Решение по делу № 33-1140/2015 от 25.02.2015

Докладчик Димитриева Л.В. Дело N 33-1140/2015

Судья Порфирьева А.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 марта 2015 года город Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Губаревой С.А.,

судей Димитриевой Л.В., Савелькиной Г.О.,

при секретаре Ильиной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики апелляционную жалобу ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 29 декабря 2014 года по гражданскому делу по иску заместителя прокурора Ленинского района города Чебоксары Чувашской Республики в интересах Петровой А.Л. к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о возложении обязанности обеспечить путевкой на санаторно-курортное лечение,

установила:

Заместитель прокурора Ленинского района города Чебоксары Чувашской Республики обратился в суд с иском в интересах Петровой А.Л. к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о возложении обязанности обеспечить истца путевкой на санаторно-курортное лечение согласно ее заявлению от 15 января 2014 года, мотивируя его тем, что Петрова А.Л., являясь инвалидом ..., имеет право на получение государственной социальной помощи, за оказанием которой в форме предоставления путевки на санаторно-курортное лечение истица обращалась в отдел социальной защиты населения ... казенного учреждения Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» (далее КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минздравсоцразвития Чувашии), представив в обоснование своего права справку формы N 070/у-04 от 13 января 2014 года, однако, до настоящего времени обеспечена не была.

На судебном заседании районного суда участвующий в деле прокурор Николаева Э.И. иск поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики Иванова О.П. иск не признала, указав, что истица будет обеспечена путевкой в порядке очередности, третье лицо КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минздравсоцразвития Чувашии представителя не направило.

Решением Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 29 декабря 2014 года на Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики возложена обязанность предоставить Петровой А.Л. путевку на санаторно-курортное лечение согласно ее заявлению от 15 января 2014 года.

Об отмене указанного решения по мотивам незаконности и необоснованности поставлено требование в апелляционной жалобе представителя ответчика Ивановой О.П. Как указывает апеллянт, обеспечение граждан путевками на санаторно-курортное лечение осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета и обязательства ответчика по обеспечению санаторно-курортным лечением граждан ограничены объемом средств, выделенных из федерального бюджета на оплату путевок. Выдача путевок производится согласно очереди и возложение на ответчика обязанности по настоящему делу нарушает права других граждан, в связи с этим податель жалобы считает, что требования удовлетворению не подлежали.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения истца Петровой А.Л., заключение прокурора Овчинниковой Н.А., полагавших жалобу не подлежащей удовлетворению, посчитав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Петрова А.Л. является инвалидом ..., что подтверждается справкой серии ... от 18 апреля 1994 года.

15 января 2014 года Петрова А.Л. обратилась в отдел социальной защиты населения ... КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минздравсоцразвития Чувашии с заявлением о предоставлении ей санаторно-курортной путевки, приложив к заявлению медицинскую справку МУЗ «...» Минздравсоцразвития Чувашии по форме N 070/у-04 от 13 января 2014 года N 940, подтверждающую наличие медицинских показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения. Право на получение путевки Петрова А.Л. повторно подтвердила справкой выданной тем же медицинским учреждением от 8 октября 2014 года N 1577. При этом путевка на санаторно-курортное лечение Петровой А.Л. до настоящего времени не была предоставлена.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее Федеральный закон N 178-ФЗ) предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды на основании пункта 8 статьи 6.1 указанного закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемого в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.

На основании части 2 статьи 6.3 Федерального закона N 178-ФЗ периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.

В соответствии с пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328 (в ред. от 1 марта 2012 года) (далее - Порядок), организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пунктам 3.6, 3.7 указанного Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 года N 256, и обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 февраля 2011 года N 48 «О предоставлении мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также об оказании государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно» утвержден Порядок предоставления путевок на санаторно-курортное лечение отдельным категориям граждан, проживающих на территории Чувашской Республики, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, не отказавшихся от получения социальной услуги, а также Порядок предоставления бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно отдельным категориям граждан, проживающих на территории Чувашской Республики, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, не отказавшихся от получения социальной услуги.

Согласно пункту 1.4 названного документа организация предоставления гражданам путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.

Принимая во внимание, что Петрова А.Л. своевременно обратилась с соответствующим заявлением о предоставлении путевки, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, ей не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение.

Довод апеллянта на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета в данном случае не может быть принят во внимание, поскольку с установлением федеральным законом социальных гарантий по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение государство приняло на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.

При таком положении, установив, что на момент рассмотрения дела путевка на санаторно-курортное лечение Петровой А.Л. предоставлена не была, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.

Довод апелляционной жалобы о том, что внеочередное предоставление путевки на санаторно-курортное лечение Петровой А.Л. ущемляет права других граждан, имеющих такое же право на государственную социальную помощь, не служат основанием для отмены решения суда, так как действующим законодательством очередность предоставления гражданам данной категории санаторно-курортного лечения не предусмотрена. Из анализа действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, не следует, что право инвалида на получение санаторно-курортного лечения в качестве средства реабилитации ставится в зависимость от наличия или отсутствия в данном регионе иных лиц, нуждающихся в таком лечении. Также нет положения о реализации гражданином такого права в порядке очередности. По смыслу вышеназванных норм материального права санаторно-курортное лечение как средство реабилитации инвалида при наличии медицинских показаний должно предоставляться в рамках календарного года без каких-либо условий.

Судебная коллегия не принимает во внимание довод автора жалобы о недостаточном объеме субвенций, предоставляемых из федерального бюджета, поскольку данное обстоятельство не может служить основанием для ограничения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав инвалидов на реабилитацию, предусматривающую полное или частичное восстановление способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, возможность социальной адаптации в обществе.

В соответствии с пунктом 2 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864, финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению социальных услуг осуществляется в том числе в отношении инвалидов, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Обеспечение граждан путевками на санаторно-курортное лечение осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, поступающих в бюджет Чувашской Республики на осуществление полномочий по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

При таких обстоятельствах указание ответчика в жалобе на то, что само предоставление путевки на санаторно-курортное лечение осуществляется в соответствии с указанным законом в пределах денежных средств, предусмотренных федеральным бюджетом, не является основанием для отмены решения суда, поскольку обязанность своевременно подавать бюджетные заявки на финансовое обеспечение расходов по предоставлению путевок лежит непосредственно на ответчике. Недостаточность федерального финансирования расходов на социальные цели не может вести к лишению гражданина предоставленного ему гарантированного права на социальную помощь государства.

Каких-либо доказательств невозможности предоставления Петровой А.Л. путевки по объективным причинам ответчиком суду не представлено.

Таким образом, проверив обжалуемое решение суда на предмет законности и обоснованности, судебная коллегия считает, что оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

Суд правильно определил юридические факты, лежащие в основании требований и возражений сторон, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 29 декабря 2014 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-1140/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Петрова А.Л.
Ответчики
Министерство здравоохранения и социального развития ЧР
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Димитриева Лариса Владимировна
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
16.03.2015Судебное заседание
24.03.2015Передано в экспедицию
24.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.03.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее