятельствам, в связи с чем, оснований для признания его незаконным не имеется.

С учетом изложенного, на основании ст. 27 Федерального закона № 218-ФЗ Управлением Росреестра по ПК правомерно отказано в осуществлении государственного кадастрового учета, поскольку в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Федерального закона.

Руководствуясь ст. ст. 178-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований Загуменной Раисы Павловны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, администрации Артемовского городского округа о признании решений незаконными отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Артемовский городской суд Приморского края.

    Мотивированное решение изготовлено 11.03.2019.

Судья Е.А. Шестухина

2а-166/2019 (2а-2683/2018;) ~ М-2567/2018

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Загуменная Р.П.
Ответчики
Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю
Администрация Артемовского городского округа
Суд
Артемовский городской суд
Судья
Шестухина Екатерина Андреевна
08.11.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
12.11.2018[Адм.] Передача материалов судье
12.11.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
12.11.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.11.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
30.11.2018[Адм.] Рассмотрение дела начато с начала
07.12.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
07.12.2018[Адм.] Рассмотрение дела начато с начала
25.12.2018[Адм.] Предварительное судебное заседание
09.01.2019[Адм.] Предварительное судебное заседание
23.01.2019[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
23.01.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.02.2019[Адм.] Судебное заседание
25.02.2019[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
25.02.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.03.2019[Адм.] Судебное заседание
11.03.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.04.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.10.2019[Адм.] Дело оформлено
31.03.2020[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее